Круизное возвращение
Популярность круизного направления в России растет
Круизный туризм на юге России и Северном Кавказе в последние годы развивался не слишком активно, однако уже в ближайшее время все может измениться. В июне круизные рейсы по маршруту Сочи — Крым начнет выполнять круизный лайнер «Князь Владимир». Также прорабатывается возможность открытия круизной линии по Каспийскому морю.
Путешествие на плаву
Популярность круизного отдыха в мире растет. По данным статистики Международной ассоциации круизного отдыха, в 2016 году 25 млн туристов остановили свой выбор на круизных маршрутах. В ближайшие десять лет в разных странах в строй введут 68 лайнеров-супергигантов вместимостью от 1 тыс. до 6 тыс. пассажиров.
Как рассказала руководитель департамента развития многопрофильного круизного туроператора «Круизный Дом МК» Людмила Пучкова, за последнее время круизы стали более демократичными по стоимости и соответствуют требованиям современного путешественника — дают возможность за короткое время посетить несколько стран или городов.
Среди российских туристов в настоящее время пользуются популярностью круизы из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю и по Средиземному морю из портов в Риме, Барселоне и Генуе. Генеральный директор ООО ТК «Розовый слон» Алексан Мкртчян рассказал, что стоимость недельного тура в трехзвездочном лайнере обойдется в среднем €500, тогда как в пятизвездочном — €900. «В цену круиза включено не только размещение в каюте, но и большинство услуг на лайнере: развлекательная программа, питание по системе „все включено“ в ресторанах и другие необходимые удобства для отдыха и спорта. Многие круизные компании уделяют большое внимание организации отдыха детей. На лайнерах функционируют детские и подростковые клубы по возрастам, выделены детские специальные развлекательные зоны, предлагается детское меню. Кроме того, некоторые компании предлагают круизы для детей до 18 лет бесплатно при условии размещения с двумя взрослыми в каюте»,— комментирует Людмила Пучкова.
Единичные круизы
Учитывая растущий интерес к круизному отдыху, российские власти сейчас пытаются возродить маршруты и в Черном море. Однако сделать это непросто. Как отмечает Людмила Пучкова, после перестройки, с 1990 года, когда бывший советский круизный флот был приватизирован частными структурами или просто распродан, круизный туризм в Черноморском регионе практически перестал существовать. По словам Петра Пушкарева, шеф-аналитика ГК TeleTrade, нужно не забывать и о том, что в кубанской части Черного моря до недавнего времени не было даже регулярного морского сообщения. «Плавали лишь частные суда, и даже в год Олимпиады 2014 года добраться из Сочи в Геленджик или в Новороссийск морем было невозможно. Изредка ходили многопалубные суда из Стамбула в порт Сочи, раз в неделю появлялись рейсы до Батуми или Турции. В 2014 году из Анапы в Ялту пустили катамаран. Впоследствии, так как он всегда загружался меньше чем на треть, возобновлять это водное сообщение не стали»,— отмечает эксперт.
Робкие попытки восстановить круизное сообщение в Черном море приостановил российско-украинский конфликт. «До 2010 года туристам эпизодически предлагались круизы по Черному морю с отправлением из Одессы. Это были или зафрахтованные российскими или украинскими операторами зарубежные лайнеры, или лайнеры иностранных круизных компаний, которые принимали на борт русскоговорящих пассажиров в украинских или российских портах»,— рассказывает Роман Чударев. После обострения политической ситуации в 2014–2015 годах свернули свою деятельность те немногие круизные компания, которые предлагали туры по Черному морю с отправлением из Сочи или заходом в Ялту.
Господин Чударев говорит, что последняя серия круизов из Сочи прошла в 2015 году от итальянской круизной компании MSC. Пять рейсов было отправлено из Сочи с посещением Румынии, Турции, Греции и Италии, что по подсчетам привлекло до 1 тыс. туристов. В 2016 году, по словам эксперта, круизы по Черному морю не предлагались.
«Князь Владимир» отправляется в путь
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин на заседания президиума Государственного совета дал поручение организовать регулярное морское сообщение и морские круизы между Сочи и городами Крыма, начиная с курортного сезона 2017 года. На заседании с президиумом Госсовета президент отметил, что российским туристам будет интересно совершать морские путешествия из Сочи в Крым.
