USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Дауншифтинг по-сибирски

Семейная пара 16 лет счастливо живет в тайге, на бывшем кордоне - в 20 км до ближайшей деревни, кормясь охотой, рыбалкой и сбором грибов и ягод

Текст: Марина Ионаускайте
Фото: Марина Ионаускайте

Дауншифтинг по-сибирски

Ехали сегодня из Братска в Усть-Илимск. Расстояние между городами 246 км тайги и несколько поселков по дороге на достаточном удалении друг от друга.

В общем, за 40 км примерно до Усть-Илимска на дороге замечаем мужчину и женщину (обоим за 50), голосующих. В принципе, не холодно - всего -4 за бортом, но решили остановиться и подобрать этих двоих. Оказалось, что ехали они до города, кончился бензин, промерзли оба, муж жену отправил с нами, а сам остался ждать топливо. Пока ехали, выяснилось, что эта пара уже 16 лет живет в тайге, на бывшем кордоне. 20 км до ближайшей деревни. 16 лет добровольной изоляции и отказа от жизни в городе. У них двухэтажный дом там, телевизор, тарелка, генератор, баня. Раньше держали скотину разную, сейчас только собаки: "если лают на море, к нам в гости рыбаки едут, если на дорогу - гости на машине, ну а если в лес лают, то медведь идет".

Живут тем, что летом собирают ягоду, муж ловит рыбу круглый год - солит, коптит и продает на дороге. К ним в заимку постоянно приезжают либо уставшие от городской суеты люди, либо рыбаки и охотники.

Обычно гости приезжают и привозят какие-то продукты, либо они сами выбираются в поселок за ними. Раньше ходили пешком, на лыжах, сейчас купили Ниву. Встретить медведя для них в тайге - не диво, так однажды и встретили, когда шли продавать рыбу.

"Хорошо, медведь на спячку шел, осень ведь была, нас не тронул. Большой такой, никогда не думала, что они такие большие бывают. Глаза в глаза стоял и смотрел мне, а я закричала не своим голосом, медведь в два прыжка в лесу скрылся. А муж у меня первый шел, стоял как вкопанный, только и произнес - смотри, медведь! - рассказывает Светлана.

Про рыбу рассказывает, про ягоды, какое все большое: "Окунь на 3 кг был, щука большая (показывает руками), брусника в этом году не удалась, а так ее обычно очень много, я ведрами собираю, устану, лягу и лежа собираю. Лежу однажды так, ягоды собираю, сил уже нет никаких, ветер страшный, голову поднимаю, а передо мной лисица. Мы с ней носами и столкнулись, поцеловались! Представляешь, я с лисой целовалась! Она меня не боится, и я ее не боюсь! Маленькая такая,  думала, что она как собака по размеру должна быть, а она маленькая такая, миленькая. Целовались мы с ней. Зайцев пруд пруди, 75 петель Коля поставил, зайцев достал из каждой. Соболи бывают, вот они дорогие, мы шкурки сдаем, но красивые, заразы. Вот, однажды у нас охотники были, медведя завалили, жарила я им мясо. Сама я такое не ем, противно мне - они же падальщики, да и мясо жесткое, варишь-варишь его, а оно все жесткое. В общем, не ем я такое. А мужики ели, а я нет. У нас вот недавно медведь рыбу тухлую стащил, там она уже с червями была, разорвал туес, сожрал все. Ну вот как после такого медвежатину есть? Собак не ем тоже, а вот сохатина, зайчатина, глухари, тетеревы - вкусно очень. И из рыбы я все делаю, даже пирожки с икрой пеку и пельмени с рыбкой".

- Вы приезжайте к нам, в гости, если не на рыбалку, то просто отдохнуть - в баньке попаритесь, рыбкой накормим, искупаетесь в море, воздух у нас - дышать не передышать, в городе не так. В городе я задыхаюсь, еду вот к зубному завтра да пенсию с книжки снять, кое-каких продуктов подкупить и все, обратно, к себе.

У меня каких только животных не было - всякие. Коты вот живут, жирные и наглые, вечно по столам прыгают, это их гости приучили, подкармливали колбаской да салом со стола, вот и начали лазить. А кошка была, Манька, жаль, потерялась летом, на рыбалку с нами ездила. Вот кошка так кошка - мышей ловила, змей ловила. Притащила однажды змею, та извивается у нее в пасти, а он ее к моим ногам бросает и смотрит. Задавила ее в итоге. Ну вот летом поехали на рыбалку, Коля зовет - Манька, поехали, - она бежит сама, в лодку прыгает. Так и пропала на том берегу, хорошая кошка была. А эти двое увальней и лентяев, мышей не ловят, только жрут.

Козел был. Вот противная скотина! Его друг наш, Миша, царствие ему небесное, курить научил и самогон пить. Козел противный был, пакостливый - у собак вечно из чашек все сожрет, грядки потопчет, пса из будки выгонит и сам там ляжет, не подпускает никого. Вечно есть просил, чтобы сам травы пощипал - никогда! Ну вот Мишка его ради смеха и научил пить: вымочит хлеб в самогонке и дает ему, тот сожрет, захмелеет и начинает буянить, скакать по двору да на забор. Папиросу все ему давал, козел ее жевал. Ой, а Мишка-то у нас утонул. Я в городе была, а он с другом приехал к нам на кордон, пьяные были, взяли лодку и на тот берег пошли, ничего слушать не стали. На воде шторм, так и пропали, не нашли ни их, ни лодку. Царствие им небесное.

Так вот козел этот в один прекрасный день так достал меня - собаки голодные, все сожрал у них, во дворе разметал все, а тут охотники приехали, я и попросила - Убей его, а, сил моих нет, одни нервы от этого козла. Пристрелили в общем его, я потом мужикам приготовила.

Не воняет, козлиное мясо-то? - спрашиваю

Нет, его ж вымочить надо, добавить приправок да чесночку - и отлично. Ох и жирный же козел был!

Вот так и ехали всю дорогу под рассказы да под приглашения приехать и отдохнуть. Дети, кстати, у этой пары, взрослые, живут в городе, у каждого из них семьи и дети, к матери с отцом не хотят, только отдохнуть приезжают изредка. И сами они в город возвращаться не хотят.

Фотография отсюда

Вот такой дауншифтинг по-сибирски.

PS записано со слов рассказчицы и по памяти. За что купила, за то и продаю, так что не судите строго.

Источник: mjonaus.livejournal.com

Также в рубрике
Порой про Патриаршие пруды в современной Москве можно говорить либо плохо, либо никак — слишком уж одиозную славу приобрело это место: «золотая молодежь», безудержный кутеж в брызгах шампанского, самые дорогие машины и все такое прочее...
Сегодня гуляем по Москве с любимыми героинями из русской классики - бедной Лизой, Татьяной Лариной, Наташей Ростовой