Вице-президент Российского союза туриндустрии С.Корнеев: "Чтобы привлечь туристов в регионы Северо-Запада, нужно развивать новые бренды"
Госдума и специально созданная рабочая группа рассматривают законопроект об изменении туристского законодательства. Зачем российской туристической отрасли такие изменения, можно ли силами туристов спасти "деградирующие" заповедники, какие новые туристические бренды будут созданы в Петербурге – об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Сергей Корнеев.
- Сергей Евгеньевич, в настоящее время в Москве при вашем участии, руководителей и специалистов РСТ, активно обсуждаются изменения в туристическом законодательстве, возможное создание фонда защиты туристов за рубежом, саморегулируемых организаций (СРО) и так далее. Для чего нужны такие структуры?
- Сегодня саморегулируемых организаций в сфере туризма в России пока нет. Организации, создание которых обсуждается в туристических кругах, в перспективе могут стать таковыми. А в Петербурге мы уже открыли некоммерческое партнерство туроператоров, которое готово в короткие сроки стать СРО. Для этого структура должна окончательно зарегистрироваться через Минюст. А государству необходимо создать общий реестр туристских СРО, ведение которого может быть делегировано соответствующему федеральному госоргану. Участие в СРО может способствовать координации усилий турфирм, по крайней мере, еще раз попытаться такую координацию наладить. Кроме того, члены СРО участвуют в законотворчестве – все законы, связанные с туризмом, должны по правилам согласовываться с ними.
Сейчас законопроект об изменении туристического законодательства активно обсуждается, появляются новые идеи и предложения. Работа идет в режиме крайне активной и, что очень важно, открытой дискуссии. Но я считаю, что нужно разграничить полномочия. Нельзя все перекладывать только на бизнес. Когда речь идет об угрозе жизни и здоровью российских граждан за рубежом, например, из-за цунами, революционных событий, как в Египте и других арабских странах, и тому подобном, то этим должно заниматься, прежде всего, государство, в том числе нести и организационные, и финансовые расходы. В действительности же с проблемами подобного характера приходилось справляться большей частью (хотя и при помощи и активном участии государственных структур) туроператорам, авиакомпаниям, пересаживавшим пассажиров на другие рейсы. Именно турфирмы несли значительные финансовые расходы. Такая "эвакуация в ручном режиме" всегда очень сильно бьет по рынку, экономике туризма и может приводить, в конечном счете, помимо прочего, к банкротствам фирм. После внесения изменений в профильное законодательство, вероятно, установятся более четкие правила игры. Государство может взять большую ответственность за помощь туристам в случае природных катастроф и политических волнений, а бизнес (при поддержке государственных органов) – если неприятности вызваны воздействием неблагоприятных экономических факторов внутри отрасли (например, экономическими проблемами конкретной турфирмы). Что касается фингарантий, то, как мы видели, для крупных московских фирм суммы страхования иногда оказываются слишком малы, а для маленьких региональных компаний их, наоборот, надо уменьшать. Но могут быть и другие варианты – они обсуждались. Например, звучали предложения по отчислению средств с каждой проданной путевки. РСТ предлагал вариант страхования каждой путевки. Мы с 2007 года предлагаем создание единого компенсационного фонда помощи туристам за рубежом для оперативного решения экономических проблем, возникающих у наших соотечественников. Он может быть частно-государственным. Скажем, в Финляндии на базе Общества защиты прав потребителей существует фонд, куда постоянно отчисляются средства, которые в случае срочной необходимости расходуются. Возобновляются средства фонда через суд за счет механизма финансового обеспечения туроператора, у которого возникли проблемы. Возможен и вариант господдержки. Сейчас законодатели обсуждают именно такое решение. Такая схема взаимодействия позволила бы минимизировать неизбежное увеличение расходов турфирм и, следовательно, добиться незначительного повышения стоимости туристских услуг, а не их стремительного удорожания. А реальная материальная ответственность создала бы предпосылки для прекращения демпинговых войн на рынке.
- На каком этапе сегодня инициатива РСТ разрешить туристическим автобусам ездить по выделенным полосам в Петербурге?
- Это вопрос, прежде всего, федерального уровня. Мы по решению комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ подготовили и направили соответствующее предложение в министерство транспорта России – члену правления РСТ, заместителю министра транспорта Николаю Асаулу. Но это решение непростое, потому что, судя по всему, надо менять правила дорожного движения. Ведь по действующим нормам выделенные полосы предусмотрены для движения регулярного транспорта, туристические автобусы – юридически другая категория. Хотя их значительно меньше, и они никогда не создают проблем, пробок, так как сами, прежде всего, в этом не заинтересованы. Им надо привезти туристов на место безопасно и в нужный срок. С автобусами, кстати, связана и проблема парковок. Ранее по нашей инициативе было принято решение правительства города о бесплатных парковках, но оно не всегда эффективно работало, потому что там были размещены рекомендующие знаки, и парковались все желающие. Мы не раз поднимали этот вопрос и находили понимание у соответствующих служб и комитетов города, отвечающих за подобные темы, а также у правоохранительных органов, поскольку необходимо организовывать дежурства нарядов полиции в таких местах. В настоящее время властями принято решение начать размещать на этих местах парковок запрещающие знаки для всех видов транспорта, кроме туристических автобусов. За годы работы у практиков сложился целый перечень адресов, которые удобны для туристов, музеев, безопасны для выхода пассажиров из автобусов. Какие из них будут включены в адресный перечень действующих парковок, отбирали очень долго. Надеемся, что эта работа будет продолжаться и совершенствоваться.
