USD: 96.0686
EUR: 105.1095

Петербург преобразится к 2030-му году

Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга, будет представлена на заседании Экономического совета при губернаторе 17 декабря текущего года 

Текст: Наталья Шергина
Фото: spbdnevnik.ru

Петербург преобразится к 2030-му году
Узкий круг посвященных называет революционным проект Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, который будет вскоре обнародован. Уже известно, когда грянет очередная питерская революция: это произойдет 17 декабря, когда концепция будет рассмотрена на заседании Экономического совета при губернаторе. Разработчики убеждены: Стратегия-2030 опережает время. Критики, как водится, ворчат о скатывании "назад, к советскому Генплану". В подробностях разбирался "Огонек"
 
Что ждет Северную столицу и как изменится жизнь ее жителей? Эти и другие вопросы "Огонек" задал куратору Стратегии-2030, главе комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолию Котову.
 
— Почему понадобилась новая стратегия? Казалось бы, сравнительно недавно — в 1997 году — был принят Стратегический план развития города...
 
— Надо понимать, что тот план был, скорее, красивой декларацией. А денег и сильных управленцев тогда не было. В те "тощие" времена в городском бюджете на все про все было 8,8 трлн рублей старыми. На тот момент очень небольшие для наших масштабов деньги.
 
Впрочем, кое-что из запланированного тогда все же удалось воплотить: запустили Кольцевую автомобильную дорогу, разработали проект Западного скоростного диаметра — сегодня, когда появились серьезные деньги, эта трасса почти готова.
 
Однако очень долго вопросы управления социально-экономическим развитием как таковые были преданы забвению. Многим специалистам либеральной школы казалось, что все решит рынок. Но все возвращается на круги своя. Пришло понимание того, что без четкого планирования нельзя развиваться. Сегодня воссоздание системы государственного планирования определено в майских указах президента.
 
Принципиальное отличие Стратегии-2030 — признание особой роли человека в развитии города. За минувшие 15 лет мы убедились в том, что для исполнения любых планов социально-экономического развития не хватает именно учета интересов человека. В Стратегии-2030 впервые прописан механизм привлечения человеческого капитала, конкретные цели и бюджетные расходы. Наши цели соответствуют 17 государственным программам Санкт-Петербурга, на которые мы переходим в 2014 году и которые в конечном счете непосредственно увязаны с бюджетом.
 
— Что вы имеете в виду, когда говорите "о признании особой роли человека"? Ведь сегодня среди проблем города — высокая смертность, старение населения, резкое снижение образовательного и профессионального уровня. Все это не внушает оптимизма.
 
— Если мы хотим развиваться, то должны сделать ставку на человека, на его интеллект. Остальные ресурсы почти исчерпаны. У Петербурга практически не осталось свободной территории. Инвестиционный, финансовый капитал — он спекулятивный и дорогой. Производственные ресурсы ограниченны. Выручить могут лишь знания, интеллектуальный капитал.
 
Все вопросы, касающиеся человеческого капитала, собраны в Стратегии в единый блок. В него входит все, что связано с образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением и культурой.
 
Уже сегодня мы синхронно работаем в трех направлениях — экология, социальная сфера и экономика. Крупная международная компания занимается созданием для Санкт-Петербурга системы типа "умный город", между прочим, первой в России. Это будет детальная модель управления городом.
 
— Что такое новое территориальное зонирование Петербурга, о котором говорится в новой Стратегии? Вы собираетесь перекроить город?
 
— Административное деление на районы останется прежним. Наша идея заключается в необходимости учета тех особенностей, которые есть у разнородных частей нашего мегаполиса, раскинувшегося на площади в 144 тысячи гектаров. Кронштадт совсем не похож на центр, север Приморского района отличается от южной части, у Правобережья Невы совсем иная специфика, чем у Курортного района. Анализ транспортных потоков и экономики показал, что в Петербурге де-факто сформировались девять крупных территорий: шесть городских — Центральная, Северная, Южная, Московско-Невская, Ладожская, Юго-Западная и три пригородных — Курортная, Кронштадтская, Петродворцовая. Эти территориально-экономические зоны (ТЭЗы) могут существовать если не замкнуто, то автономно. С жильем у них все в порядке, а вот с рабочими местами, с социальными объектами, с центрами отдыха, с детской, спортивной инфраструктурой далеко не все благополучно. Именно поэтому по утрам в центр города устремляются потоки людей. В центральных районах сосредоточена треть рабочих мест мегаполиса. Как устранить эту дикую диспропорцию? Выход один: усиленно развивать на периферии достаточно высокие стандарты жизни.
 
Нам уже понятно, по каким моделям можно развивать те или иные территории. Для начала мы определили три приоритетные зоны, которые требуют главного внимания на ближайшие годы. Первая — центр Санкт-Петербурга, вторая — промышленный пояс, окаймляющий центральные районы, а третья — южные пригороды, включающие Колпино, Красное Село, Пушкин. Южная зона, к примеру, активно застраивается, по всем прогнозам, лет через десять здесь будут жить более 800 тысяч человек. Значит, нам предстоит создать там огромное количество рабочих мест, решить мегазадачи. И тогда условный житель окраины не поедет работать в центр города, а найдет себе занятие неподалеку от дома. Именно в этих трех зонах мы в первую очередь намерены усиленно развивать и модернизировать транспортную инфраструктуру. Строить и новые станции метро, и новые авторазвязки, и скоростной трамвай, и электрички. Я бы подчеркнул: проблемы транспортной доступности стали приоритетом Смольного на долгую перспективу.
 
