Скоростной спуск денег: что происходит на горнолыжных базах Приморья
Если количество баз летнего отдыха в Приморье растет как грибы, с горнолыжными базами ситуация обстоит намного сложнее. В этом сегменте — другие проблемы других масштабов. И отсутствие снега для такого очень инвестиционно затратного и сложного во всех смыслах бизнеса — меньшее из зол.
«Еще несколько лет назад выбор ограничивался «Грибановкой», «Востоком», «Кометой» и другими участниками, известными с советских времен, а сегодня в Приморье работают 14 официально зарегистрированных крупных горнолыжных баз. Плюс центры зимнего отдыха расширяют инфраструктуру — там, где когда-то стоял один домик, сегодня стоит пять, покупают системы оснежения, с помощью которых можно в полном объеме оценить зимние развлечения», — рассказала Дарья Гусева, директор АНО «ТИЦ ПК».
Снег нашего Отечества
В этом году снежные пушки работают на полную мощность — сказались капризы погоды. Но, говорят игроки рынка, спрос не уменьшился. При этом контингент из года в год не меняется — он состоит из жителей Приморского края и незначительного количества приезжих соотечественников. Редкие гости — командировочные, попадаются и иностранцы.
Сергей Поричук, директор базы «С-Нежная» (с. Лукьяновка): «Нам, конечно, есть что предложить туристу. Но тот, кто уже всему научился и стремится к новым вершинам, идет дальше и выше. На горнолыжных базах Сахалина, Сибири люди более накатанные, чем в Приморье, — однозначно. Настоящая Мекка для российских лыжников — «Шерегеш» в 180 км от Новокузнецка, очень снежное место с развитой инфраструктурой. Москвичи основательно вкладываются туда уже лет 20, и по масштабам это, наверное, самый «мощный» курорт в России.
В Приморье же трассы короткие, больше учебные, хотя Арсеньев с его двухкилометровым очень крутым спуском в этом плане стоит на хорошем уровне — там вполне можно готовить спортсменов. Что касается нашей базы: мы — одни из очень немногих делаем упор на беговые лыжи и можем предложить достаточно хорошую трассу. Я и сам начинал еще в советское время именно с беговых».
Цены, по словам экспертов, на российских горнолыжных курортах вполне сопоставимы. Самый бюджетный вариант в Приморье — посетить одну из баз с полной экипировкой и платить 30 руб. за подъемник. Таким образом, можно уложиться в примерно в 500 руб. в день. Аренда спортинвентаря подорожала незначительно — комплект для лыжного спорта обойдется порядка 1500 руб. на весь день. Расширяется и спектр услуг — базы прирастают кафе, банями, на трассах зажигается по вечерам электрическое освещение, предлагают экскурсии в расположенные неподалеку туристские места, к примеру, Алексеевские пещеры — Белый Дворец и Приморский Великан, водопады, Воробей, Фалазу, Пидан и Чандолаз.
А те любители активных видов отдыха, для которых «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», отправляются в соседний Китай — на четырехзвездочный курорт «Мэндумэй» (порядка 15 тыс. руб. за четыре дня), Сунгари (32 тыс. руб. за неделю) и другие. Причем в том же MDM ETHNIC TOURISM RESORT (MDM) протяженность трасс не так уж велика — до 1300 метров, то есть меньше, чем в Арсеньеве.
«Туристов в первую очередь влечет новая обстановка, другая страна, в которую можно добраться из Владивостока буквально за шесть с половиной часов: около пяти часов занимает путь до города Хуньчунь, учитывая прохождение таможенно-пограничного контроля, и еще полтора часа до самой базы. Плюс, конечно же, вы отдыхаете в режиме «все включено», с большим комфортом. Такие поездки пользуются популярностью как туры выходного дня», — рассказала Эльвира Юсубова, менеджер по Китаю «Сети магазинов горящих путевок».
В ближайший Китай едут главным образом за сменой обстановки. Любители экстрима отправляются куда-нибудь в район Внутренней Монголии, где, окруженный вечнозелеными лесами, расположился комплекс «Алшань» — вторая после «Ябули» база подготовки национальной лыжной сборной КНР. А тот, кому не нужны ни экстрим, ни экзотика, остается дома, благо и здесь можно найти трассы 800 м.
Дорогая горнолыжка
Открыть горнолыжку — это очень нелегкий стартап в Приморье с его коротким сезоном, достигающий затрат в сотни миллионов.
«Один лишь ратрак для подготовки лыжных трасс к катанию стоит порядка 40 млн рублей, не говоря уже о канатной дороге, причем в лизинг вы ее не возьмете. Лизинговые компании у нас с горнолыжками не работают. И если в среднем одна такая база приносит 10–12 млн рублей в год, цифра это совсем не большая, учитывая сопутствующие расходы. Дизель для оборудования стоит 47 рублей за литр, электроэнергия — 5 рублей за промышленный киловатт, что очень дорого, ведь в соседнем Китае цена ему — рубль, — рассказал на анонимных условиях директор одного из центров зимнего отдыха. — Снег, таким образом, подорожал, расходы колоссальные. Преуспевают курорты, которые находятся в ведомстве крупных предприятий. «Роза хутор» расцвела за счет бюджетных вливаний в сотни миллиардов, «Горнолыжный» в Южно-Сахалинске поддерживают нефтяники, Красноярск — «Норильский никель», Магнитогорск — «Магнитогорский металлургический комбинат». А кто поддерживает Приморье? Наши базы работают на бэушной технике, закупают ратраки еще 90-х годов».
