Крымский троллейбус
Много лет назад я узнал об уникальных особенностях крымской троллейбусной системы: во-первых там существовал самый длинный в мире троллейбусный маршрут, а во-вторых на этом маршруте работали самые старые в мире рейсовые троллейбусы. Впервые в Крым я попал только в этом январе, и оказалось, что ретро-троллейбусы до сих пор ходят на линиях, а мега-маршрут всё так же функционирует.
Первый троллейбус в Крыму я увидел 1 января 2015 в 00 часов 20 минут:
Под салюты, петарды, крики ура и брызги шампанского он проехал мимо площади Нахимова. ЗиУ-682 - основной троллейбус Севастополя. Это модель, к слову о рекордах, самый массовый троллейбус в мире (с 1972 до сих пор выпущено более 42000 штук). ЗиУ-682Г № 2381 - машина 1991 года, а самый старый ЗиУ Севастополя выпущен в 1986 году.
2222. Красивый номер.
Город Севастополь - это отдельный регион, и троллейбусы там не такие, как на остальном полуострове. Помимо старых ЗиУ-682 там часто встречаются шикарные троллейбусы Тролза-5265 "Мегаполис" 2010-х годов постройки подаренные Мосгортрансом. Также в городе эксплуатируются нестарые украинские машины производства ЛАЗ и ЮМЗ.
В Ялте я смотрел на горы и на море, и с троллейбусами пересекаться не собирался. Однако как-то раз в ночи мне посчастливилось увидеть (правда нечётко) тот самый настоящий овеянный мифами и легендами раритет:
Škoda 9Tr21 № 5553 1976 года выпуска у кинотеатра Спартак. В следующем году этому троллейбусу будет 40 лет, при том что срок службы у него по паспорту - всего 10.
Из Ялты в столицу республики город Симферополь мы поехали той самой дорогой, по которой проходит рекордный троллейбусный маршрут длинной почти в 100 километров. Правда поехали не на троллейбусе, а на такси - так эффективнее. В Ялте у моря было солнце и почти тепло, а на трассе в горах - туман и гололёд.
Троллейбус Богдан Т701.15 производства ЛуАЗ (2011 г.в.) - непривычный для России аппарат. Следует по междугороднему 52 маршруту от симферопольского железнодорожного вокзала на курорты ЮБК: транзитом через Алушту (с 2015 билет 55 рублей) в Ялту (87 рублей). В пути всего 2,5 часа. Но это не рекорд: ещё есть 55 маршрут, который отправляется от симферопольского аэропорта. Он идёт на полчаса дольше и стоит на 11 рублей дороже.
Старый троллейбус по дороге удалось увидеть только в виде промелькнувшего заснеженного памятника на Ангарском перевале (наивысшая точка маршрута, 752 метра).
В Симферополе я решил не ждать случая, а выделил себе время специально на троллейбусную фотоохоту:
Богданы Т701.10 у площади Ленина.
Вот показался и главный герой:
Основной набор крымских троллейбусов и неведомый украинский автомобиль.
Богдан - новый, красивый, современный. Тем удивительней контраст с допотопными Шкодами (круглыми 9Tr и квадратными 14Tr). На улицах Богданы и Шкоды встречаются примерно поровну.
Škoda 9TrH27 № 3724 (1980 г.в.). Троллейбус - мой ровесник. Пережил четырёх генсеков и четырёх президентов и вполне себе бодр.
Шкода 9Tr была для своего времени очень прогрессивной машиной. Её собирали в Чехословакии в 1962-1982 годы и продавали по всему миру, но в основном она поставлялась в СССР (Украину, Прибалтику, Грузию - особенности советской оккупации). На крымских троллейбусных линиях Шкода 9 модели закрепилась сразу же после своего появления как основной тип подвижного состава. Так сложились обстоятельства, что работает до сих пор - больше 50 лет.
Кривоват - старость не радость.
В СССР изначально закупались троллейбусы с двумя дверями: задняя широкая для входа, передняя узкая для выхода. Соответствующие значки рисуют до сих пор. Такое понятие, как "час пик" похоже заказчикам этих троллейбусов было неведомо.
Лестниц сзади у этих машин почему-то нет. Зато у них есть интересная особенность: три педали. Газ, тормоз, и ещё один тормоз.
Следующая фото-точка - перекрёсток проспекта Кирова и улицы Самокиша:
Škoda 9TrH27 № 3756 (1981 г.в.). Кстати красочная реклама Роллтона - на мове.
Škoda 9TrH27 № 3766 (1981 г.в.) Этот трёхдверный.
Не троллейбус, но тоже раритет.
Москвич-407 (выпускался с 1958 по 1965).
Škoda 14Tr02/6 № 2052 (1988 г.в.). Шкода 14 модели заменила на конвейере 9-ю модель в начале 1980-х и поставлялась в Крым до 1990 года.
Škoda 14Tr02 № 1853 (1984 г.в.).
Можно оценить интервалы движения.
Перекрёсток проспекта Александра Невского с улицей Жуковского:
Удивительным образом снова первым приехал троллейбус с номером 3724.
Škoda 9TrH27 № 3704 (1979 г.в.). Доставка хорошей еды.
Škoda 14Tr11/6 № 2150 (1990 г.в.). Одна из последних закупленных машин в советскую эпоху.
Привокзальная площадь:
Škoda 9TrH27 № 7710 (1980 г.в.).
Škoda 9TrH29 № 7791 (1982 г.в.) первого маршрута. Рядом междугородняя остановка "Троллейбусом к морю!".
Самый старый работающий на маршрутах в Крыму троллейбус сейчас 1972 года выпуска. (А самый старый действующий троллейбус в мире находится у нас в Питере: ЯТБ-1 1936 года. Но он экскурсионный.)
Невозможно не упомянуть, что самые раритетная техника в Крыму, это всё-таки не троллейбусы.
Это вот:
Депо Симферополь. Электровозы ВЛ-8 (выпускались в 1953-67 годах) и электрички Эр-1 (выпускались в 1957-62 годах).
Электровоз ВЛ8м-1360 1961-го года выпуска.
Кстати к троллейбусной раритетности в Крыму можно добавить и стоимость городского проезда - 7 рублей (11 евроцентов). Подорожало, в том году было 5. В Питере для сравнения проезд стоит 28.
Источник: ru-travel.livejournal.com