USD:
EUR:

Ирина Тюрина: Проблема Крыма в транспортной составляющей

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии рассказала почему проваливается туристический сезон на российском полуострове

Текст: Виктор Шацких
Ирина Тюрина: Проблема Крыма в транспортной составляющей

Зато борьба с незаконным строительством у моря разгорается всё жарче

Из-за прохладной погоды купальный сезон на полуострове свободы начался чуть позже, чем обычно. Какая сегодня в Крыму ситуация с турпотоком?

По оценкам туроператоров и руководителей крымской курортной индустрии, всё уже не так драматично, как было в мае, когда на праздники в Крым приехали отдыхать 10% от обычного количества туристов. Однако и сегодня радоваться особенно нечему. По самым оптимистическим прогнозам, снижение общего количества отдыхающих нынешним летом по сравнению с сезоном 2013 года будет на уровне 30-40%, по средне-оптимистическим – на уровне 50%.

Традиционно 4 из 6 миллионов отдыхающих в Крыму составляли украинцы, а сейчас их здесь почти нет. Транзитом через Украину ехали в Крым белорусы – теперь их тоже гораздо меньше: опасаются по пути угодить в район боевых действий.

Но зато многие россияне воодушевлены перспективой отдохнуть в нашем Крыму. В здешние пансионаты и санатории продаются профсоюзные путёвки по льготным ценам, на полуостров должны были массово поехать в отпуск российские силовики, которым теперь не разрешается путешествовать за границу. Однако общий российский турпоток в Крым в нынешнем году тоже уменьшился, а не увеличится. Почему?

Ситуацию комментирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина:

- Сейчас очень большой спрос на Крым, у многих туроператоров очень хорошо идут бронирования. Но проблема в транспортной составляющей. Многие бронируют у операторов размещение, потом ищут дешёвую перевозку, обещанную авиакомпаниями, не находят и отказываются от брони.

«СП»: - При этом турпакеты, то есть возможность сразу купить билеты в два конца, заплатить за место в отеле и автобус из аэропорта и обратно – у операторов по Крыму отсутствуют как класс.

- Да, турпакеты по Крыму не продают. Тут проблема в чём. Раньше 80% российских туристов ехали в Крым на поездах и машинах через Восточную Украину. Сейчас они так ехать не могут. Путь, который предложен в объезд Украины, долгий и очень неудобный. Надо больше суток ехать поездом до Анапы, например, потом час-полтора на автобусе до парома, затем – неизвестно, сколько займёт очередь на паром, правда, сейчас она уже поменьше, чем раньше. После этого 20 минут романтической поездки на пароме и потом ещё 3-5 часов на автобусе до места отдыха.

«СП»: - Это и есть широко разрекламированная система «единый билет»?

- Да, я как раз о ней рассказываю.

«СП»: - Я правильно понимаю, что проблем с приобретением такого билета нет, но сама услуга не очень удобная.

- Проблемы с приобретением есть. Единые билеты продают только в кассах РЖД. Туроператоры эти билеты продавать не могут. То есть, пришёл человек в турфирму, заказал себе гостиницу в Крыму – но купить здесь же билет не может, ему надо ехать куда-то в железнодорожную кассу. Это первое. Второе. Поскольку путь долгий и сложный, с пересадками, то семьи с детьми не очень охотно на него идут. А обещанная дешёвая авиаперевозка – она появляется в продаже, но исчезает мгновенно. Такие билеты надо караулить. Или платить 12-15 тысяч на человека. Если семья, то это совсем уже прилично получается. Тем более что и за 12 тысяч сейчас уже не особенно найдёшь билеты. Поэтому люди отменяют крымскую бронь и берут, например, Анапу. В Анапе 50% рост по сравнению с прошлым годом.

«СП»: - В общем, Крым на самолёте пока дороже зарубежных курортов.

