Крым в упадке
Туристическая отрасль, являющаяся одной из основ экономики Крыма, испытывает трудности
Туристическая отрасль, являющаяся одной из основ экономики Крыма, испытывает трудности. Число туристов, посетивших полуостров, за первые шесть месяцев 2014 года сократилось на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Состояние отраслей промышленности также оставляет желать лучшего: часть предприятий не работает из-за переходного периода, часть не может поставлять продукцию из-за отсутствия сертификации.
За первые полгода Крым посетили 1772 тыс. человек, что на 29,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, передает слова заместителя министра курортов и туризма Крыма Ольги Буровой «Интерфакс». В первые шесть месяцев 2013 года полуостров принял 2515 тыс. туристов.
Чиновница отметила рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в 1,6 раза). Поток пассажиров, прибывших на полуостров поездом, напротив, снизился в 2,8 раза. Число отдохнувших в местах коллективного размещения за полгода составило 180 тыс. человек, что в 1,9 раза меньше уровня прошлого года. Туристов же по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года оказалось на 35% меньше — 1681 тыс. человек.
По мнению экспертов, проблемы в туристическом секторе были вполне ожидаемы. Спад числа людей, решивших посетить Крым, связан как с долей украинцев, которые не смогут в этом году посетить полуостров, так и с неразвитой инфраструктурой. В прошлые годы две трети туристов в Крыму были гражданами Украины, остальные — россиянами, сообщил «Газете.Ru» первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР)Владимир Канторович.
«В этом году украинцы не едут, а подавляющее большинство россиян ранее попадало в Крым на своих машинах и на поезде. Сейчас же добраться таким путем крайне сложно, практически невозможно: отсутствует железнодорожное сообщение, мост через пролив», — говорит эксперт.
При этом в имеющихся условиях роста потока туристов через авиасообщение ждать не стоит.
Даже если бы цена авиабилета была сопоставима с расходами на поездку на машине, аэропорты Крыма все равно не в состоянии принять большое количество самолетов, считает Канторович
Имеющиеся мощности авиаперевозчиков уже используются на пределе. Как сообщили «Газете.Ru» в «Трансаэро», сейчас на маршруте Москва — Симферополь наблюдается 100-процентная загрузка, а в неделю осуществляется 14 рейсов. На рейсы «Добролета» ощущается ажиотаж: на текущих четырех рейсах в неделю заполняется порядка 98–99% мест, а билеты на июль уже раскуплены.
Нерадужной является обстановка и в сфере крымской промышленности. Запрет поставок крымской продукции в страны Европы (а именно товаров Крыма без украинской маркировки) негативно отразится на экономике республики, так как удельный вес вывозимых в Евросоюз товаров на некоторых промышленных предприятиях превышал 35%, передает со ссылкой на министерство промышленной политики Крыма ИТАР-ТАСС.
«Производителям придется искать новые рынки сбыта продукции, а это займет определенное время, поэтому предприятия промышленности, относящиеся к сфере ответственности министерства, пострадают от введения запрета на импорт крымских товаров», — сообщил исполняющий обязанности министра промышленной политики Крыма Андрей Скрынник.
По статистике министерства экономического развития Республики Крым, за первый квартал 2014 года стоимостной объем экспорта в Европу был равен $5,9 млн, всего же удельный вес экспорта в страны ЕС составил 10,2%. Главными торговыми партнерами для Крыма на данном рынке оказались Германия (4,5%) и Венгрия (2,1%), совместная доля Австрии, Франции, Польши, Нидерландов и Литвы составила 3,6%. Основными экспортными торговыми позициями, поставлявшимися в Европу из Крыма, были продукция машиностроения, химической промышленности и сельского хозяйства.
