Туроператоры сами загнали себя в тупик
Как будут возрождать турбизнес?
На днях рухнул последний «оплот надежд» туриндустрии – закрывшаяся компания «Верса» стала последней в списке крупнейших петербургских туроператоров. Эксперты стали подозревать, что за всем происходящим в бизнесе стоит желание государства прибрать эту отрасль к своим рукам и объявить монополию на туруслуги.
Однако, если копнуть глубже, вспомнить историю, то выяснится, что многие туркомпании сами загнали себя в тупик.
Проблемы со страховкой и взносами
За последние несколько лет закрылись около 20 туроператоров, среди которых наиболее крупными были «Капитал тур» (2010 год, пострадали 8323 туриста), «Ланта-тур» (2012 год, около 4 тыс. туристов), «Асент-трэвел» (2013, около 16 тыс. туристов), напоминает издание «Фонтанка.ру». «Ответственность этих компаний была застрахована на несколько сотен миллионов рублей, и их закрытие привело к тому, что страховые компании стали крайне неохотно сотрудничать с турфирмами», - отмечает издание.
Совладелец закрывшегося туроператора «Атлас» Дмитрий Смирнов говорит, что в последнее время для крупных операторов получение финансового обеспечения стало большой проблемой. Страховые компании видят, что высока вероятность обрушения крупных операторов. «Неве», «Солвексу» поэтому приходилось договариваться с целым рядом страховых. «Найти нормального страховщика, который реально будет выплачивать деньги, стало сложно, - поясняет Дмитрий Смирнов. - В результате компании вроде «Восхождения» и появляются. 40 фирм застраховала, а что она заплатит?»
Еще одно требование, которое осложняет в последнее время работу турфирм, — это необходимость платить взносы в объединение туроператоров «Турпомощь», продолжает издание. Эти взносы — основание для попадания в реестр «Турпомощи», которое, в свою очередь, является основанием уже для записи в реестр Ростуризма. Сумма взноса небольшая — 100 тыс. рублей в год (сейчас его хотят увеличить, а также заставить операторов платить по 100 рублей с каждой путевки) плюс 0,1% выручки. Однако на рынке существует большое количество небольших туроператоров, которые, например, возят туристов на автобусах в Финляндию. И для них эта сумма существенная.
На отдых - взаймы
В июле 2014 года с турфирмы «Нева» началось разрушение рынка петербургских туроператоров. На сегодняшний день в городе не осталось ни одного крупного оператора — 15 сентября объявила о прекращении международного туризма компания «Верса». Причин этого кризиса несколько, и они все озвучивались. Во-первых, упал спрос на внешние направления. В составе отказавшихся от заграничного отдыха — сотрудники правоохранительных органов, которым запретили в этом году выезжать за рубеж (или ограничили выезд), граждане, чье денежное положение ухудшилось на фоне общего спада российской экономики, и люди, которые не пожелали ехать за границу из-за ставших напряженными отношений России с западными странами. К тому же правительство РФ пропагандировало отдых в Крыму. В результате этих обстоятельств акцент сместился в сторону внутреннего туризма.
Казалось бы, можно сократить персонал, закрыть несколько офисов, оптимизировать расходы и удержаться на плаву. Но на самом деле все сложнее. Как объяснил «Фонтанке» проректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Олег Евреинов, туристический бизнес построен таким образом, что туроператоры рассчитываются с отелями и принимающими компаниями значительно позже, чем когда отдыхает турист.
«За счет денег нынешних туристов мы оплачиваем предыдущие поездки. Это обстоятельство вынуждало в преддверии летнего сезона собирать новые и новые деньги, чтобы оплатить отдых прежних туристов. Накопили тем самым долгов еще больше», — говорит Евгеинов. Ситуация осложнилась тем, что отели и принимающие компании после закрытия «Невы» начали требовать от турфирм возвращения долгов, в противном случае они могли отказаться обслуживать туристов. По данным «Фонтанки», в турфирму «Атлас» за две-три недели до ее закрытия обращались, например, итальянские компании.
У многих туристов вызывает сомнение правильность действий туроператоров, до последнего принимающих деньги от клиентов. Но с другой стороны, деньги, полученные от туристов, еще не отправившихся на отдых, турфирмы направляют не только на погашение долгов, но и на оплату услуг уже отдыхающих туристов, в том числе их обратный перелет. Юрист Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Светлана Мержвинская считает, что «ситуация туриста, оплатившего путевку, но не поехавшего в отпуск, немного легче, чем у тех, кто за границей остался без возможности оплатить не только проживание в отеле и обратный перелет, но и зачастую питание».
«Нас упрекают в том, что мы виноваты в том, что не могли раньше закрыться, — говорит Дмитрий Смирнов. — Так потому и продолжали ведь работать, чтобы выполнять обязательства перед клиентами. Закрытие фирмы — это смерть, которую каждый откладывает, оттягивает. Не было никакого рационального смысла, чтобы закрываться раньше. Чем раньше закрылись бы, тем раньше не смогли бы выполнять обязательства».
На чем прогорела «Нева»
Туроператорам непросто сотрудничать и с авиаперевозчиками, которые диктуют жесткие условия. Дело в том, что многие авиакомпании штрафуют турфирмы за отказ от рейса в размере 60% его стоимости, продолжает издание. А план полетов утверждается в конце предыдущего сезона. Осенью – в начале зимы 2013 года туроператоры уже договаривались с авиакомпаниями о количестве туров летом 2014 года. Однако турпоток упал, в результате чего операторы пытались сбыть путевки по заниженной, убыточной, стоимости, чтобы только не платить штраф. «Бывает и по-другому. Если оператор не смог выплатить перевозчику штраф — ладно, перенесем рейс на следующий год, но ты обязан летать, бери не один рейс, а два, бери три! Перевозчики во многом диктуют свои условия. В результате турфирма залезает глубже в эти обязательства, которые не знает, как выполнить. Я долго был в этой шкуре, вылезал-вылезал, но так и не смог вылезти», — приводит «Фонтанка.ру» слова Смирнова.