- Что тут вообще обсуждать. И не только Крым. Вот, например, многие российские семьи из-за Урала традиционно едут отдыхать на Чёрное море. Так сейчас в Екатеринбурге идёт конкуренция не между ценами на отдых в Сочи и на отдых в Турции, а между ценой перелёта в Сочи и полным турпакетом в Турцию.

«СП»: - Наверно, тут дело не только в жадности хозяев российских авиакомпаний, но и в том, что возможности наших южных аэропортов ограничены.

- Если говорить о Симферополе, то конечно. Он не может принять больше рейсов, чем может. А этого количества в любом случае не хватит, чтобы перевезти всех, кто раньше ездил в Крым поездом, - заключает Ирина Тюрина.

Вот такая ситуация. Можно ли её считать провалом курортного сезона в Крыму?

Для туристов, которые всё-таки решились туда добираться, это никакой не провал, а благодать: свободные пляжи, кафе и набережные, большой выбор вариантов размещения.

Для санаториев, для торговли и, особенно, для «частного сектора», крымских бабушек, сдающих квартиры и комнаты отдыхающим, это, конечно, серьёзная проблема. Потеря доходов, на которые потом как-то придётся жить всю зиму.

Красок в эту противоречивую картину добавляет то обстоятельство, что новые власти Крыма в последние недели повели решительную борьбу с незаконным огораживанием пляжей и строительством в прибрежной зоне «шалманов». Мы об этом недавно писали. Массовый снос заборов и калиток, загораживающих простым смертным проход к морю, вызвал большой энтузиазм у местных жителей и россиян из других регионов страны. Но создал и новые проблемы. Например, в Евпатории арендаторы некоторых пляжей теперь отказываются их убирать, устроили что-то вроде бойкота. И предлагают новым крымским начальникам бороться с нарушениями закона не избирательно, а подряд.

Вот один из арендаторов, крупный мужчина средних лет, представившийся Александром, в ответ на замечания местных жительниц – о том, что, мол, правильно разгородили пляж, а то людям бесплатно негде было загорать – переходит в контратаку:

- А почему вы сами нарушаете закон, сдаёте квартиры и не платите налоги? Если моя ограда стояла незаконно, и её снесли – пусть власти разбираются и с этими хозяйками!

Помощник вице-премьера крымского правительства Владимир Гарначук говорит, что дойдёт дело и до этой проблемы, которая не очень легко решается и в других странах мира. А вот заборы на пляжах - это дикость, и с ней надо решительно покончить в ближайшее время.

С распорядителями других пляжей у новых крымских властей больше взаимопонимания. Например, на массандровском пляже, для прекращения кривотолков по поводу свободного или не свободного доступа к морю, администрация сама решила установить видеокамеры и вести прямую трансляцию «картинки» на сайте пляжа. Это даст возможность всем желающим, не выходя из дома, отслеживать ситуацию с соблюдением закона.

В украинских СМИ разгораживание крымских пляжей преподносят едва ли не как силовой их захват, карательную акцию, небезопасную для отдыхающих. Это, конечно же, полный бред. Характерно, что, когда информация об инициативе новых властей полуострова дошла до соседних регионов Украины, журналисты одного из одесских телеканалов решили снять репортаж о ситуации с незаконными оградами на местных пляжах – однако были изгнаны оттуда некими бритоголовыми гражданами.

Остаётся сказать, что и в «континентальной» России незаконные прибрежные ограды сегодня, скорее правило, чем исключение. Руководитель Всероссийского общественного движения «Открытый берег» Сергей Менжерицкий, известный своими систематическими, юридически грамотными и при этом далеко не всегда успешными инициативами по борьбе с незаконным огораживанием прибрежной зоны в Москве, Московской области и других регионах страны, в разговоре со мной с большим одобрением отозвался об инициативе крымских властей. Но добавил, что на бывшей украинской территории эту работу вести не так уж сложно. Вот если бы ребята попробовали её начать, например, в окрестностях Геленджика…

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0