USD:
EUR:

Плохая Казань



Не успел я опубликовать пост о хорошей Казани, как меня, вы не поверите, опять обвинили в заказухе. Ну не может же город быть хорошим, думают некоторые читатели. Не просто же так Варламов приехал и начал расхваливать Казань! Может. Просто не каждый город – хороший. Казань вот мне очень понравилась. Посты с обзором городов всегда делаются независимо, я стараюсь максимально объективно показать, что происходит с городом.

Сегодня вторая часть обзора Казани. Есть ли в Казани что-то плохое? Есть, конечно, и немало. Две основные проблемы, которые можно и нужно решить, – это новое строительство и состояние дворов. В Казани очень много внимания уделяют центру, туристической инфраструктуре, главным улицам города. Приезжие поражаются красоте и ухоженности Казани. Но стоит зайти во двор, как можно увидеть типичную для многих российских городов картину – разваленные дороги, отсутствие парковок и грязь. Эту проблему можно было бы решить, если бы в Казани запустили общегородскую программу по благоустройству дворов. Работы там немного, но это сильно улучшило бы качество жизни в городе. Что касается нового строительства, то тут я столкнулся с непониманием местных властей и архитекторов, какими могут быть общественные пространства в современном городе. Такое впечатление, что городом занимаются кабинетные архитекторы-кроты, которых откопали в старом чулане советского проектного института.

Смотрите сами...



01. Начнем с самого плохого, что есть в Казани. Это площадь Тукая. Такое впечатление, что казанские архитекторы решили все самые убогие, уродливые и отвратительные новоделы построить на этой площади, чтобы потом было проще сносить. Это, наверное, удобно. Собрать все самые уродливые здания на одной площади и красиво их снести. Да, все, что есть на этой площади, надо снести, и как можно скорее. Совершенно непонятно, как это могло появиться на свет.


02. Вы только посмотрите на это... На будущее, я бы законодательно запретил использовать цветное зеркальное остекление фасадов. Особенно в Казани. Ввоз и производство цветных зеркальных стекол в России надо запретить, за незаконное использование – жестоко наказывать.


03. В общем, понастроили тут какого-то говна. Как так вышло? Непонятно. Что с ним делать? Непонятно.


04.


05. Не обошлось здесь и без подземного перехода. Пешеходную зону улицы Баумана прерывает подземный переход, совмещенный с торговым центром. Раньше на площади была еще трамвайная остановка, на нее тоже был выход через подземный переход, но остановку и трамвайную линию убрали. Как я уже сказал, все самое плохое, что есть в Казани, собрано в одном месте.


06. Пройдем дальше. Здесь у нас очередной шедевр современной казанской архитектуры – кукольный театр! "Согласно проекту, образ нового здания решен в виде "сказочного замка" с декоративным архитектурным белокаменным оформлением из башенок, витых колон, декоративных тяг и других архитектурных деталей, характерных для зданий нашего города (дом Кекина, дом Шамиля и т.д.). Оформление фасадов насыщено яркими цветными скульптурными композициями из народных сказок. Выступающая сценическая коробка задумана в виде стеклянного дворца, который как сказочный мираж проявляется на фоне неба."

Описание красивое. На деле получился дом цыганского наркобарона.


07. Где-нибудь в Румынии, в цыганской деревне, этот очаровательный сарайчик с рюшечками смотрелся бы органично. Но его построили в Казани. За что?


08. Рядом какая-то деревня и строят жилой комплекс "Барселона". В предыдущем посте, про хорошую Казань, я писал, что здесь очень внимательно относятся к городской среде. Новый жилой комплекс оказался неприятным исключением. Он, как мне кажется, слишком высокий и громоздкий для центра города.


Вернемся в центр, к казанскому Кремлю. Изначального Кремль стоял у самой воды, на месте слияния рек Волги и Казанки.


В прошлом веке пришла советская власть, и перед Кремлем построили дорогу. В лучших традициях "мы наш, мы новый мир построим".


