USD:
EUR:

Поставить к стенке

Почему бизнес не спешит обслуживать причалы на Волге
Поставить к стенке

Если театр для зрителя начинается с вешалки, то река для туриста – с причала, точнее с причальной стенки. Той самой, к которой многопалубный пассажирский лайнер  подойдет, и юркий прогулочный катер пристанет. Целевое назначение этого сооружения — организация стоянки и обслуживания пассажирских судов. Ключевое звено, выходит?

Без понимания местными властями этой простой истины о развитии круизного туризма в России можно забыть навсегда. Уже выросло поколение, которое не знает, что пристани по волжским берегам, в больших и малых селеньях и городах всегда были особым  миром, живым фасадом, средоточием жизни, гостеприимными воротами в самое сердце. Недаром, все пассажирские причалы  располагались, как визитные карточки, на центральных набережных.

Город  на Волге без причала — это нонсенс, сирота. Уж, не столица точно. Любой уважающий себя капитан пройдет  мимо. А значит, мимо кошельков горожан  проплывет и копеечка, которую охотно тратят туристы на берегу.

С вешалками в театрах  понятно, а вот, с причалами вдоль самой большой и великой реки ситуация — хоть вешайся.  Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, ведомству которого выпало недавно курировать туризм, признал, что круизная отрасль России вошла в штопор: требования туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, а качество предоставляемых услуг снижается. И флот старый,  и нормальные причалы отсутствуют почти повсеместно…

Авторитетный портал «Круизинформ» сообщает, например, что туроператоры, занимающиеся организацией и проведением речных круизов по Волге, в большой тревоге: идет вниз кривая популярности маршрутов с заходами в города Средней и Нижней Волги — Астрахань, Волгоград, Саратов, Самару, Ульяновск.  О чем говорят такие цифры:  на маршруте Самара – Астрахань – Самара компания «Спутник-Гермес»  за последние два года фиксирует падение спроса  – более 35%!

И в волгоградской компании «Круиз» подтверждают, что в Саратове, Волгограде, Астрахани стало меньше круизных туристов. Заметьте, в городах, которые исстари считали себя «столицами на Волге» и справедливо гордились этим!

Новостной сайт Российского союза туриндустрии «RATA-news»  перечисляет главные проблемы речных круизных компаний. Отсутствие оборудованных причальных стенок на «великом волжском пути», нехватка благоустроенных зеленых стоянок, хороших пляжей, с кабинками для переодевания,  рынков, на которых туристы, как в былые времена, могли бы купить традиционные деликатесы нижней Волги, например, рыбу, фрукты, арбузы. Катастрофическое старение пассажирского флота, доставшегося в наследство еще от СССР, ежегодные скачки тарифов – от цены топлива до аренды причалов. Все это приводит к серьезному падению маржинальности бизнеса и не позволяет игрокам отрасли инвестировать в его развитие. Отечественный круизный туризм, в отличии от зарубежного, не процветает, а валится набок и сдувается. Такой «крепкий орешек» проблем придется решать команде Орешкина.

Волжские круизы с угрожающей стабильностью дорожают. Нынешним летом удовольствие прогуляться по палубе  будет не очень доступно даже, так называемому, среднему классу, не говоря о простых россиянах.  Сравните: 12-дневный круиз Самара – Москва стоит в среднем 90 тыс. рублей на человека. 11-дневный тур в далекую экзотическую Шри-Ланку чуть не вдвое дешевле!

А ведь по всей Волге нет ни одного губернатора и региона, где не делали бы ставку на туризм.   Все хотят увеличить турпоток! Хотеть хотят, а делают? Закрытые для гостей «речные ворота», пожалуй, красноречивей всего продемонстрируют на местах истинное отношение властей к вопросам туриндустрии.

Стенка причальная, повесть печальная

Почему в Саратове, Волгограде, Астрахани стало меньше круизных туристов? По мнению экспертов, одна из причин — высокая стоимость судозаходов. В прошлом году в Самаре она составляла 26 рублей за погонный метр, в Саратове – 25, а в Волгограде и Астрахани… 90 и 109 соответственно! Притом, что в 2016-2017 годах тариф также был 25 рублей. Учитывая немалую протяженность причальных стенок, например, в Саратове она 642 погонных метра, заход,  стоянка судна обойдется в копеечку. Как тут не отчаяться, вернее,  «отчалиться» — просто  миновать негостеприимную  пристань. Местные судовладельцы  вообще вынуждены ставить пригородный флот на прикол.

Пустынный причал на фоне заката. Фото Н.Шадрин

Сегодня в том же Саратове ситуация может сложиться так, что навигация в наступающем сезоне, окажется под вопросом. Такое здесь уже случалось в 2013 году, когда причальная стенка до самого финала навигации была закрыта для приема судов полностью. С огромным трудом, спустя годы, туроператорам  удалось восстановить потерянный за один сезон пассажиропоток.

Комитет по управлению имуществом города, в ведении которого сейчас находится та самая злополучная «золотая» стенка, выставил ее на очередные торги. Причальная стенка — ворота Саратова, «ключ» к увеличению турпотока, никак  не дождется арендатора. Волны под коркой льда сиротливо бьются о щербатую бетонную щеку. Сроки торгов миновали, а желающих участвовать в конкурсе, чтобы взять причальную стенку в аренду на пять лет, еще не нашлось. Никого! Придется, наверно, снижать цену, и снова пытаться найти хозяина. Как и кем будет осуществляться навигация 2019 года, пока неизвестно.

А ведь круизными компаниями на ближайшее лето уже запланировано более 200 судозаходов с туристами в Саратов, об этом успели отрапортовать местные власти. Это хорошая цифра, но куда круизные лайнеры будут приставать?

Бизнес не спешит арендовать саратовский причал. Муниципалитет и региональные власти,  заклиная о туризме, не поспешили озаботиться общим состоянием причальной стенки и прилегающей к ней территории, которая примыкает к двухъярусной Набережной Космонавтов – гордости не только Саратова, но и всей Волги.

Для специалистов картина совсем не радостная. Из восьми причалов более или менее функционировать  могут только пять!   Остальные совсем не пригодны. Ни один причал не оснащен электроснабжением.  Инфраструктура причалов далека от требований транспортной безопасности, нет ни одного пандуса или спуска для колясочников, асфальтовое покрытие в некоторых местах провалено,  что свидетельствует об общем ухудшении состояния гидротехнического сооружения.

В такой ситуации  «право аренды причальной стенки сроком на 5 лет с целью осуществления предпринимательской деятельности»  для бизнеса, наверно, выглядит малопривлекательно, а финансовые условия рискованными и неподъемными. Если, конечно, не взвинтить космические цены на судозаходы и прочее обслуживание. То есть, в конечном счете, опять заставить за все платить туриста!

Для выхода из пике круизной отрасли необходимо четкое разграничение сферы обязанностей участников рынка и власти. Каждый, все-таки, хорошо должен делать свое. Туроператор – создавать продукт, продвигать его, продавать.  Государство – углублять Волгу, строить причалы, инфраструктуру, новые суда. И главное, власти должны  создавать условия партнерства, при которых бизнесу будет выгодно работать в отрасли, а не «отчаливаться».

Будем надеяться, что к очередному форуму «Реки России», который пройдет в июне в Завидово, Минэкономразвития представит бизнесу план совместных действий, дорожную карту развития круизного туризма. Июнь не за горами.

текст Олег Злобин,

журнал "Отдых в России"

Также в рубрике