USD:
EUR:

Россия в разрезе

Какие религии процветают, а какие в упадке

Россия в разрезе

Специально для Лайфа заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ и директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата обобщил свежие данные, позволяющие сравнить статистику о религиозной жизни в стране по данным Росстата и Минюста на начало 2005, 2015 и 2016 годов.

По двум последним годам данные представлены, чтобы показать ситуацию до и после изменений в общей религиозной статистике страны ввиду прошедшей в прошлом году регистрации религиозных общин Крыма, вошедшего в 2014 году в состав России.

Что важно отметить в данной инфографике.

Суммарная доля юридических лиц четырёх традиционных религий России — православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма — приблизилась к 80% и продолжает расти.

Самой быстрорастущей организацией страны оказалась Русская православная церковь, за 11 лет увеличившая долю своих общин в общем количестве религиозных организаций страны на 3,6%, даже с учётом Крыма, где доля православных юрлиц оказалась значительно ниже среднероссийской. Учитывая текущую стратегию Церкви, предполагающую насыщение населённых пунктов новыми храмами из оптимального расчёта "один приход на тысячу крещёных" (сейчас одно юрлицо в среднем по стране приходится примерно на 8,5 тыс. жителей, хотя есть регионы со значительно лучшими показателями — одно на 2,5 тыс. жителей, как в Мордовии), число её религиозных организаций (приходов) в будущем может значительно возрасти — до 45—50 тысяч, что пропорционально изменит и их долю в стране.

Неплохую, хотя и не такую быструю динамику, показывают мусульмане, увеличившие свою долю на 0,6% за 11 лет. В некоторых регионах возможности создания новых общин практически исчерпаны: например, в Татарстане и Башкортостане суммарно зарегистрировано около 2,5 тыс. мусульманских юридических лиц, которые охватили почти все населённые пункты с мусульманским населением.

Аналогичная ситуация наблюдается в Дагестане, Ингушетии и Чечне, где религиозными общинами охвачено практически всё население. Однако там есть своя специфика — лишь часть из действующих общин официально зарегистрирована, что позволяет в будущем без труда зарегистрировать ещё примерно до трёх тысяч юрлиц и приблизить их суммарное число к часто озвучиваемой муфтиями цифре в 7,5 тыс. российских мечетей.

Иудейская община России в целом исчерпала возможности создания новых общин, сконцентрировавшись на их качественном развитии, а вот буддисты поддерживают хорошую динамику, активно создавая новые юрлица. Другое дело, что Минюст не различает буддистов традиционных и нетрадиционных, которые создают общины в разных регионах и имеют принципиально разные шансы построить для них храмы. Так, общины школы Гелуг строят свои культовые здания преимущественно в Бурятии, Калмыкии и Туве, где в большинстве своём и сконцентрированы, а их конкуренты из школы Кармапа больше ориентируются на новообращённых буддистов из крупных городов и практически не имеют храмов.

Бурно росшие в 1990-е годы протестантские организации не только исчерпали возможности роста, но и в случае некоторых деноминаций — например, "Адвентистов седьмого дня" — демонстрируют упадок в развитии (в 2005-м у них было 606 юрлиц, сейчас 575). Многочисленные крымские общины несколько выправили для них ситуацию, но общая тенденция налицо — рост свёлся к минимуму даже у пятидесятников (в 2005-м у них было 1700 юрлиц, сейчас 1742, причём по сравнению с прошлым годом, несмотря на присоединение Крыма, их число уменьшилось на 23). Несколько лет назад протестанты уступили второе место по юрлицам мусульманам и в будущем доля их общин будет только падать.

Римо-католики за 11 лет остались на том же уровне (точнее, в прошлом году прибавили два юрлица в Крыму, позволившие восполнить исчезновение двух общин на территории прочей России), что свидетельствует об их очевидной стагнации, чего нельзя сказать об Армянской апостольской церкви и старообрядцах, пока демонстрирующих стабильное развитие. Впрочем, численность старообрядцев в России постепенно уменьшается и скоро их юрлица достигнут предела роста.

Новые религиозные движения (НРД) и всевозможные православные секты и расколы за прошедшее десятилетие серьёзно деградировали. Особенно это заметно на примере последних и Новоапостольской церкви (в инфографике включена в число НРД, отдельно можно указать, что её юрлиц в 2005-м было было 63, а сейчас 49), число приходов которых сократилось за десятилетие почти в полтора раза.

Свои позиции начали сдавать даже некогда гиперактивные иеговисты (число религиозных организаций которых, отдельно не отображённых в данной инфографике в общем числе НРД, уменьшилось с 407 в 2005-м до 385 в 2015-м), а некоторым известным нетрадиционным для России религиозным организациям — например, Церкви объединения скоропостижно скончавшегося некоторое время назад "корейского Христа" Муна — грозит в нашей стране полное исчезновение (в настоящий момент число их общин в России сократилось всего до шести).

Источник: life.ru

Также в рубрике
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в связи с сохраняющейся угрозой распространения коронавирусной инфекции продлил до 1 октября действующий в регионе режим повышенной готовности
 0

Сколько туристы готовы заплатить за то, чтобы прилюдно раздеться

 0