Это было вполне в духе того времени, дорога казалась намного важнее Кремля, а о городской среде вообще не думали. Казани вообще повезло, могли бы Кремль и снести ради строительства какой-нибудь гостиницы или Дворца Советов, как снесли в Москве Зарядье. В общем, в новый век Казань вошла с Кремлем, который был окружен транспортными развязками.

И вот вместо того, чтобы как-нибудь минимизировать негативное влияние этих развязок, в Казани решили сделать их еще больше. Здесь могла бы быть хорошая общественная зона, парк, красивая набережная, но тут решили построить широченную магистраль.


Я не говорю о том, что дорогу надо было убрать совсем. Ее можно было пустить под землей (учитывая перепад рельефа, сделать это, кажется, совсем не сложно) или хотя бы не расширять. Непонятно, почему в Казани решили, что в самом сердце города должен быть транспортный узел.

10. С другой стороны Кремля тоже все грустно. Там находится стадион, спортивный комплекс, цирк и огромная парковка. Не знаю, велась ли в Казани какая-то общественная дискуссия насчет реконструкции этого места. Если нет, то самое время ее начать.


Вот, смотрите. Вдоль Волги идет ЖД-ветка, на месте слияния Казанки и Волги – стадион, парковка и спортивные объекты. С двух сторон Кремль окружен развязками.


Очевидно, что этой территорией надо заниматься, у нее огромный потенциал, но сейчас жители ее не могут использовать. О примере демонтажа магистралей в центре города читайте здесь.

11. Идем дальше. Наверное, самый яркий и противоречивый казанский объект – Дворец земледельцев, или Министерство сельского хозяйства. Мне он не нравится.


12. Но сейчас не о нем. Дворцу уже ни раз перемывали косточки, в том числе и в этом блоге. Я хотел бы обратить внимание на ужасное благоустройство вокруг дворца. Яркий пример кабинетной архитектуры, когда люди рисовали благоустройство в компьютерной программе, совершенно не думая, как это будет выглядеть в жизни. В итоге –совершенно бестолковое место, в котором неуютно находиться. По этим дорожкам невозможно ходить, люди идут по газонам, протаптывая новые тропинки.


13. А сверху выглядит красиво! Птицы, наверное, довольны...


14. Здесь же делают набережную. Такую же бестолковую. Это вторая проблема Казани. В городе многое строится, но часто не так хорошо, как могло бы быть. Сделать хорошую и плохую набережную стоит примерно одинаковых денег. Так зачем делать плохо?


15. Длиннющая набережная, где, как я понял, не планируется ничего, кроме фонарей и лавочек. О том, какая может быть набережная, я много писал. Можно посмотреть на ту же Крымскую набережную в Москве. Странно, что в Казани не делают хороших общественных пространств.


Хорошее общественное пространство могло бы быть достопримечательностью города. Почитайте мой пост про то, как в Нью-Йорке из старой эстакады сделали лучший в мире парк. Почему Казань не может так же? Все возможности для этого у города есть.

Что делать? Предлагаю собрать чиновников мэрии и отправить их летом на экскурсию в Нью-Йорк, Амстердам, Лион, Копенгаген и другие города, где занимаются развитием общественных пространств. Пусть посмотрят, как может быть, вернутся в Казань и делают лучше.

Кстати, хорошая идея. Надо будет составить экскурсионный маршрут для мэров российских городов. Чтобы не на пляжи летали, а на достижения современной урбанистики смотрели. Каждому чиновнику раздадим книжечку, где нужно будет печатями отмечать, где он был. Посмотрел, как реконструировали набережную в Лионе? Переходишь на следующий уровень ;)

16. Перейдем к дворам. Вот новые дома в одном из районов Казани. Что мы видим во дворе? Ничего, кроме парковки и детских площадок. Совершенное непонимание того, каким может и должен быть современный двор.


17. При этом дом двор проектируют по каким-то устаревшим нормам, и изначально парковок на всех не хватает. В итоге в новом квартале люди вынуждены ставить машины на тротуарах. О подземной парковке никто тоже не подумал. Как такое может быть? Я понимаю, когда с проблемой парковки сталкиваются жители старых кварталов, которые строили 50 лет назад, когда машина была одна на 3-5 семей, но сейчас, в 2015 году, не думать о парковке?


