Рекордное количество хостелов открылось в прошлом году в России. О том, что теперь произойдет с рынком, который вырос на чемпионате мира по футболу, «Известия» поговорили с хостельерами.
530 новых хостелов в 50 крупнейших городах России были зарегистрированы в системах бронирования в 2018 году. Это, согласно данным сервиса OneTwoTrip, на 83% больше, чем в 2017-м. Более того, всего к концу прошлого года по стране было зарегистрировано 1,57 тыс. хостелов. Получается, в год чемпионата рынок вырос почти на треть.
Открывались, чтобы заработать
В OneTwoTrip ждут, что большинство открытых к ЧМ хостелов и мини-гостиниц продолжат работу. Однако опрошенные «Известиями» хостельеры уверены, что львиная их доля или уже закрыты или закроются в ближайшее время.
«Люди снимали помещения, ставили там кровати и думали, что они открыли хостелы. А хостел очень сложен в управлении. Потому что, для того чтобы он был хорош, нужно там сидеть постоянно. Нужно поддерживать идеальную чистоту. Чем больше скученность людей, тем выше требования к чистоте. Это достаточно большие затраты. Поэтому то, что открылось случайными людьми, естественным путем закроется», — добавляет адвокат адвокатского бюро «Самакаев и партнеры» и коллега Недорезовой по лиге Наталья Петровская.
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
В целом эксперты позитивно оценивают перспективы рынка в наступившем году. Рост будет, хоть и не такой значительный. Руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова отметила интерес инвесторов к хостелам. Он связан с ростом туристического потока, который ускорился благодаря ЧМ. А также с тем, что порог входа сравнительно низок. Чтобы открыть мини-гостиницу в арендуемом помещении не в центре города, по ее подсчетам, достаточно 10 млн рублей. Привлекает инвесторов и короткий срок окупаемости таких вложений. Он составляет около 12–18 месяцев, добавила руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер.
Основатель сети Clever Hostel, которая также входит в Лигу хостелов, Евгений Насонов также надеется на то, что в 2019 году, по крайней мере в Москве, количество хостелов увеличится. Он согласен с тем, что это прибыльный бизнес, «если работать», к тому же «порог насыщения рынка даже не показался на горизонте». «Ротация на рынке хостелов, я думаю, составляет где-то 20%. Каждый год какое-то количество объектов закрывается. По разным причинам: бюрократическим, бизнес-причинам, потому что собственникам это перестало быть интересно. И какая-то часть объектов каждый год открывается. Условно говоря, рост численности хостелов достигается за счет того, что открывается больше объектов, чем закрывается», – отметил Насонов в беседе с «Известиями».
Ольга Недорезова настроена гораздо менее оптимистично. Член правления Лиги хостелов не слышала о том, чтобы после чемпионата открылся хотя бы один новый хостел в жилом фонде, проще говоря, в квартире. При этом, как отмечает Недорезова, еще два года назад 80% всех хостелов были в жилом фонде.
Она признает, что расти этому рынку есть куда. Но связываться с квартирами сейчас, по ее мнению, инвесторы не будут. Проблема в том, что с 2015 года не могут принять закон, регламентирующий деятельность малых средств размещения в жилых домах. И, пока этого не произошло, любой хостел могут закрыть по формальным причинам.
Трехлетний законопроект
У законопроекта, который, как надеются хостельеры, установит правила игры, длинная судьба и туманное будущее. В сентябре 2015 года группа депутатов, среди которых председатель думского комитета по ЖКХ Галина Хованская, внесли на рассмотрение депутатов законопроект о запрете гостиничной деятельности в жилых домах. Он предполагал изменения в Жилищном кодексе, из-за которых даже краткосрочная сдача внаем своей комнаты или квартиры запрещалась. Законопроект долго обсуждался, и в мае 2016 года был принят в первом чтении, но, объясняет адвокат Наталья Петровская, первое чтение — это только концепция.
Один из общих номеров в хостеле «Годзиллас»
Фото: ТАСС/Александр Зеликов
«Был дан месяц всем на представление поправок. В июне 2016 года были внесены три группы поправок: поправки членов Совета Федерации, поправки депутатов Госдумы от «Единой России» и поправки депутата Госдумы от ЛДПР. Все три группы поправок разрешали ведение этой деятельности, но с условием одобрения общим собранием собственников в том или ином виде. Правительство к этому времени еще не смогло представить согласованный проект поправок, поэтому в июне 2016 года на заседании комитета Госдумы по ЖКХ было принято решение отложить рассмотрение вопроса и дать возможность правительству Российской Федерации представить свой вариант», — пояснила Петровская.
В правительстве по поводу законопроекта звучали полярные высказывания. Так, министр культуры Владимир Мединский назвал запрет хостелов в жилых домах ударом по внутреннему туризму. А премьер Дмитрий Медведев говорил о том, что абсолютно недопустимо, «когда подобного рода гостиницы создаются на пятом этаже десятиэтажного дома».
