Вернуть жизнь ухватом: зачем жители создают музеи умирающих деревень
Попытки сохранить народную память нередко помогают вдохнуть жизнь в русскую глубинку
Жизнь в чуме, быт оленеводов и традиционные танцы северных народов — в России всё активнее говорят о развитии этнографического туризма, который совмещает в себе и познавательную, и развлекательную функции, и, главное, помогает сохранять уходящие традиции. По всей стране создаются центры и небольшие тематические парки, посвященные экзотической для жителей центральных регионов культуре небольших народов. Необходимость способствовать развитию этнотуризма закреплена в плане по реализации национальной политики России, который был утвержден в январе 2019 года. Между тем одной только этнографической экзотикой дело не ограничивается — жители пришедших в запустение российских деревень всё чаще сами обращаются к уходящему крестьянскому быту, создавая самодеятельные культурные и даже музейные проекты. Один из них уже несколько лет действует на Русском Севере, другой не так давно появился в Удмуртии. Как коллективная работа над сохранением памяти помогает людям не только возродить интерес к родным местам, но и привлечь туда гостей, разбирались «Известия».
На земле заволоцкой чуди
Село Березник стоит на реке Устья в обрамлении классических билибинских северных пейзажей. До Архангельска от него — около 300 км по федеральной трассе «Холмогоры». Поэтому тем, кто соберется ехать сюда из Москвы, лучше добираться из соседнего Вельска или с железнодорожной станции Костылево, не доезжая до областной столицы.
Несмотря на отдаленность от Архангельска, Березник — село по современным меркам вполне благополучное. Есть тут даже собственный спорткомплекс с ледовой ареной, рассчитанный более чем на 370 человек. И — удивительное дело! — затерянное посередине северных холмов село в начале 2010-х годов уверенно показывало рост числа жителей. Если в 2002 году там жили около 660 человек, то к 2012-м жителей было уже больше 690 человек. Сейчас, говорят местные, здесь живет около 900 человек.
Когда-то места населяли представители заволоцкой чуди — древнего финно-угорского народа. В начале XX века здесь же работала учительницей Мария Федорова-Шалаурова, одна из самых знаменитых и авторитетных собирательниц северного фольклора. Собранные ею материалы сегодня хранятся в архивах и музеях Москвы и Соловков. На этом, собственно, «серьезные» культурно-исторические достопримечательности здесь заканчиваются.
Зато у Березника есть два важных человеческих актива — в начале 2000-х в развитие деревни вложился один из местных лесопромышленников, владелец Устьянского лесопромышленного комплекса Владимир Буторин, который сам родом из этих мест. А прославиться (в определенном, конечно, смысле) селу помогла директор местного детского сада Ирина Кокорина. В 2015 году ее программа по увековечиванию памяти исчезнувших деревень «В гостях у хозяюшки Устьи» выиграла грант благотворительного фонда Потанина «Музейный гид».
Суть проекта, на который было выделено 336 тыс. рублей, была проста: авторы хотели собрать информацию о шести деревнях, когда-то стоявших в окрестностях Березника, и установить стилизованные памятные щиты с информацией о них. А еще — организовать экскурсии для школьников и взрослых, приезжающих в Березники.
Рама над рекой
Вообще-то, признает Ирина, изначально проект она придумала для того, чтобы привлечь внимание к собственному музею крестьянского быта — возможно, одному из немногих в России музеев, работающих при детском саду.
Заниматься им Ирина Кокорина начала еще в начале 1990-х — тогда же написала специальную программу «Истоки», посвященную сохранению памяти о народной культуре, а потом вместе с родителями воспитанников начала собирать по еще стоявшим деревням, у старушек, старинные утюги, ухваты и прочие артефакты крестьянской жизни.
Лайф протестировал новое телефонное развлечение для скучающих горожан "Номер Петербурга".