18. В итоге все тротуары загажены, ни одного целого газона в районе не осталось. Все заставлено машинами.


19. Перейдем к элитному жилью. Уж здесь-то наверняка подумали обо всем! Смотрите, какие красивые домики... Прямо Париж!


20. Красивые они только издалека. На деле новые дома уже разваливаются. Качество строительства ужасное.


21. Париж заканчивается, если свернуть за угол.


22. Вот так в новом дорогущем доме решается проблема отвода воды. Подумать о такой мелочи, как нормальные водосточные трубы, которые уходят сразу в канализацию, проектировщики не могли.


23. Что мы видим во дворе элитного жилого комплекса? А ничего. Кондовую муниципальную детскую площадку и парковку. Больше ничего. Люди просто не представляют, что может быть во дворе, кроме парковки и примитивной детской площадки.


24. Вот и все благоустройство.


25. В центре города непонятно как образовался какой-то элитный коттеджный поселок, который обнесли высоким забором. Видимо, это такой современный кремль за крепостной стеной. Никаких заборов в центре города быть не должно. Хотите строить коттеджи? Стройте, но они должны быть частью города. Крепостную стену – снести.


26. Еще одна проблема Казани. Здесь реставрируют памятники архитектуры, но не сохраняют историческую среду. Слева отреставрированный памятник, по центру – разрушающийся домик, который, скорее всего, снесут.


27. Министерство образования почему-то решило, что и на фасаде нужны кондиционеры. Это недопустимо на фасаде памятника архитектуры.


28. Теперь трамваи.


Казанский трамвай – одна из самых старых трамвайных систем в России. Конка здесь появилась ещё в 1875 году, да и полноценный трамвай возник ещё до конца XIX века. Первая линия была открыта 20 ноября 1899 года, а к декабрю 1900-го трамвай полностью вытеснил конку с казанских улиц.




До 1987 года вагонный парк на 100% состоял из рижских трамваев РВЗ-6М2. Сейчас из них сохранилось только четыре – "парадный", он же "музыкальный", "поливочный", вагон-вышка контактной сети и бывший вагон-трактир.

В советское время система бурно развивалась, а пик её "формы" пришёлся на начало нулевых: в 2002 году в городе было 23 маршрута, по которым курсировал 421 трамвайный вагон, а общая длина линий составляла 397 километров.

Но, как это случилось почти во всех больших городах России, в течение 2000-х трамваи в городе стали массово ликвидировать, а жителей пересаживать на маршрутки. Сейчас маршрутов осталось всего 6 (причём они перенумерованы).

Когда-то в Казани существовали сразу два самых длинных внутригородских маршрута в мире: протяжённость встречных кольцевых маршрутов №20 и №21 составляла 32 километра. Сейчас несколько скромнее: длина маршрута №5 (который должен был стать скоростным, но пока не стал) составляет 26,5 км, что даже не тянет на российский рекорд. Планируется, что в будущем кольцо маршрута будет замкнуто, и тогда Казань вернёт себе рекорд.

29. В целом с трамваями все грустно. Надеюсь, их не бросят.


30. Некоторые остановки трамвая выглядят так.


31. Специальная зеленая парковка ;)


32. К сожалению, Казань многим запомнилась по делу о пытках в казанском ОВД "Дальний".


33. Искусство или вандализм?


34. Некоторые дороги требуют ремонта.


35. Некоторые водители в Казани считают, что могут парковаться на тротуарах.


36. В Казани очень много ненужных заборов. Ставить заборы вдоль тротуаров нельзя.


37. В Казани не знают, какими должны быть контейнерные площадки в современном городе. Все контейнерные площадки открыты и неубраны.


38. Это прямо у жилых домов. Конечно, так делать ни в коем случае нельзя.


