Как и почему петербуржцы воюют с хостелами в своих домах
В 2017 году в Петербурге закрыли популярный хостел «Друзья» на Невском проспекте. Повод — жалобы жильцов дома на отсутствие отдельного входа для постояльцев гостиницы. Такие ситуации в городе происходят регулярно, а возможный «закон о запрете хостелов» ставит под угрозу почти тысячу городских площадок.
Почему возникают конфликты между гостями хостелов и местными жителями, как владельцы недорогих гостиниц договариваются с обитателями дома и есть ли смысл в регулировании этих отношений правом? «Бумага» пересказывает лекцию социолога из Европейского университета Федора Веселова, которую он прочел на городском фестивале «Кампус» в конце мая.
Хостелы, которые расположены в жилых домах, ломают уклад жизни местных
В 2016 году в Петербурге работало порядка 370 общежитий, в основном в жилом фонде. Такие цифры приводят участники объединения «Лига хостелов» из Петербурга и Москвы. Ассоциация малых гостиниц Петербурга в тот же период времени сообщала о 270 хостелах.
При этом хостелы не всегда оборудованы отдельным входом, особенно те, что располагаются выше первого этажа. По словам Федора Веселова, появление хостела провоцирует появление толп туристов на лестничных площадках, что ломает уклад жителей домов.
Федор Веселов, социолог, Европейский университет в Санкт-Петербурге:
— Простой способ избежать конфликта — разделить маршруты гостей и жильцов так, чтобы они не пересекались. Например, владельцы одного хостела, который я изучал, сделали два входа во двор и отдельную лестницу. Еще надо облагораживать территорию и делать ремонт. До открытия хостела лучше провести разведку, то есть заранее узнать, как люди относятся к будущему соседству, кто из них готов воевать в дальнейшем.
Чем дольше посетитель живет в хостеле, тем больше вероятность, что у него может возникнуть конфликт с местными
Обычно услугами хостелов пользуются бэкпекеры (люди, путешествующие с одним рюкзаком), говорит Веселов. Их средний возраст — 20–24 года, они сами планируют маршрут поездки и не готовы тратить большие деньги на аренду номера в гостинице или квартиры. При этом в Петербурге есть и те, кто живет в хостеле постоянно, то есть месяцами и даже годами. И так как соседи буквально знают их по именам, общаются с ними, их столкновения на лестничной площадке и во дворе более вероятны.
Те же, кто останавливается в хостеле на небольшой промежуток времени, хотя и могут быть включены в конфликт с местными жителями, но с меньшей вероятностью, поскольку для жителей дома они — абстрактная категория. Федор Веселов говорит, что для описания таких постояльцев жильцы в полевых интервью называли их «контингентом» и «потоком».
Причиной напряженных отношений между местными и постояльцами могут быть и нарушения, допущенные собственниками помещений и создателями хостелов
В настоящее время закрыть хостел могут, если он мешает соседям, нарушает правила пожарной безопасности и санитарные нормы. Прокуратура опирается на две статьи: 288 Гражданского кодекса РФ и 17 Жилищного кодекса.
Подобные жалобы, например, вызвали прокурорскую проверку в мини-отеле Петроградского района в прошлом году. Проверка установила, что собственник не перевел квартиру из жилого в нежилой фонд и что вход в хостел осуществляется с общей лестничной клетки дома «без учета интересов проживающих в нем граждан, а также требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований законодательства».
Найти общий язык с гостями хостела местным мешает и «синдром недоверия»
Нарушение законов и требований безопасности могут быть не единственными причинами конфликтов.
Федор Веселов, социолог, Европейский университет в Санкт-Петербурге:
— В интервью с жителями дома я обнаружил нечто похожее на то, что [польский социолог] Петр Штомпка назвал «синдромом недоверия». Штомпка говорит о том, что он свойственен многим постсоветским странам и выражается в страхе за свою безопасность, в недоверии к незнакомцам.
Так, в ситуации с хостелами жильцы дома могут ограничить доступ к домофону, ключу от ворот.
Большинство петербуржцев пытаются решить конфликты с хостелами собственными силами. В инстанции они идут только в крайнем случае
В 2016 году прокуратура Петербурга через суд закрыла четыре хостела, а в 2017-м — выиграла еще два процесса.
В Москве таких случаев было в пять раз больше. Всего в 2016 году в столичный Роспотребнадзор поступило 550 жалоб, а 26 хостелов временно приостановили работу, пишет hotelier.pro со ссылкой на ведомства.
В исследовании столкновения жильцов и гостей хостелов Петербурга Федор Веселов пришел к следующему выводу: несмотря на появление хостела и нарушение личного пространства, солидарности среди жителей дома не возникает.
Конфликт редко выходит на уровень серьезной борьбы. Обычно всё заканчивается чтением вслух постояльцу цитаты из антитабачного закона, говорит Веселов. Жильцы идут в инстанции поодиночке, не организовываются коллективно в действиях.
При этом жители дома могут не вести открытого конфликта, обратившись вместо него в суд. И владельцев хостела об этом не предупреждают
Федор Веселов отмечает, что исследователи разделяют жильцов по степени их включенности в происходящее в доме. Согласно классификации исследователя Скотта Грира, есть одиночки, слабо вовлеченные в конфликты, и активисты. В ситуации конфликтов с хостелами наиболее важен второй тип.
По словам эксперта, эти люди в некоторых случаях способны на «оборонительное соседство». Основная его характеристика — защита местности от угроз застройки, переселения. Хостелы в этом случае рассматриваются как угроза для коренного сообщества.
На поздних стадиях конфликта людям не выгодно, чтобы общежитие знало о жалобах в инстанции. С их точки зрения, лучше, говорит Федор Веселов, если хостел получит неожиданное приглашение в суд или извещение о закрытии.
Так, например, зимой 2017 года произошло с хостелом «Друзья» на Невском проспекте. О том, что суд решил закрыть заведение, в хостеле на 14 номеров узнали от журналистов. В феврале Куйбышевский районный суд удовлетворил иск прокуратуры и постановил закрыть хостел.
В Госдуме обсуждали «закон против хостелов». Если его примут, в Петербурге могут закрыть 800 хостелов и мини-отелей
По мнению Федора Веселова, сегодня у жильцов и хостела прослеживаются «властные отношения с определенными ролями». Жители порой используют аргумент: «Я живу здесь уже 20 лет. У меня прав больше», а хостелы в ситуации юридической неопределенности находятся в жилом доме «на птичьих правах».
Решить проблему можно было бы на законодательном уровне, считает Веселов. Тем не менее, попытка обсудить такой проект в мае 2016 года привела к принятию в первом чтении закона против хостелов и мини-гостиниц в жилом доме. Депутаты посчитали, что такое соседство нарушает права жильцов. Документ собирались одобрить в ноябре, но пока этого не произошло.
Если его всё же примут, то хостелы переселятся в нежилые помещения, на первые этажи с отдельным входом и системой звукоизоляции. Для Петербурга это значит закрытие 800 хостелов и мини-отелей.
Как ростовчане наживаются на отпускниках, которые стоят в пробках на федеральной трассе М-4 «Дон»
В авиакомпании заявили об участившихся случаях недобросовестной работы онлайн-агентств, которые не показывают авиабилеты «Аэрофлота» по «плоским» тарифам