Новые проблемы старых усадеб
Туристический проект «Русские усадьбы», инициированный Ростуризмом, должен привлечь к себе толпы гостей и даже стать своеобразной альтернативой Золотому кольцу
Туристический проект «Русские усадьбы», инициированный Ростуризмом, должен привлечь к себе толпы гостей и даже стать своеобразной альтернативой Золотому кольцу. Пока в маршрут включены дворянские усадьбы Тульской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей, но в дальнейшем список регионов будет расширен. Мы решили проехать по новому туристическому маршруту.
Революция и советское время вихрем пронеслись по дворянским усадьбам, уничтожив две трети. Большинство из тех, что уцелели, стали музеями художников и писателей – такими как толстовская «Ясная Поляна» или чеховское «Мелихово». Усадьбы здесь – не просто строения, заполненные личными вещами и экспонатами эпохи, но и парки с прудами, замечательные ландшафты и захватывающие дух пейзажи, открывающиеся из окон барских домов.
Незаконные коттеджи
Однако то тут, то там вырастают по берегам рек и на заповедных лугах элитные коттеджи. И никакие охранные документы оказываются не в силах удержать ландшафты в историческом виде.
– На моих глазах рядом с домом священника выросло несуразное строение, – рассказывает Борис Иогансон, директор музея-усадьбы Сергея Есенина в Константиново. – Конечно, мы забили тревогу. Все судебные инстанции пройдены, дело находится у судебных приставов, но они не очень-то расторопны.
Хаотичная застройка есенинских мест в Рязанской области шла давно. Сейчас ее удалось приостановить, но все равно находятся желающие что-либо возвести на заповедных территориях.
Чтобы защитить окские пейзажи, в музее разработали проект достопримечательного места «Есенинская Русь». Это 45 гектаров земли вокруг Константиново и 42 населенных пункта, так или иначе связанных с именем Есенина. Теперь их жителям придется ограничивать свою строительную фантазию.
У музея-усадьбы художника Поленова (Тульская область) – своя «война». Если ее проиграют, то туристы уже не смогут увидеть пейзажи, с которых Василий Поленов писал «Золотую осень», «Старое Бёхово», «Ледоход на Оке». Главное сражение происходит с собственником, купившим лагерь «Детская республика», постройки которого находятся на территории заповедника.
Двое «поклонников» Чехова решили возвести коттеджи в заповедной зоне подмосковного музея-усадьбы. К тому же новое строительство «наступает» на филиал мелиховского музея – музей-усадьбу «Лопасня-Зачатьевское».
– Мы готовим документы в прокуратуру, – говорит Константин Бобков, директор музея-заповедника Чехова. – А вот вторая проблема: пропускная способность усадьбы ограничена. Количество желающих попасть в «Мелихово» увеличивается каждый год. Хотя специалисты рассчитали «предел выносливости» чеховского дома – 50 тысяч туристов ежегодно.
В «Ясную Поляну» толпы поклонников шли при жизни Льва Толстого, а сейчас их еще больше. В прошлом году здесь побывало 208 тысяч туристов! Впрочем, в этом музее отлажен четкий «конвейер». Посмотреть дом Толстого можно только с экскурсией. В каждой группе по 15 человек, заходят они с интервалом в 10 минут. Недостаточно комфортные условия ожидания очереди – одна из проблем музея. В будущем ее хотят решить, построив центр приема посетителей рядом с усадьбой.
Эх, дороги…
Огромный мусорный контейнер среди жидкой грязи – первое, что бросилось в глаза при въезде в Богородицк. Правда, впереди виднелся плакат, извещающий, что здесь приветствуют аккуратных гостей. Далее пейзаж этого городка Тульской области преобразился и повеселел, но все равно не верилось, что эти разбитые дороги могут привести нас к одному из блистательнейших дворцов XVIII века, построенных Екатериной II для своего незаконнорожденного сына – графа Бобринского.
Такого типа усадьбы – аристократические дворцы, многие из которых были выдающимися памятниками архитектуры, – почти все уничтожили после революции. Остались единицы. Богородицкий дворец – один из них.
Когда-то пейзажный парк вокруг дворца был одним из лучших в России. Сейчас он выглядит скромнее. После войны дворец превратился в руины и был отстроен заново. Сотрудники, как могли, восполнили утраченную коллекцию. Интересных экспонатов могло быть больше, если бы не пресловутый финансовый вопрос. Множество уникальных предметов лежат в фондах и ждут реставрации – например, клавикорд конца XVIII века.
Перьевые ручки, приспособления для тушения свеч, набор для сжигания бумаги… Если бабушки еще помнят назначение этих предметов, то молодежи они непонятны. Многим уже скучно слушать академическую экскурсию, сухие подробности из жизни хозяев. Впрочем, вот вышедшие к нам девушки в нарядах екатерининских времен разыграли небольшую сценку. Экскурсии, проходящие в такой театрализованной форме, позволяют туристам погружаться в атмосферу и быт усадьбы. Жаль только, что в такой увлекательной форме экскурсии проводятся только по заказу.