Однако не все согласны с мнением Скрынника. Работник крупного химического предприятия полуострова, Перекопского бромного завода, рассказал «Газете.Ru» о текущей ситуации, вызванной вводом санкций в отношении полуострова. «Ситуация для нашего предприятия является несколько сложной, поскольку из-за санкций завод терпит небольшие убытки, — говорит сотрудник завода. – Однако запрет на поставку продукции в Европу точно не остановит работу завода, вряд ли он вызовет какие-то сильные потрясения».
Основная часть продукции предприятия идет в Россию: на нее и другие страны СНГ приходится порядка 80–85%, говорит источник «Газеты.Ru». В то же время доля поставок в ЕС у завода невелика, это оставшиеся 10–15%, которые приходятся на большое количество стран: Испанию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию, Германию, Норвегию и другие.
Ситуацию облегчает и тот факт, что, по информации источника, часть европейских покупателей готова принимать грузы даже в обход постановления.
В целом на крупных химических предприятиях Крыма запрет отразится слабо. Компании, которые ранее работали с европейскими покупателями, достаточно быстро смогут найти альтернативные рынки сбыта, будь то Россия или же страны Юго-Восточной Азии, заявлял ранее советник главы Республики Крым по экономическим вопросам Рустам Темиргалиев. У подконтрольного группе компаний Дмитрия ФирташаGroup DF предприятия «Крымский титан», одного из крупнейших промышленных предприятий на полуострове, также не возникнет никаких проблем, отмечал советник. С этим согласен и собеседник «Газеты.Ru» на Перекопском бромном заводе.
Ранее по поводу малого влияния запрета европейского импорта из Крыма высказывались и другие чиновники. Ограничения на поставку товаров в ЕС не создадут крымским предприятиям существенных проблем, говорил «Газете.Ru» министр по делам Крыма Олег Савельев.
Такого же мнения придерживаются и в министерстве экономического развития Крыма. «В настоящее время в условиях введения запрета на импорт товаров в страны ЕС предприятия имеют возможность переориентировать поставку собственной продукции на внутреннее потребление, а также на рынки Ближнего Востока и Китая, Индии, Турции, Азербайджана и т.д., где продукция крымских производителей является востребованной», — говорится в официальном сообщении ведомства.
Доля европейских стран на крымском экспортном рынке действительно невелика. С другой стороны, пристальное внимание стоит обратить на стоимостный объем экспорта в Европу, который в апреле существенно сократился.
За первый месяц второго квартала этого года экспорт товаров из Крыма в страны Европы составил всего $72,7 тыс.
Учитывая, что, согласно статистике министерства, доля экспорта продукции химической промышленности среди всех поставок в Европу составляет менее 10% (то есть в апреле страны ЕС приобрели продукции на сумму около $7,5 тыс.), стоит говорить не о влиянии европейских санкций, а о проблемах крымских химических предприятий и предприятий промышленности в целом.
Одним из факторов, сказавшихся на снижении экспорта в целом, стала перерегистрация предприятий под российскую правовую систему, получение нужных документов, о чем ранее сообщала «Газета.Ru». В условиях переходного периода часть крымских промышленных предприятий просто не работает. В крымском «Стеклопластике», производящем лодки, катера и конструкции из полимерных композитных материалов, «Газете.Ru» сообщили, что на данный момент компания не экспортирует товар в Европу. По словам представителей предприятия, поставки осуществляются только на российский рынок.
В феодосийской судостроительной компании «Море», специализирующейся на выпуске скоростных кораблей, судов, прогулочных яхт, «Газете.Ru» ранее заявляли, что также не осуществляют сейчас каких-либо поставок в Европу. Впрочем, в связи с проблемами с регистрацией и недействительностью договоров, заключенных через Украину, в Россию поставки тоже не ведутся. Отметим, что оба предприятия — и «Стеклопластик», и «Море» — являлись одними из крупнейших в своей области на Украине.
«Большая часть предприятий до сих пор не прошли перерегистрацию в России и до сих пор юридически являются украинскими, — подытоживает сотрудник Перекопского бромного завода. — Юридически много компаний еще принадлежат Украине, в том числе и наше предприятие».
Источник: gazeta.ru