Правительство согласовало и официально внесло свои поправки к законопроекту в Госдуму в апреле 2018 года. «Поправки правительства тоже предусматривали возможность ведения деятельности по оказанию гостиничных услуг в жилых помещениях. Но со специальными условиями, которых было достаточно много, в том числе требование по наличию счетчиков на воду, газ и электроэнергию, права органов жилнадзора приходить с проверками (сейчас зачастую они не могут войти из-за ссылок хозяев на неприкосновенность жилища). Но основное — чтобы открыть хостел или малый отель, необходимо принять решение общего собрания со сложным кворумом (отдельно учитывающим голоса всех собственников и голоса собственников в подъезде) и с правом вето собственников примыкающих квартир», — добавила адвокат.
В начале прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с лидером партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым пообещал принятие решений по вопросу хостелов после чемпионата мира по футболу. С тех пор к законопроекту не возвращались.
Пока хостелы находятся в подвешенном состоянии, происходит, по словам Натальи Петровской, «вымывание рынка» — из-за проверок и решений судов честным хостельерам приходится закрывать бизнес.
При этом в своих решениях суды апеллируют, как правило, к тому, что работа хостела мешает соседям. Даже когда нет никаких жалоб, есть решение общего собрания о согласии на такое соседство или вообще никаких соседей у него нет.
Лестница в хостеле Godzillas
Фото: ТАСС/Александр Зеликов
«В этом году пришли к Godzillas, это самый старый хостел в Москве (открыт в 2005 году. — «Известия»). На них нет жалоб. Они выкупили все квартиры в подъезде. То есть они вообще не могут мешать соседям. К ним пришли, приостановили деятельность на 90 дней, а потом вынесли решение, что они должны вообще прекратить свою деятельность, поскольку находятся в жилом фонде», – отметила адвокат Наталья Петровская.
Из-за отсутствия отдельного входа пришлось приостановить работу другому известному московскому хостелу — Sputnik hostel & personal space, проработавшему три года в центре. Осенью он снова открылся, и никаких претензий, по словам владелицы Кристины Султановой, в дальнейшем не было. Хотя хостел отдельным входом с тех пор не обзавелся. По тем же причинам приостанавливалась и прекращалась работа других хостелов.
«В этом году пришли к Godzillas, это самый старый хостел в Москве (открыт в 2005 году. — «Известия»). На них нет жалоб. Они выкупили все квартиры в подъезде. То есть они вообще не могут мешать соседям. К ним пришли, приостановили деятельность на 90 дней, а потом вынесли решение, что они должны вообще прекратить свою деятельность, поскольку находятся в жилом фонде», – отметила адвокат Наталья Петровская.
Из-за отсутствия отдельного входа пришлось приостановить работу другому известному московскому хостелу — Sputnik hostel & personal space, проработавшему три года в центре. Осенью он снова открылся, и никаких претензий, по словам владелицы Кристины Султановой, в дальнейшем не было. Хотя хостел отдельным входом с тех пор не обзавелся. По тем же причинам приостанавливалась и прекращалась работа других хостелов.
Вторая проблема со статусом хостелов и иных малых отелей в том, что, согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предоставление нежилых помещений для постоянного и временного проживания не допускается. Получается, если это не специально построенное гостиничное здание (а малые отели и малые хостелы как раз в таких и располагаются), то им нет места: селить людей нельзя ни в жилых, ни в нежилых помещениях.
Статус кво
Хостельеры продолжают работать на свой страх и риск и надеются, как Ольга Недорезова, что на весенней сессии Госдумы деятельность хостелов в жилых домах будет узаконена. Однако есть и те, кто, как Евгений Насонов, считают, что документ не будет принят никогда.
Хостел Sputnik hostel & personal space
Фото: sputnikhostel.ru
«С 2015 года я говорю, что этот закон принят не будет. А если будет принят, то в том формате, что «давайте мы вроде как запретим, но на самом деле разрешим». Фактически этот закон запрещает посуточную аренду, то, что называется частным сектором на юге, и он запрещает путешествие между городами и ночевки у друзей-знакомых. Потому что во фразе «запрещается оказание услуг размещения» нигде вы не встретите слова о платности этой услуги. Поэтому, если к вам в Питер приехали друзья, вы все попели под гитару и оставили их у себя на диване ночевать, вы нарушили закон. Посуточная аренда — это около 3 млн адресов по всей стране. Частный сектор — 15 тыс. адресов в Краснодарском крае, около 20 тыс. адресов в Крыму. И еще где-то 15 тыс. адресов по стране: Алтай, Шерегеш, Башкирия и т.д. То есть уровень социального протеста будет довольно большой», — считает основатель сети Clever Hostel.
Собеседники «Известий» сошлись на том, что проблема ночлежек, которые по документам очень сложно отличить от хостелов, существует. Но на «недобросовестных бизнесменов», по их подсчетам, приходится 5–7% рынка. Остальные готовы работать честно. Но пока что такое «честно» не определено, получается не у всех.
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел