Киносело
Фото: Дмитрий Лебедев
Наталья Радулова на месте изучила вклад Диева-Городища в отечественную кинематографию
Каждый год в Диево-Городище, что в Ярославской области, обязательно проходят съемки нескольких фильмов и сериалов. Местные жители к киношникам привыкли, научились на них зарабатывать, а свое село в шутку называют Диево-Голливудище
"Если смотрим кино, а там героиня бежит где-то по деревенской улице, я мужу говорю: смотри, сейчас в Городище прибежит,— говорит директор местного Дома культуры Людмила Новикова.— И точно: опа, а она уже по нашей Некрасовской или Волжской чешет".
Людмила Исааковна насчитала около 40 картин, снятых в ее селе. А там, может, и все сто — не уследишь ведь за всеми. "Афоня", "Эскадрон гусар летучих", "Позови меня в даль светлую", "Бумер", "Есенин", "МУР", "Долгий путь домой" — в этих краях чего только не снимали. Где-то в кадре лишь переправа через Волгу мелькнет или церквушка местная, но обычно съемочные группы в Диево-Городище задерживаются на несколько недель или месяцев. Следы, оставленные киношниками, здесь повсюду — у кого-то под сарай намело искусственного снега, на том доме красуется надпись "Бомбоубежище", на этом — "Трактиръ", на реке — мостки, с которых актеры прыгали в воду.
Местные жители относятся к съемкам спокойно — почти все они и сами успели сняться в отечественном кино, и не по одному разу.
Даже пес здесь киношный — потомок сеттера из фильма "Белый Бим Черное ухо". Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
«Стоп! Покойники ожили!»
"Первый раз я снималась в третьем классе,— рассказывает Людмила Исааковна.— Я потом узнала, что это был фильм про школьного учителя "Алексеич" и в нем дебютировала Ирина Алферова. Нашла это кино в интернете, посмотрела, увидела себя, маленькую, с косичками — сердце дрогнуло. А тогда нам просто было весело, нас с уроков забирали, съемки длились два месяца. Один мальчик, помню, устал и решил перед камерой больше не появляться. Так режиссер ему машинку купила, чтобы задобрить, ходила к родителям, уговаривала". Юным актерам тогда заплатили по 9 рублей — Новикова купила себе набор "пластилина с ножичками".
Второй раз поучаствовать в кинопроцессе она решилась только в 2005 году, когда в Диево-Городище снимали фильм "Подкидной". "Нас, женщин, переодели в одежду военных лет, даже чулки были на резинках. Вот мы ухихикались: такие все откормленные, а вроде ж недоедаем". По сюжету надо было разбирать завалы после бомбежки. Массовка яростно принялась за работу, набросали полную машину кирпичей, а выяснилось, что это была просто репетиция. "Целый день мы грузили эти кирпичи без перерыва на обед, спины к вечеру не могли разогнуть, все в пыли, лица обветренные. А в кино это заняло секунды две. И заплатили всего по 500 рублей. Все ж деньги не лишние, но мы думали — больше заплатят". Как раз накануне свекровь Людмилы Исааковны за съемочный день получила 2600 — вот все и побежали кирпичи грузить. Кто ж знал, что это ей заплатили не только за присутствие в кадре, но и за аренду дома для съемок.
Дом Валентины Новиковой, с палисадником и резными наличниками, не раз становился съемочным павильоном. Сама хозяйка тоже давно блистает в эпизодах. Как-то играла старушку, которую прямо в церкви убили бандиты. "Вынесли нас как будто с батюшкой на улицу, и мы лежим, мертвые,— вспоминает Валентина Александровна.— Лето, комары кусают нещадно! Я зубы сжала, терплю. А мужик этот, что батюшку играл, не выдержал и хлоп себя по лбу. Режиссер кричит: "Стоп! Покойники ожили!" Потом "батюшку" ругали: "Вот непрофессиональная актриса выдержала столько дублей, а вы дергаетесь"". Снималась Валентина Александровна и в собственном доме, за столом, играла жену пьяницы, роль у нее даже со словами была: "Хватит пить!"
За аренду дома платят около 5 тысяч рублей, для Валентины Александровны это неплохая прибавка к пенсии. Лопату вот только недавно какая-то съемочная группа "прихватила", да веревка из бани, где другая группа снимала откровенные сцены, почему-то пропала. Но пенсионерка не унывает — недавно снова приезжали к ней помещение смотреть. Сейчас, говорят, ставки в кино выросли — на соседней улице снимали сериал "Двойная сплошная" с Евгенией Добровольской, и хозяйка избы за день 10 тысяч получила. Местные радуются: если так и дальше пойдет, то жить можно — велосипед, главный транспорт на селе, стоит всего 7 тысяч. А тут сразу десятка!
Савелий Крамаров за столом с городищенскими мужиками. Фото: Ювеналий Лебедев
«Подарите жене халат»
"Даже 5 тысяч — это хорошие деньги,— уверена медсестра Елена Слезкина, предоставляющая и свою жилплощадь для съемок.— У меня оклад — 5940, вот и считайте. Тем более все ведут себя прилично. Да, мебель выносят на улицу, но по полу ходят в бахилах и потом кое-какой порядок даже наводят". А еще Елена вместе с дочерью играли сектантов в сериале "Слепой-2": "Что мы там делали? А просто на коленях стояли три дня. Зато на двоих заработали две тысячи. Нормально".
Больница, в которой трудится Елена, тоже постоянно в кадр попадает. Ее построили еще до революции, так что старинные корпуса вниманием не обделяют. Даже больничные коты засветились во многих кинолентах. "Я всего два раза актрисой была, раненых бинтовала,— признается медсестра Ольга Кудренова.— А Шалун, Буян, Багир и Пуговка все время в телевизоре". Администрация на деньги от кино покупает бытовую химию, канцтовары. "Вон в том здании у нас Лиза Боярская "рожала",— проводит экскурсию главврач.— Тут госпиталь был, наши сотрудники изображали сестер милосердия. Амбулатория у нас вообще на все случаи жизни: хочешь царские времена снимай, хочешь — советские. Тут Чапаев ходил... Ох и матерщинник актер оказался. Пришлось замечание сделать".
К актерам здесь давно привыкли. Это по первости все с работы отпрашивались, бегали смотреть на знаменитостей, у каждого тракториста в кабине была фотография любимой актрисы с автографом. А потом уже и Михаила Ульянова без очереди в чайной пропускать не хотели, и Савелию Крамарову, когда он на местной швейной фабрике попросил: "Девчата, а подарите моей жене халат", отказали. Анну Большову и Аду Роговцеву городищенские считают очень хорошими актрисами — они и поговорят всегда, и улыбнутся. А вот Дарью Мороз и Михаила Ефремова не жалуют — слишком, мол, заносчивые, к себе не подпускают. Брали бы пример с Данелии, который всех местных, которые ему в съемках помогали, на свой день рождения пригласил, угощал, за одним столом сидел. "А великий оператор Сергей Вронский каким простым человеком был! — вспоминает пенсионер Ювеналий Лебедев, местный краевед.— Он же снял шедевры: "Афоню", "Укрощение огня", "Осенний марафон"! А с нашим Борькой Барабановым, что на лошади работал, подружился. К нему домой всегда после рабочего дня заходил, под закуску они все соленья из погреба уговорили, что на зиму приготовлены были. Вот они и на фото вдвоем в обнимку стоят, оба в ватниках".
Татьяна Жеребора, заведующая музейной комнатой, главный экспонат которой — стенд с фотографиями "В кадре Диево-Городище", говорит, что часто здоровается с актерами на улице: "Лицо ж знакомое, я кивну, мне ответят. Потом иду и думаю: а кто это был, может, из района? Так с Михайловым, что из "Любовь и голуби", поздоровалась, когда он мимо на машине проехал, а потом только вспомнила его. Вы поймите: если бы тут раз в 10 лет кино снимали, то для нас, наверное, это было бы целым событием. Но тут же постоянно эти актеры крутятся, режиссеры".