Для восстановления круизного сообщения в Черноморском регионе ФГУП «Росморпорт» в январе 2017 года учредило ООО «Черноморские круизы», которое является оператором круизов на круизном лайнере «Князь Владимир». Круиз пройдет по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — Сочи. Первый круиз стартует 11 июня 2017 года. Планируется, что в 2017 году «Князь Владимир», который сможет принять на борт более 900 пассажиров, совершит 18 рейсов по Черному морю. Генеральным агентом по продаже черноморских круизов на лайнер «Князь Владимир» выступает компания «Инфофлот».
Как рассказал генеральный директор компании «Инфофлот Москва» Андрей Михайловский, лайнер «Князь Владимир» прибыл в порт Сочи после завершения ремонтных работ. Сейчас на нем идет подготовка к первому рейсу: проводится оценка технической оснащенности внутренних помещений и общественных зон лайнера, тестируется качество взаимодействия гостиничного и ресторанного персонала, запланирован и ряд других работ.
Людмила Пучкова считает, что «Князь Владимир» — судно, инфраструктура и сервис которого рассчитаны прежде всего на российского потребителя, что и является преимуществом этого проекта. «Этот лайнер старой постройки, хотя и с обновленной инфраструктурой, вряд ли вызовет интерес у иностранных туристов. Мировая круизная отрасль предлагает огромный выбор, зарубежные компании ежегодно вводят в строй по два-три новейших лайнера, они составляют абсолютную конкуренцию этому продукту на данный момент. Наша компания считает, что круизы „Черноморских круизов“ с лайнером „Князь Владимир“, должны прежде всего быть рассчитаны на отечественного потребителя, учитывать специфику российского туриста. Именно это принесет успех данному проекту, позволит ему со временем превратиться в отечественный флот, что расширит рамки российского внутреннего туризма», — поделилась мнением госпожа Пучкова.
Как рассказал Андрей Михайловский, продажи билетов на круиз открылись за два месяца до старта туров и спрос на них превысил ожидания. Бронируют места туристы и туристические агентства; кроме того, подключились регионы Поволжья, Урала, Сибири и Юга.
О спросе на круизы из Сочи рассказали и в компании международного туроператора «Ганце Вельт». «По количеству запросов эти круизы обогнали не только популярные европейские направления, но и всеми любимые круизы из Санкт-Петербурга. В последние две-три недели более половины запросов в нашу компанию — на круизы по Черному морю. Об интересе иностранных туристов судить рано. Круизы по Черному морю заявлены как ориентированные на российский рынок, о наличии на борту англоязычного персонала, переведенных на иностранные языки меню и программ дня мы пока что не слышали»,— прокомментировал Роман Чударев.
Удачный старт продаж в «Инфофлоте» связывают с недорогой и удобной логистикой в Сочи и Симферополе, куда можно добраться практически из любого крупного города страны. Отсутствие загранпаспортов и виз тоже относят к положительным сторонам нового российского тура. По мнению компании «Круизный Дом МК», привлекательность круизов российской компании состоит в том, что она предлагает бюджетные варианты с разной длительностью и с возможностью начинать круиз как из Сочи, так и из крымских портов. Цена билетов на недельный круиз с человека составляет от 25 до 60 тыс. руб.
В компании «Ганце Вельт» отметили, что внутрироссийские маршруты вызывают интерес у пенсионеров, военнослужащих, работников силовых структур, которым ограничили возможности отдыха за границей. «Среди туристов, которые забронировали круизы по Черному морю в нашей компании, примерно 60% пенсионеров, 20% семей с детьми или подростками, остальные — семейные пары старше 45 лет», — отметил Роман Чударев.
Генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян полагает, что стартовая цена билетов приемлемая. Для сравнения, цена на недельные круизные туры по Волге варьируется от 15 тыс. руб. до 49 тыс. руб. в зависимости от уровня комфорта каюты. На цену влияет и количество городов, которые можно будет посетить за время круиза. Недельные речные круизы из Санкт-Петербурга и Москвы стоят примерно от 26 тыс. руб. до 70 тыс. руб. в зависимости от выбранной каюты.
