Как второй Олимпийский мишка ушел в историю
Журналисты подводят итоги закрытия домашних Игр
Когда в начале церемонии закрытия Олимпиады изображающие морских рыбок артисты образовали олимпийские кольца, напомнив миру о нераскрывшемся 7 февраля на стадионе «Фишт» пятом кольце, эстонские коллеги-журналисты слева от меня одобрительно закивали и показали большой палец, а стадион утонул в овации. Эта «фишка» была классно обыграна организаторами, самоиронию зрители оценили.
Еще днем в воскресенье я ловил на себе завистливые взгляды иностранных коллег, узнавших, что у меня есть билет и на финал олимпийского турнира по хоккею, пожалуй, самого престижного соревнования Игр, и на церемонию закрытия. Повезло так повезло.
Могу сказать свое мнение сразу — мне закрытие понравилось. Церемония (без вступительной части с ведущими Чуриковой и Ургантом, «Бурановскими бабушками», группой Gorky Park и Кубанским казачьим хором) длилась чуть больше двух часов, а организаторы как и на открытии, не стали тянуть с парадом атлетов.
Остался небольшой осадок из-за аудиоряда — флаги стран-участниц волонтеры выносили под ремикс техно-ударников 90-х из группы Two Unlimited, спортсмены начали выходить под песню Ирины Аллегровой, а сборная России — под старый хит группы «Любэ» «Не валяй дурака, Америка!» Хорошо еще, что без слов. Затем атлеты ритмично подвигались под Ляписа Трубецкого и ремикс «Валенок».
Я бы, наверное, хотел хоть раз в жизни почувствовать то, что ощущают спортсмены, которых награждают на церемонии закрытия Олимпиады, на глазах у всего мира. А потому смотреть на трио норвежских лыжниц, занявших весь пьедестал в гонке на 30 км, и уж тем более на наших парней, выигравших все медали в лыжном марафоне на 50 км было очень трогательно. Вот он — миг триумфа.Новые члены комиссии атлетов МОК (в их числе великий норвежский биатлонист Бьорндален) благодарят представителей волонтеров Олимпиады и дарят им цветы. Стадион вновь взрывается аплодисментами.
Главные герои церемонии — девочка Любовь и ее друзья — совершают путешествие по русской культуре, музыке и литературе. Музыку представляют Валерий Гергиев, Юрий Башмет и Денис Мацуев (он с роялем появляется из-под сцены и играет Второй фортепианный концерт Рахманинова в сцене со множеством роялем и играющих на них детях).
После этого на сцене — два занавеса, стилизованных под занавес Большого театра и, конечно, балет, куда без него. После — сцена, в которой Любовь и ребята находят библиотеку. На панелях проецируются портреты великих русских поэтов и писателей: от Пушкина, Толстого, Достоевского и Чехова до Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Булгакова и др. Под вальс Хачатуряна к пьесе «Маскарад» дети кружатся в вихре из книжных страниц. Это все очень-очень красиво.
Появляются циркачи и акробаты, они прыгают, показывают фокусы, жонглируют, ходят колесом. На сцене — огромное шапито. Зрители завороженно наблюдают, и я думаю: во всех сценах, почти везде, участвуют дети. Мы, получается, показываем остальному миру наших детей — лицо новой России? После фейерверка над шапито цирк гасит свои огни…
На экранах, висящих на трибунах стадиона, — олимпийские мгновения, спортивные триумфы и разочарования. Звучит гимн Греции, затем — Олимпийский гимн, после — процедура передачи Олимпийского флага от Сочи к Пхенчангу, где пройдет следующая зимняя Олимпиада. Игры вернутся в Южную Корею 30 лет спустя после Сеула-1988. Презентация Пхенчанга трогательна и красива, с национальными танцами и песнями, и вот теперь становится грустно: корейцы только еще радуются, что им предстоит принять Игры, а мы уже провожаем свою Олимпиаду.
Выступают руководитель оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко и президент МОК Томас Бах, к должности которого при каждом представлении обязательно добавляют титул олимпийского чемпиона 1976 г. по фехтованию. Оба говорят на русском (даже Бах), английском и французском: благодарят волонтеров, российское правительство и президента, выражают гордость и удовлетворение. Бах объявляет зимнюю Олимпиаду в Сочи закрытой и приглашает всех через четыре года в Пхенчанг.
Под музыку из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» появляются талисманы Игр в Сочи: Мишка (на коньках), Зайка (на лыжах) и Леопард (на сноуборде). Они грустят (в этот момент, слушая музыку и глядя на зверюшек, хочется уронить слезу, но я еле сдерживаюсь), смотрятся в большие зеркала (чуть раньше в них гляделись дети). Зеркала поднимаются вверх, и мы видим чашу с олимпийским огнем. Звучит знакомая с детства музыка Пахмутовой и Добронравова — да, та самая, с московской Олимпиады! У сцены появляются детишки с фонариками, символизирующими частичку олимпийского огня. Мишка дует на огонь в чаше и гасит его. Что, неужели это все? В горле стоит комок.
Звучит «Олимпийский вальс», оперная певица Хибла Герзмава движется в корабле «Вестник весны» по воздуху. На сцене — дети с большими ветками мимоз. После их танца над стадионом «Фишт» гремит фейерверк. Когда я выхожу со стадиона в Олимпийский парк, в нем пахнет серой. Волонтеры прощаются с гостями Олимпиады. «Дай “пятеру” волонтеру!» — кричит мне один из них при выходе из парка. Даю — как не дать.
Рядом волонтеры фотографируются с канадскими болельщиками. «Канада зе бест! Приезжайте еще!» — кричит им девушка с флагом на щеке. Самолет в темноте садится над морем, и по пути из главного медиацентра в свою гостиницу я попадаю в получасовую пробку на своем автобусе.
До свидания, Олимпиада! Сочи, ты никогда не будешь прежним.
Иточник: Ведомости
Чтобы окупить эти средства, необходимо привлечь около полумиллиона посетителей в год.