39. Даже в самом центре, где живут все казанские богачи, не смогли сделать нормальную площадку для мусора.


40. Иногда в Казани на помойку выкидывают машины ;) И вы еще будете говорить, что москвичи зажрались!


41. Мэр Казани решил строить в городе бессветофорные магистрали с "удобными надземными переходами". Не знаю, как это повлияло на ситуацию с пробками, но город точно стал менее доступен для маломобильных жителей.


42. Чтобы попасть на трамвайную остановку, надо подняться на 4 пролета и спуститься. Удобно?


43. Я обошел десяток надземных переходов, и ни в одном (!!!) не работал лифт для инвалидов. Как подниматься людям с колясками?


44. Сами переходы грязные и разваливающиеся.


45. Забота об инвалидах иногда приобретает причудливые формы.


46. Пандус в метро сделали... Адок...


47. Еще один пандус.


48. Выход из метро для инвалидов. Такой серпантин, где сложно разминуться двум людям...


49. Слабым и больным в современной Казани тяжело.


50. Удобный, безопасный и красивый подземный переход.


Если в городе действительно думают о маломобильных гражданах, то я предлагаю интересную игру. Раз в год (можно и чаще). В мэрии случайно выбирают какой-нибудь адрес. Дальше чиновники мэрии садятся на инвалидные кресла и пытаются без посторонней помощи доехать от мэрии до этого адреса. Уверен, они узнают о своем городе много нового и интересного!

51. Уточки на футбольном поле в одном из дворов. Казань готовится в этом году принять чемпионат мира по водным видам спорта. Иначе чем объяснить, что многие дворы затопили?


52. В Казани очень хорошо следят за парадной частью города, но совершенно не думают о дворах. Вот очень показательная фотография. Новенькая хорошая дорога слева и все развалено там, где начинается дворовая территория.


Еще на один интересный минус обратили внимание местные жители. Мне пришло вот такое письмо:

"Хотел бы обратить ваше внимание на один момент: в Казани очень рано темнеет и рано светает. Например, восход сегодня в 4:27, а закат – в 18:56. А в восточных городах Татарстана ситуация еще хуже. Это все из-за того, что мы сейчас сильно отстаем от астрономического времени. Когда жили по "вечно летнему" времени, у нас было астрономическое время.

Казань позиционирует себя как туристический город, но летом, когда приезжает много туристов, вечером достаточно рано темнеет. Во время самых длинных дней закат в Казани будет в районе 20:00. А рассвет – в 3:00. Очень неэффективное использование времени.

Примерно в такой же ситуации оказалось все Поволжье, но больше всего пострадал Татарстан, так как мы находимся восточнее всех поволжских регионов.

В этой ситуации Поволжью нужно переходить на свое астрономическое время, то есть МСК+1. Это ненормально, когда расстояние между Набережными Челнами и Мадридом более 4000 км, а разница во времени – всего 1 час. А с соседней Уфой, которая всего в 300 км, разница в 2 часа".



Что думаете?

53. Идем гулять дальше.


54. Детская площадка.


55. Центр города.


56. Посмотрим на дворы.


57. Странные конструкции.


58. Дворами не занимаются.


59. Дороги постепенно исчезают.


60. Тротуаров часто нет вообще.


61. Вот так иногда выглядят дворы в Казани...


62. Или так...


63. Бомбили?


64. Видимо, я в неудачное время приехал.


65. В Казани есть над чем работать.


66. И надо начинать быстрее...


67. Иначе после чемпионата мира по водным видам спорта город может принять ралли по бездорожью. Я уже нашел несколько интересных площадок ;)


68. Двор.


69. Еще в Казани поставили уличные бесплатные туалеты. По непонятной мне причине около каждого такого туалета стоит пластиковая будка биотуалета. Зачем?

Также в рубрике
Найти его легко, он расположен рядом с самой оживленной трассой России – дороге на Юг. Фоторепортаж для «Российского туризма» от автора канала «От века к веку» Олега Злобина
 0
Чем Удмуртия удивит туристов
 0
Комментариев нет. Станьте первым!