Все эти причины, которыми туроператоры объясняют прекращение своей работы, не исключительны. Существует большое количество причин, заключенных внутри самих туроператоров. По мнению руководителя одного из прекративших существование туроператоров, который просил не ссылаться на него, почти во всех компаниях, которые прекратили работу, была архаичная система управления, в результате которой принимались решения, не соответствующие быстро меняющейся обстановке. По его словам, «Нева» в 2013 году пригласила специалиста, который занимается кризисным менеджментом. Несколько месяцев он изучал проблемы компании, делал конкретные выводы, предлагал решения. Его предложения должны были за год вывести компанию из плачевного положения. Начальники «Невы» все это прекрасно понимали, но заключения специалиста восприняли не так серьезно, как считают некоторые наблюдатели. «В результате не смогли вырулить», — говорит собеседник.
Кроме того, у «Невы» в последний год было неоправданно большое количество рекламы. По мнению собеседника, такие затраты на рекламу не стыковались с демпингом, которым занималась «Нева». «Логика такая: я тону, поэтому как можно больше надо потратить на рекламу. Часть рекламы, к тому же, у «Невы» шла по бартеру — с газетами, журналами. В результате много мест горело», — говорит он.
С другой стороны, как показал опыт компании «Атлас», совсем выпадать из информационного поля также чревато. Компания сократила затраты на рекламу до нуля. «Нужно было уходить от печатных СМИ, но заходить в интернет и начинать продвигать услуги более современным образом. Но поняли это в компании достаточно поздно», — говорит собеседник издания.
В «Солвексе» еще в 2013 году было широко представлено туристическое направление — Греция, убыточная для многих операторов. В конце года умер коммерческий директор «Солвекса» Андрей Агапов, который занимался этим направлением, и развитие затормозилось. Туроператоры не хотели распределять между собой турпоток в Грецию, поэтому брали большое количество чартеров (впоследствии все же пытались договориться между собой «Верса» и «Солвекс», но было уже поздно). В результате эти туры горели, и их продавали по бросовым ценам. Еще одним рискованным направлением, в том числе для «Солвекса», был Израиль.
В связи с накопившимися проблемами «Солвекс» хотел продать свою долю — за полгода до прекращения работы. Одна из авиакомпаний хотела купить туроператора, но впоследствии отказалась. «Проблемы явно были, и достаточно серьезные, покупатели это чувствовали», — считает собеседник.
Практически у всех закрытых туроператоров были проблемы в работе с персоналом. В последние годы часто задерживали зарплаты, поэтому грамотные сотрудники в 2012 – 2013 годах уходили в большом количестве.
На пути к «Интуристу»?
Существует версия, согласно которой обрушение туристического рынка произошло не случайно. Якобы это нужно правительству РФ для создания государственного туроператора, как в советское время, вроде «Интуриста». Но в отличие от банковской сферы, где переток клиентов в государственные банки происходит в результате ужесточения контроля над частными банками, в туристической отрасли никакого регулирования нет в принципе. Поэтому возможное создание госоператора можно рассматривать как реакцию на происходящее на рынке. К идее создать единого туроператора все участники рынка, с которыми общалась «Фонтанка», относятся недоверчиво.
Предложение создать единого государственного туроператора исчерпывается сообщением партии ЛДПР, в котором предлагается «упразднить все частные туристические компании и создать единую государственную». Контролировать ее работу должно будет специально созданное министерство, а также Федеральное агентство по иностранному туризму (вдобавок к существующему Федеральному агентству по туризму). «Тем самым мы позволим избежать ненужных рисков, так как на отпуск граждане откладывают средства целый год…» — говорится в сообщении.
В июле, впрочем, стало известно о том, что ФГУП «Президент-сервис» управделами президента вскоре начнет предоставлять услуги по поиску и бронированию туров в Крым, а также на другие курорты России. Но о международном туризме речи пока не идет.
Сейчас государство пытается вразумить предпринимателей угрозой уголовного преследования. «Есть централизованная политика — у Следственного комитета — очень быстро возбуждать дела о мошенничестве, — говорит Олег Евреинов. — Хотя я лично знаком с руководителями некоторых туроператоров. Ни о каком мошенничестве там и речи быть не может».
Теперь назрело время создать регулятора, который заставит быть в тонусе и операторов, и агентства. «О, тут работы – непочатый край!» — заметил один из участников рынка.
Туристический рынок давно требует создания такой структуры. В 2013 году в Ростуризме были попытки внести поправки в закон «О туристской деятельности». В конце года в Заксобрании Петербурга собиралась профильная комиссия по туризму. Предполагалось, что предложения, там озвученные, внесут в ЗакС, после чего — в Госдуму. Впоследствии Дмитрий Медведев приостановил этот процесс, однако теперь снова им озаботился. На днях он поручил Минфину, Центробанку, Ростуризму, Роспотребнадзору и другим ведомствам до 1 ноября представить предложения по усилению механизма защиты туристов, выезжающих за границу. В чем будут выражаться нововведения, пока не понятно.
Справедливо ли Ростуризм критикует регион за плохое освоение средств при строительстве туристической инфраструктуры