Мемориальный музей-усадьба академика Ивана Павлова находится в Рязани, но проблемы здесь те же.
По асфальту, покрытому чавкающей жижей из талого снега, мы плелись в поисках улицы знаменитого академика, где и находится музей. На фоне унылой башни приборного завода деревянный дом ученого казался игрушечным. Атмосферу старины вокруг усадьбы разрушали безвкусное здание банка напротив, построенное в 1990-е годы, и множество машин, которыми была заставлена улица первого русского нобелевского лауреата – кстати, пешеходная. Именно из-за обилия автомобилей и пришлось так долго идти: туристический автобус не смог бы протиснуться к музею. Мыслей о том, что здесь когда-то ходил великий ученый, даже не возникало – атмосфера не способствовала.
– Ни с парковкой, ни с застройкой мы бороться не можем, – сетует Наталья Загрина, директор мемориального музея-усадьбы. – А хотелось бы, чтобы здания, которые окружают музей, напоминали старинные, чтобы туристы сразу попадали в другой мир.
В этом двухэтажном доме прошли детство и юность Павлова. Музей в нем открыли в 1946 году. Хотя подобным мемориальным музеям по регламенту положено принимать 20 тысяч, сюда приезжают более 40 тысяч человек в год. Капитального ремонта в здании не было с момента основания, ему требуется серьезная реставрация, но средств на нее нет.
В музее уютно и тепло. На втором этаже посетителей развлекает своим пением кенар. Сотрудники очень беспокоятся за него.
– Не снимайте со вспышкой, он боится, у него будет инфаркт! – умоляют они гостей.
Инвалиды не нужны
В музее проводят много мероприятий для молодежи, в том числе для сирот и детей с ограниченнымивозможностями. Но инвалиды самостоятельно могут проехать только в сад и на старые площадки для игры в городки и крокет. Посмотреть же экспозицию они могут, только если кто-то поможет поднять коляску на второй этаж. Статус музея не позволяет установить лифт.
Не приспособлены для посещения инвалидов и другие, даже самые знаменитые наши музеи-усадьбы. «Мы не можем изменить облик мемориальных зданий, чтобы сделать специальные подъемники, – объясняет мелиховский директор Константин Бобков. – Для того чтобы помочь инвалидам, нужны решения на самом высоком уровне».
Мемориальный дом-музей гравера Ивана Пожалостина находится на центральной улице Солотчи (Рязанская область). Она узкая, около дома может встать только один туристический автобус, да и то летом. За музеем есть хорошая парковочная площадка, на которой легко разместятся несколько автобусов. Но туда ведет проселочная дорога, и зимой по ней невозможно проехать.
Ветер, снег с дождем… За десять минут ходьбы ноги промокли насквозь.
– Не раздевайтесь, в музее холодно, – остановила нас Светлана Ерохина, заведующая домом-музеем, кутаясь в теплую куртку, замотанную сверху шарфом. Как нам потом рассказали, утепление дома стоит около полутора миллионов.
В советское время в эту усадьбу любили приезжать Константин Паустовский и Аркадий Гайдар. Во дворе растет яблоня, посаженная Гайдаром. Из ее яблок сотрудники музея варят варенье и угощают им посетителей.
Три дня на оленях
Поездом от Тамбова до Уваровки, затем 20 километров на автобусе, который ходит два раза в неделю… Такой путь надо проделать туристу, если он решит самостоятельно посетить музей-усадьбу Сергея Рахманинова в Ивановке. В общем, без своей машины не добраться.
Сюда знаменитый композитор приезжал каждый год, на весну и лето, более 25 лет. Здесь он написал множество своих произведений. Усадьбу уничтожили во время гражданской войны. Но благодаря стараниям поклонников творчества Рахманинова Ивановка обрела вторую жизнь.
Сначала построили флигель, где жил Сергей Васильевич во время своих приездов, а в 1995 году восстановили и барский дом. Многие из жителей вернули для экспозиции вещи, разворованные их дедами из усадьбы в революционные годы.
Сейчас музей-усадьба Рахманинова – это единственное место, где провинциалы (а Ивановка находится на стыке Тамбовской, Воронежской и Саратовской областей) могут услышать музыку в исполнении звезд мировой величины. На летние концерты Михаила Плетнева, Николая Луганского и других известных музыкантов сюда съезжается более десяти тысяч человек. На одном берегу реки устанавливают большую сцену, на другом – ставят множество скамеечек, а кто-то приносит из дома пледы и устраивается на траве… Но вот концертного зала здесь нет, а зимние возможности усадьбы невелики. Если из гостиной вынести мебель и расставить стулья, то можно уместить всего около ста зрителей.
Число посетителей музыкальных фестивалей здесь растет каждый год. Но остановиться гостям негде. Да что переночевать – просто пообедать! До ближайшего отеля и ресторана ехать десятки километров. Правда, министерство культуры и администрация Тамбовской области обещают начать здесь строительство концертно-выставочного зала и гостиницы на 30 номеров, но пока воз и ныне там.