По мнению Романа Чударева, доступная стоимость билетов на круиз «Князь Владимир» привлекательна для туристов, но, с другой стороны, маржинальность таких продаж невысока, что не позволяет активно вкладываться в рекламу и продвижение продукта.
Петр Пушкарев считает, что для массового отдыхающего заявленные цены все же не слишком бюджетные. Кроме того, к недостаткам предложенного маршрута он относит то, что у туристов не будет достаточно времени насладиться каждым пунктом остановки. «В Севастополе стоянка всего один день, причем уже в семь часов вечера нужно будет возвращаться на судно. Получается, что Херсонес и набережную удастся посмотреть лишь мельком. Балаклаву или Инкерман также невозможно осмотреть за час. В Ялте стоянка два дня и одну ночь, поэтому тоже мало что успеешь посетить. Если только по прибытии пассажиру не захочется сойти с судна и остаться там, чтобы самостоятельно прогуляться по Ливадии и Воронцовскому дворцу, осмотреть Массандру или съездить в Судак, Новый Свет и Коктебель. Но это все своим ходом или с бронью экскурсии на месте. Идея с созданием внутрироссийского круиза нужная, но пока она выглядит непроработанной»,— считает господин Пушкарев.
Кроме того, эксперт отмечает, что при заявленных характеристиках круиза приемлемой рентабельности быстро добиться не получится. «Пока не будет урегулирован вопрос с заходом в Стамбул или другие порты Турции, а также в Болгарию, придется дотировать сами круизные перевозки и рассчитывать на косвенный доход, — считает Петр Пушкарев. — Вместе с тем предложенный маршрут позволит познакомить с Крымом иностранцев, в том числе турецких граждан, привлечь их 72-часовым „безвизом“ и рассчитывать, что пассажиры будут делать покупки на берегу».
Алексан Мкртчян надеется, что в будущем круизную линию «Князя Владимира» удастся продлить до Батуми. «Здесь вопрос состоит только в том, поддержит ли эту идею грузинская сторона»,— комментирует господин Мкртчян.
Каспийское море в ожидании круизов
Другой круизный маршрут, который сейчас находится в разработке, пройдет по Каспийскому морю. Республика Дагестан разработала инвестиционный проект «Развитие международного круизного судоходства по Каспийскому морю», который представил глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в конце февраля на форуме «Сочи-2017».
Согласно проекту, в порту Махачкалы построят гавани для круизных судов, яхт и катеров. В гаванях Махачкалы и Дербента появятся пассажирские причалы, причалы ро-ро с площадками для контейнеров, накопительными площадками для трайлеров и причалы для катеров и яхт.
По словам Рабият Закавовой, министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, береговая линия Каспийского моря проходит по региону на протяжении 530 км. Сейчас в Дагестане необходимой инфраструктуры для круизного туризма нет. Махачкалинский торговый порт приспособлен только к приему торговых судов, нефтеналивных танкеров, контейнеровозов и т. д. Однако в 2018 году в соответствии с правительственной Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов планируется построить причал и морской вокзал в Махачкале и Дербенте.
В Дагестане разработали девять вариантов возможных маршрутов по Каспийскому морю. Один из них включает международный девятидневный круиз под названием «Каспий — море дружбы». Планируется, что во время маршрута туристы посетят достопримечательности России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана. Как рассказала Рабият Закавова, помимо путешествия по Каспийскому морю, программа туров будет предполагать посещение гор Дагестана, бархана Сары-Кум, Сулакского каньона, аула златокузнецов Кубачи и Дербента.
Петр Пушкарев уверен, что открытие круизных линий как по Черному, так и по Каспийскому морю — это инвестиции в будущее развитие российского туризма. «Круиз — отдельный вид отдыха, но чтобы он стал популярным, нужно тщательно проработать ценовую политику, привлекать к участию известных артистов и, безусловно, работать над инфраструктурой на берегу и над всей логистикой поездок»,— подвел итог господин Пушкарев.
Источник: www.kommersant.ru
Социологи утверждают, что каждый четвертый житель России в возрасте 18-22 лет мечтает переселиться в прошлое или будущее.