USD:
EUR:

Дешевый рубль охладил пыл туристов

Из-за дорожающей валюты россияне вновь отказываются от отпуска за рубежом

Текст: Александра Мерцалова
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Дешевый рубль охладил пыл туристов

Едва продемонстрировав первые признаки оживления, туристический рынок опять переходит в пике. Из-за стремительно дорожающих доллара и евро граждане отказываются от покупки туров, в результате чего общее количество проданных путевок по итогам летнего сезона может оказаться на 20-30% ниже прошлогодних. Причем в отличие от ситуации начала года могут пострадать и внутренние курорты, на которые делали ставки туроператоры.

Снижение продаж турпутевок наблюдается последние две недели, сообщила "Ъ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, сокращение спроса связано с ухудшением экономической ситуации в России: с 20 июля доллар по отношению к рублю подорожал на 11%, а евро — на 13%. В АТОР пока не оценивают объемы текущего сокращения. Но, по словам госпожи Ломидзе, по итогам сезона общее количество проданных путевок окажется на 20-30% ниже прошлогодних показателей по всем направлениям, единственное исключение — Египет.

"Скачки курса пугают туристов, на этом фоне продажи практически остановились",— соглашается представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, с начала августа курс бронирования туров в глобальной системе Amadeus составляет 65,5 руб. за доллар, хотя в начале сезона держался на отметке 56 руб. С этими выводами соглашаются опрошенные "Ъ" турагенты: по их словам, спрос снизился одновременно на всех направлениях. Сейчас общее падение продаж составляет около 20-30% по сравнению с прошлогодним уровнем, отмечает президент Ассоциации туристических агентств Андрей Гаврилов. Он надеется, что в целом по итогам этого года сокращение может оказаться всего на уровне 10-15%.

Туроператоры в последние недели зафиксировали падение спроса и на отдых внутри страны. Майя Ломидзе не исключает серьезного падения на внутреннем рынке. "Весной мы действительно чувствовали ажиотажный спрос, теперь этого нет",— отмечает гендиректор туроператора "Алеан" Илья Уманский. Он не прогнозирует сильного падения продаж в этом сезоне. "Но вряд ли ситуация серьезно затронет продажи именно на внутреннем рынке, здесь зафиксированы рублевые цены, которые не менялись с начала сезона",— соглашается Андрей Гаврилов. Однако проблема в том, что сейчас минимальная глубина бронирований на отдых на внутренних курортах, констатирует Майя Ломидзе. По ее данным, сейчас туроператоры продают путевки с выездом в конце августа — середине сентября. "Глубина продаж действительно сильно сократилась: если в начале сезона люди бронировали путевки на несколько месяцев вперед, то теперь продажи идут на середину сентября",— отмечает господин Уманский.

Обвал российского рынка туризма начался еще в июне 2014 года, когда на фоне массового банкротства крупных туроператоров и девальвации рубля (за год доллар подорожал на 75%, а евро — на 43%) участники рынка зафиксировали сокращение на 50-70% спроса на организованные туры. По данным Ростуризма, в прошлом году число выехавших за границу российских туристов сократилось на 4%, по итогам первого квартала 2015 года — на 40%. На этом фоне глава ведомства Олег Сафонов неоднократно заявлял о росте на 30% рынка внутреннего туризма. Но реальные цифры этого пока не подтверждают: по данным Ростуризма, численность россиян, размещенных в гостиницах внутри страны, по итогам 2014 года увеличилась только на 3,9%, до 33,8 млн человек. Туроператоры отмечали рост продаж путевок в Крым и Краснодарский край на 20-30% за счет переориентации части клиентов, прежде отдыхавших за рубежом. Ранее рынок внутреннего туризма рос в среднем на 5% в год. Но ситуация быстро изменилась: к середине летнего сезона 2015 года реальным спросом на туристическом рынке пользовались только Крым и Сочи, на других курортах Краснодарского края, напротив, наблюдалось падение продаж на 20-50% (см. "Ъ" от 31 июля).

Источник: kommersant.ru

Также в рубрике

Рассказывает винный обозреватель, арт-директор и автор винных концепций ресторанов AQ Kitchen, AQ Сhicken и Adri Влада Лесниченко. 

 0

Forbes представляет видеопроект о самых дорогих номерах пятизвездочных отелей Москвы

 0