«Мы сильно привязаны к ценам на топливо, — отмечает Ирина Грибанова, директор горнолыжной базы «Грибановка» (с. Анисимовка). — Фактически вся техника работает на дизеле, дизель-генераторах. Соответственно, и обеспечение горнолыжки в этом сезоне достаточно серьезно подорожало, и снег дорогой на склоне».
Особо не разгонишься
Вторая проблема, волнующая участников рынка, — земельный вопрос: высокие арендные ставки и дефицит земельных участков. В Приморье лыжникам и сноубордистам мало простора. «Особо не разгонишься, склон короткий, нет выката» — претензии, которые предъявляет вчерашний неофит, почувствовавший в себе силы для сложных маневров и «большого полета».
Сергей Поричук: «Расшириться очень сложно. Это, пожалуй, самая большая проблема. Есть программа «Дальневосточный гектар», и было бы справедливо в рамках развития физической культуры и спорта, спортивного туризма учитывать при ее реализации интересы горнолыжных баз, но не тут-то было. Чтобы получить участок, нужно готовить документы, участвовать в конкурсах, платить бешеные деньги, причем стоимость аренды растет из года в год. Наши горнолыжные базы популяризируют здоровый образ жизни, работают на имидж Приморского края, многие бесплатно занимаются с детьми, и было бы правильно, я считаю, давать им какую-то фору в земельном вопросе».
Как рассказывают собеседники «К», базам не только «не дают фору», но и уничтожают спортивную инфраструктуру в пользу федеральной целевой программы. «Бросай курить, вставай на лыжи», — с этим девизом когда-то советские граждане наматывали километры под Арсеньевом, в лучших местах катания на беговых лыжах. Сегодня тренерам, которые обучали «бегунов» еще в 70-х гг., не нашлось замены, детские школы давно закрыты, крупные базы брошены, причем шанса на возрождение они уже не имеют, так как эти территории попадают под реализацию программы «Дальневосточный гектар». По факту насладиться беговыми лыжами на трассе приличного километража можно только в Лукьяновке и Спасске-Дальнем.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Еремин, лыжный инструктор: «Лыжников и сноубордистов прибавляется с каждым сезоном. Детей учат кататься уже с трех лет. Поставить ребенка на лыжи к четырем годам? Запросто! Главное, чтобы у него было желание.
Выбор горнолыжной базы зависит от того, что вы хотите получить. Интереснее, конечно, съездить в Китай или в тот же Красноярск, но за счет перелетов и переездов это удовольствие обойдется дороже. На российских базах ценник примерно одинаковый. Здесь есть свои стандарты — абонемент на подъемник, допустим, не может стоить дороже 2 тыс. рублей в день, если склон протяженностью не более 2 км и с перепадом высот около 0,5–1 км.
Что касается экипировки, то современным лыжникам в этом плане повезло. Горнолыжки были, есть и будут доступны, но я помню времена, когда снаряжение доставалось с большим трудом — чаще всего его завозили из Японии. А сейчас можно пойти в любой спортивный магазин, купить себе лыжи, ботинки, костюм, маску, шлем — любой спортивный инвентарь — и спокойно кататься. Китайцы научились делать достаточно неплохие реплики брендов ведущих производителей — люди пользуются и счастливы, но более опытные лыжники и сноубордисты, которые могут позволить себе не самое дешевое удовольствие, покупают изделия таких узнаваемых брендов, как Salomon или Burton. Полностью экипироваться сноубордисту на первый сезон, если делать покупки целенаправленно, осмысленно, с прицелом на будущее, стоит около 30 тыс.: сноуборд, крепление, ботинки обойдутся порядка 20 тыс., шлем, маска — еще примерно 10 тыс., но можно «убить» на экипировку и 150 тыс.
Ну и хочется дать совет подходить к процессу обучения более внимательно, слушая советы профессионалов. Когда я наблюдаю за движением на склонах, в глаза бросаются ошибки — к сожалению, допускают их очень часто, и не только новички; инструктору ведь всегда видно, что уже сделал или только собирается сделать человек. Допустим, сноубордист хочет повернуть, но не переносит вес тела, а просто отводит таз назад и начинает сгибаться близко к склону, за счет чего теряет равновесие, контроль над доской и падает. А лыжник чаще всего, собираясь совершить поворот, просто-напросто либо заваливается, либо «недоворачивает» лыжи. Если бы не эти распространенные ошибки, травм на склонах было бы меньше».
Один из дней был посвящен путешествию по долине р. Черек в Верхнюю Балкарию