Те же проблемы в музее «Усадьба купца Байбакова» в городе Епифани Тульской области: добраться сюда можно только в составе организованной туристической группы.
Купец Байбаков ничем особенным не прославился – занимался мелочной торговлей, имел жену и шестерых детей. Но в его доме разместился музей, который рассказывает об укладе жизни русского купечества. В город с населением 1800 человек ежегодно приезжают около 11 тысяч туристов.
В стоимость билета входит экскурсия (80 рублей для взрослых, бесплатно для детей) с последующим чаепитием. Если гость пришел один, экскурсовод обслужит и его.
Вот только добраться сюда одиночным посетителям опять же сложно. Прямого транспорта из Тулы нет. Выходит, надо останавливаться на ночь. При музее есть гостиница, но в ней придется снять целиком блок, состоящий из спальни и кабинета.
А туалет – в лесу
До музея-усадьбы Андрея Болотова «Дворяниново» путь тоже непрост и не близок. Но мы были вознаграждены: в усадьбе нас напоили чаем с целебными травами по рецепту бывшего хозяина.
Андрей Тимофеевич Болотов – один из основателей агрономии, которому мы обязаны появлению в нашем меню картофеля и помидоров. 20 лет он работал управляющим в Богородицком имении графа Бобринского. После смерти Екатерины II уволился и занялся своей усадьбой, разбил яблоневый сад и парк, посадил огороды, занялся рыбоводством и сельскохозяйственными экспериментами.
Сейчас в усадьбе восстанавливается парк, уже посадили огороды, расчистили пруды и «заселили» в них рыб. Здесь тоже собираются построить гостиницу и кафе с кухней «по Болотову», где будут кормить посетителей блюдами XVIII века. Еще в планах – деревня того времени, без электричества: туристы сами будут топить печь и ходить за водой. Об этом нам поведал директор музея-усадьбы Сергей Глушков.
Впрочем, приобщиться к быту XVIII века можно и сейчас. Для этого достаточно сходить в музейный туалет – деревянный, на улице.
Когда мы решили посетить этот объект, уже стемнело. Два строения были с трудом различимы на фоне леса. Свет в сооружении не предусматривался. Батарея тоже. А ведь на экскурсии приезжают женщины и дети, и подобное «соприкосновение с историей» может быть чревато для их здоровья.
Кстати, в музее-усадьбе Павлова – та же проблема с туалетом. И это в центре Рязани! Особенно пронзительно в этот момент вспоминаются музейные рассказы о высокой русской культуре. В есенинском музее-усадьбе туалет благоустроенный – вот только его посещение даже для тех, кто заказал экскурсию, платное…
Тамбовский «Версаль»
«Слепой случай меняет все». Так или нет, но именно он изменил судьбу старинной усадьбы купца Асеева в Тамбове. Она стала филиалом музея-заповедника «Петергоф».
Текстильный «король» Михаил Асеев (он поставлял сукно для царской армии) построил свой белоснежный особняк на берегу реки Цны в 1905 году. Когда после революции хозяин уехал за границу, в доме разместили школу-интернат, потом – отряд «конных солдат», университет и, наконец, – кардиологический санаторий. Усадьба ветшала, разрушалась, но ей повезло: было принято решение ее восстановить.
На реставрацию потратили более 400 миллионов рублей, 350 из которых выделило Министерство культуры РФ, остальные добавили из бюджета Тамбовской области. В сентябре 2014 года в здании открылся музей, экспозицию которого помогли создать коллеги из Петергофа.
Прошел всего лишь год, а в холле отслаивается штукатурка. Есть и другие проблемы с ремонтом внутри дома, но они скрыты экспозицией.
– У нас много претензий к подрядчику, который реставрировал здание, к его некачественной работе, – говорит Дмитрий Самородин, директор историко-культурного музейного комплекса «Усадьба Асеева». – Правда, нас заверили, что весной будет произведен гарантийный ремонт.
У музея есть и более приятные хлопоты – благоустройство парка. Здесь появится тамбовский «Версаль» – 18 причудливых фонтанов должны изумлять горожан. Парк украсят различными скульптурами, устроят пещеру с водопадами и лабиринт из кустарников, построят детскую площадку, летний театр и кафе. Впрочем, по словам Самородина, бюджет области не потянет такие затраты, нужна помощь государства, поэтому музейный комплекс собирается участвовать в федеральных программах.
Подобные финансовые проблемы возникают у многих усадеб. Музею-заповеднику «Мелихово» жизненно необходимы визит-центр и фондохранилище. «Ясной Поляне» тоже нужно новое фондохранилище. Там можно будет разместить фонды, которые сейчас хранятся в мемориальных зданиях, освободив последние для новых экспозиций.
Говорят, что частные ресурсы эффективнее государственных. Правда, есть одно «но». Переданные в частные руки памятники архитектуры часто становятся недоступными для туристов. Как, например, восстановленная на средства РПЦ усадьба «Красное» в Рязанской области, одно из ярких творений Василия Баженова. Возможно, такая же судьба ожидает усадьбу Асеева «Арженка» в Рассказово Тамбовской области, где предполагается устроить гостиницу.