— Хватит ли денег на эти планы? В "тучные" годы, когда крупные компании принуждали открывать головные офисы в Петербурге и в город шли налоговые миллиарды из регионов, решение насущных задач было отложено. Дело ограничилось покраской фасадов. Теперь этих денег нет...
 
— Понимаете, даже когда деньгами не умеют управлять, они как-то расходуются, хотя и бессистемно. Тем более деньги, добытые не трудом и потом. Когда в 2012 году от нас "ушли" 20 млрд рублей налогов, тех самых "принудительных" инвестиций, мы четко осознали, что нужно рассчитывать на свои силы. Стали активно искать новые пути управления и развития экономики. Тут и стала очевидной потребность в четком планировании задач, в стратегии. У нас неплохие макроэкономические показатели. Однако этого мало — их нужно увязать со стандартами проживания людей на конкретных территориях. Сильные диспропорции территориального развития существенно затрудняют жизнь людям и в целом тянут экономику назад. Инвесторы тоже должны переосмыслить свои планы и скорректировать свои намерения. Они могут развивать бизнес с выгодой для себя и для локальных территорий, а в конечном счете для всего города.
 
— Когда-то Анатолий Собчак хотел превратить Петербург в банковский, торговый и туристический центр. Кажется, только при губернаторе Георгии Полтавченко был восстановлен комитет по промышленной политике. А какие экономические приоритеты определены в Стратегии?
 
— У Петербурга есть несколько стабильных и традиционных функций, на которые мы делаем ставку в будущем. Наш город — центр промышленности, образования, науки и инноваций, транспортно-транзитный узел, а также центр культуры и туризма. Жизнь доказала, что промышленность — это и есть фундамент развития. Проблема в том, что нашей промышленности нужны высокие технологии, высокая производительность.
 
— Долгое время то, каким быть городу, решалось не стратегиями и планами, а мощным строительным лобби. Стратегия учитывает его интересы?
 
— Город остро нуждался в деньгах. А что приносит легкие деньги? Конечно, строительство жилья. Весь Петербург превратился в большую новостройку. При этом власти не договорились с представителями строительного бизнеса о том, кто отвечает за транспортно-инженерную и социальную инфраструктуру. И попали в зависимость от этих недоговоренностей. Более 200 строительных проектов, которые не предусматривали ничего, кроме возведения жилья, завели ситуацию в тупик. В Петербурге возникла острейшая нехватка детских садов, общественного транспорта, поликлиник и всего остального, без чего невозможно нормально жить.
 
Стратегия-2030 определяет комплексное пространственно-территориальное развитие города. Строительное сообщество, кстати, с этим документом ознакомилось и согласилось. Мы четко заявили: инвестор должен осознавать, что кроме возведения современного жилья в его задачи входит создание новых рабочих мест, обеспечение будущих покупателей квартир социальной инфраструктурой, спортивными объектами, доступным общественным транспортом и современными инженерными коммуникациями. Бремя расходов на создание такой благоустроенной среды можно и нужно справедливо делить между городским бюджетом и бизнесом. Мы не призываем инвестора заниматься благотворительностью. Но он вполне может, к примеру, построить офис для врача общей практики или стоматологическую клинику — это выгодный бизнес.
 
Как утверждает наш эксперт, академик Абел Аганбегян, когда в регионе средний уровень зарплаты около 40 тысяч рублей, бизнесу выгодно развивать частные услуги, в том числе и строительному бизнесу.
 
— Вы сказали, что инвесторы должны скорректировать свои планы. А они готовы к этому?
 
— В городе есть такие бизнесмены, поверьте. Нам нужны не деньги ради денег, ради налогов в бюджет, а инвестиции, которые бы обеспечивали развитие города и не противоречили бы интересам населения. Продолжим активно работать и с действующими инвесторами — но по новым, прозрачным, правилам. Допустим, городу выгодно наращивать транзит грузов. Мы не собираемся отказываться от этой важной и выгодной функции. Значит, наша задача — так организовать движение грузов и транспортную инфраструктуру, включая логистические центры, чтобы они меньше затрагивали интересы горожан. Огромные транспортные потоки, которые генерирует наш Большой порт, требуют создания аванпортов, вынесенных на окраины города, таких как Бронка или порт в Ломоносове. Избыточные потоки грузов, генерируемые железнодорожным транспортом и обрабатываемые на территории города, мешают развитию городской среды и также требуют оптимизации. Инвесторы Санкт-Петербурга должны понимать, что их бизнес будет процветать не любой ценой, а с учетом потребностей жителей.
 
— И как горожане относятся к вашим планам?
 
— Сегодня, обсуждая нашу Стратегию на многих дискуссионных площадках, мы нередко сталкиваемся с равнодушием и неверием. Они порождены тем, что власть не всегда своевременно и эффективно решала насущные проблемы петербуржцев.
 
Никакой администрации не под силу выполнить в одиночку прекрасные планы по 17 крупным направлениям. Мы нуждаемся в помощи горожан и призвали к сотрудничеству общественные организации, экспертов, профессионалов и просто неравнодушных петербуржцев. Мы готовы подписать декларацию общественного согласия. Подчеркну: общественные организации уже подключились к разработке своих предложений в Стратегию. Все это позволяет надеяться на то, что она станет общей целью и будет реализована.
 
Источник: kommersant.ru
Также в рубрике
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0
На фоне роста внутреннего туризма в России появляется новая инфраструктура, открываются современные отели, причем не только на морских курортах, но и в других регионах страны. О том, как сделать гостиничный бизнес прибыльным, почему популярность глэмпингов ненадолго, и чем выгоден отдых в отелях «все включено», порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал генеральный директор Atelika Hotel Group Алексей Высоканов
 0