USD:
EUR:

Николай Полисский — о том, зачем строить масленичную скульптуру высотой в десятиэтажный дом

В Никола-Ленивце будет гореть 30-метровый готический костел

Николай Полисский — о том, зачем строить масленичную скульптуру высотой в десятиэтажный дом

Масленица набирает популярность — рестораны выдают блинное меню, а горожане все чаще едут на природу, чтобы сжечь масленичное чучело. В Никола-Ленивце Масленицу празднуют не первый год, но на этот раз масштаб небывалый — жители села построили 30-метровый костел из деревянного мусора и веток по проекту Николая Полисского. Объект назвали «Пламенеющая готика», в честь знаменитого архитектурного стиля, сжигать костел в натуральную величину будут в эту субботу.

Николай Полисский

художник

На Масленицу было множество всяких традиций с эротическим подтекстом, обычаи у каждой деревни и области были свои: выбегали голышом в снег, имитируя мытье в бане, или на праздник назначался король, который должен был читать на морозе торжественные речи голым. Или, например, избивали старыми лаптями тех, кто неправильно отвечал на вопрос, скоро ли весна, — это, правда, делали уже в одежде.

Масленица — истинно народный праздник, нетронутый, чистый. Его пытались и пытаются протокольно зарегламентировать, чтобы все гуляли по шаблону, но в Масленице еще есть народный запал. Но, кроме поедания блинов и огненного действа, все остальные традиции сейчас забыты. На площадях городов мы видим фольклорное празднование времен брежневского масскульта, с фальшивой народностью. Все это, на мой взгляд, лишено истинных корней и выглядит скучно. Прорываются некоторые забавные реконструкции из прошлого, но, безусловно, истинные мистические смыслы пропали.

Мы в Никола-Ленивце пытаемся не реконструировать какую-то традицию, а с новой силой и энергией экспериментировать в поисках нового народного праздника — с древними сакральными смыслами, но на современный лад.

«Пламенеющую готику» строили всем селом почти месяц

Разумеется, главное в Масленице — мистический огонь. Для меня его значение такое: в костре перед постом сжигают злое и скопившееся за год, все, от чего хотят избавиться в новом году. Это очищающий огонь, он освобождает людей от всего негативного и дает надежду новой жизни, которая будет освещена и очищена пламенем. Есть поверье, что чем больше стараться с этим костром, тем лучше жизнь в новом году.

И мы стараемся. В этом году особенно — в Никола-Ленивце мы построили костел высотой в десятиэтажный дом. Строить очень сложно, особенно зимой: холодно, ветер, снег. Но мои соавторы — мужественные трудолюбивые русские люди, которые умеют работать в суровых условиях. Чтобы возвести объект в 30 метров, мы применяем технику, трактор и краны.

«Пламенеющая готика» — это известный термин в архитектуре, который мне кажется шире своего архитектурного значения. Мне захотелось дать ему буквальное прочтение. И мы построили объект, не готический собор, а большой костер, который напоминает очертаниями готическое сооружение.

Иван и Николай Полисские, управляющие арт-парком и резиденцией в Никола-Ленивце, на фоне одного из объектов парка

Мы по старинке собрали весь деревянный мусор, скопившийся за год, чтобы заложить его в этот костер. Используя только нестроительные материалы, закладывали основные объемы. Но все равно, с точки зрения живописца, это такой подмалевок, или набросанные массы глины на каркас, как готовил бы скульптор. Это не окончательный вид произведения, это лишь его контуры. Форма объекта такова, что лишь во время сожжения все увидят то пламенеющее строение, которое мы задумали. Огненная стихия станет у нас полноценным соавтором. Мы все подготовили, очень старательно представили себе, как должно быть. Но огонь непредсказуем и от нас не зависит, поэтому остается загадкой, что в итоге мы увидим. В этом и главный интерес — как обычно, мы ждем чуда.

Никакие фотографии и видео не передадут всех ощущений от этого действа: это гипнотизирующее зрелище, воздействующее и видом, и звуком, и запахом, и теплом. Конечно, у многих возникает чувство сакральности происходящего, но я продолжаю считать, что все равно это просто искусство, а личные переживания могут быть какими угодно.

«Бобур Горыныч», инсталляция из веток и сена, которую сожгли в Никола-Ленивце в 2017 году

Раньше же от искусства испытывали сильнейший духовный трепет, от той же готики. Почему сейчас искусство должно быть декоративным или концептуальным, зажатым в своем мирке? Я надеюсь, что во время сожжения в воздухе мы увидим пламенный храм, возникнет ощущение, что он нерукотворен, что он парит и сверкает. Но для меня, как для художника, это будет отблеск архитектуры, искусства поздней готики, а не игры в сакральность при помощи хвороста и спичек.

И конечно, как в любую Масленицу, у нас будут блины. Самые правильные блины — на опаре. Деревенские женщины умеют их приготовить как-то так, что из простых продуктов получается именно тот самый, масленичный, сытный блин. На Масленицу мы всегда приглашаем местных встать в торговые ряды, чтобы гости попробовали эти настоящие деревенские блины. Они будут самые разные — как по виду, вкусу, так и по начинкам — класть в блин можно все что угодно.

Но самое важное в Масленице — это ожидание весны. В прошлом году во время горения объекта облака разошлись и появилось первое весеннее солнце.

Масленица в Никола-Ленивце

«Пламенеющая готика»

17 февраля 2018 года

Стоимость билета: 1 350 рублей

Сжигание Масленицы начнется в 17:00

MASLENITSA.NIKOLA-LENIVETS

the-village.ru

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0