Вы поймите: если бы тут раз в 10 лет кино снимали, то для нас, наверное, это было бы целым событием. Но тут же постоянно эти актеры крутятся, режиссеры
Никто точно не знает, почему режиссеры так любят Диево-Городище. У Ювеналия Лебедева своя версия: "В нашем селе можно найти подходящую натуру для любого периода русской истории. У нас и природа красивая, и две старинные церкви с высокими колокольнями, старые кирпичные постройки и деревянные дома. Даже реквизит если какой нужен — радио старинное или лампу, то у наших все есть". Людмила Исааковна подсказывает: "Село до революции было богатым: картофелетерочный завод, две школы, две библиотеки, больница, добровольная пожарная дружина. Мы даже первые в губернии начали демонстрировать синематографические картины — торговцы еще в 1913 году в складчину купили аппарат "КОК". Так что кино мы любим уже больше ста лет".
Съемки фильма "Долгий путь домой" с участием Елизаветы Боярской. Фото: Ювеналий Лебедев
«Титька тараканья»
"Афоня" — самый известный из всего множества фильмов, снятых в Диево-Городище. Ровно 42 года назад, тоже в августе, здесь снимали Борщевку — деревню, где проходило детство главного героя. "Вот тут, возле нашего пруда, была встреча Афони с Егозой, 19 дублей! — рассказывает Ювеналий Валентинович, который тогда от Данелии получил разрешение снимать "кино о кино" на свою любительскую кинокамеру "Экран-3", при условии, что не попадет в кадр.— Помните, Куравлев приезжает из города с авоськой апельсинов? Но где же в селе в 1974 году можно было достать апельсины? Их даже в Ярославле не нашли. Тогда реквизиторы взяли вон у Густовых ведро яблок и перекрасили их в оранжевый цвет".
Все село помогало съемочной группе. Когда Крамаров не справился с управлением трактора и врезался в столб, местный электрик по кличке Штепсель в момент оказался на месте аварии, а обычно его было и не дозваться. Перед съемкой сцены купания в пруду несколько мужиков в болотных сапогах всю ночь граблями очищали дно от опасных предметов — бутылок, банок. В воду тогда голышом прыгал 10-летний Сережа Тюнин, а вся школа, наблюдая за ним, ухахатывалась. Подвиг Сережи, у которого недавно родился внук, остался безвестным — в фильм кадры с ним не вошли. Зато навеки запечатлены остальные.
"Девочка, которая растрясала сено и поздоровалась с Афоней,— это Аля Матвеева,— перечисляет Ювеналий Валентинович.— Мальчишка с удочкой, которому мать кричит "Афоня, домой!",— Сережа Петровичев, его мама с ведрами на коромысле — Ольга Иванова, она тогда на почте у нас работала. А помните маленькую девочку на руках жены Егозы? Крамаров, проезжая на тракторе, еще кричит ей, что встретил друга детства "конька-горбунка", у которого аллергия? Это Надя Карчина. Ей и года не было, а сейчас уже солидная женщина".
Но самая яркая роль досталась тогда директору сельской школы, Александру Флоровскому. Он изображал старика в шубе и в зимней шапке, над которым подшучивал Егоза: "Иван Иваныч Иванов с утра ходит без штанов, Иванов Иван Иваныч надевает штаны на ночь!" Директор на это грозил граблями и кричал в ответ: "Я тя! Титька тараканья!" Александр Васильевич долго репетировал, входил в роль, искал образ. Все-таки он не просто учительствовал, но и руководил драмкружком в местном клубе, выходил на сцену. "Он всегда мечтал стать известным актером,— директор местного Дома культуры Людмила Исааковна ведет нас на кладбище, чтобы показать могилу Флоровского.— И ведь стал, правда? Всякий, кто смотрел "Афоню", помнит про Иван Иваныча... А вот и он! Смотрите, какое у него красивое место. Ивы, тишина, все лежат, всем спокойно".
Городищенское кладбище — еще одно популярное место съемок. Киношники, когда все это видят — православные кресты на самом берегу Волги, белоснежный Троицкий храм с высокой колокольней, краснокирпичную ограду с нарядными воротами и башенками, аж дрожат от восторга. Недавно здесь кого-то опять "хоронили" в несколько дублей: вырыли яму, массовку одели в солдатские шинели, заставили актрису с причитаниями падать на гроб и даже дали несколько залпов из ружей в воздух. Никто против этой суеты не возражал: ни местные власти, ни родственники захороненных. Кино есть кино.
Источник: kommersant.ru