- По вашим прогнозам, сколько туристов приедет в Петербург в этом году?
- В прошлом году Петербург, по официальной статистике, посетили более 5,5 млн человек, что на 13% больше, чем в 2010 году. Эта положительная динамика более или менее сохраняется с начала 2000-ных годов. В предстоящем турсезоне также можно ждать увеличения примерно на 10%. Более точные прогнозы делать сложно, потому что на туризм в мире влияет очень много внешних факторов. Положительные тенденции сохраняются благодаря развитию транспортного сообщения с нашим регионом. С прошлого года с ежедневными рейсами в город летает компания "Эмирейтс". Кроме того, мы ожидаем большого количества туристов из Китая, ведь сейчас там Год российского туризма. Китайцы к таким вещам очень восприимчивы. Да и вообще вся Юго-Восточная Азия – Корея, Япония, Китай – дает нам прирост туристов. А вот на Европу мы особых надежд не возлагаем из-за кризиса – они стараются больше путешествовать внутри своих стран. Но и падения по сравнению с прошлыми годами не должно быть, потому что Петербург – европейский город, часть стандартного европейского путешествия. Рост может быть со стороны Скандинавии за счет развития транспортного сообщения и последующего увеличения спроса. Кстати, очень важно, что туристы, которые прибывают по морю, могут 72 часа находиться здесь без визы. Когда паром на Хельсинки только начинал ходить, 70% пассажиров составляли россияне. Сегодня же - половина россиян, половина финнов, европейцев, прибывающих в наш город. Кроме того, мы ждем притока туристов из безвизовых стран. Как правило, только отменяется визовый режим – сразу фиксируется минимум рост в 30%. Из Израиля, например, уже несколько лет идет такое увеличение турпотока. Отменили визы в Турцию – сразу на 45% вырос поток туристов. И что важно, число туристов, интересующихся нашей культурой, растет. По статистике посещений музеев города, у них примерно на столько же процентов выросло количество посетителей из Турции. Петербург также популярен у южноамериканцев. С большинством из этих стран у нас безвизовый режим. Хотя туристов оттуда пока не так много, динамика положительна. Каждый из них хотя бы два раза в жизни старается побывать в Европе, а дальше он уже выбирает, что это будет: Лондон, Прага, Петербург…
- А какие из регионов Северо-Запада сегодня наиболее популярны у туристов?
- В целом, я уверен, Северо-Запад – самый привлекательный регион нашей страны для иностранных гостей. Для россиян он отчасти конкурирует по статистике с Краснодарским краем, хотя у нас противоположная "специализация" и огромный потенциал роста. Очень хороший приток в последнее время фиксируется в Карелию, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области, Калининград. Любопытный факт - в тот год, когда Подмосковье одолевали сильнейшие пожары, многие москвичи начали ездить в Карелию и Ленобласть. А затем поняли, какой у этих регионов богатый потенциал, как здорово там отдыхать, и вернулись с семьями и друзьями уже на следующий год – без всяких пожаров.
- Сергей Евгеньевич, какие еще есть способы увеличить привлекательность нашего региона для туристов, кроме развития транспорта и введения безвизового режима?
- Нужно развивать новые бренды. Например, во время трехсотлетия города Пушкина там открылся новый современный Дворец бракосочетаний, сегодня бренд "Свадьба и венчание в Царском Селе" активно развивается. А музей-заповедник "Царское Село" предоставляет новобрачным различные дополнительные услуги и программы, например, экипажи в аренду с прогулкой по парку, специально открывает парадные ворота для торжественного выезда пар и так далее. Еще один недавно инициированный нами бренд – "Пушкин – город семьи, семейного туризма и отдыха". Есть ведь искусственные бренды, но и они при правильной организации работают: Великий Устюг – родина Деда Мороза, город Мышкин – музей мыши. А в Пушкине все реально - там есть Лицей, где когда-то учили лучших детей России, есть Александровский дворец, в котором жила царская семья, а сейчас формируется много экспозиций, связанных с ее бытом. Кроме того, уже построили Детскую железную дорогу, реконструировали старое здание Царскосельской гимназии искусств имени Ахматовой, в Белой башне музея-заповедника этим летом откроют детский центр. Обсуждается строительство аттракционов "Парк сказок Пушкина" и многое другое. В свое время в Европе проводили опрос касательно интереса к разным городам и направлениям России. Петербург потенциально хотели бы посетить около 30 млн человек. Но им всем часто нужен дополнительный импульс. Например, отмена виз, новая реклама, новые удобные варианты транспортного сообщения, интересные события и так далее. Я думаю, что дальнейшее развитие туризма в Петербурге должно происходить путем расширения городского туристского пространства. Должны появляться новые туристские места, маршруты, территории, улицы… Например, "Царский путь" - программа, объединяющая достопримечательности от Стрельны до Петергофа, проект "Музейный квартал" - территория от Исаакиевской площади до Площади Труда. Туда входит новый Военно-морской музей, маленькие частные музеи (наподобие Музея кошки), рестораны ("Рюмочная №1", "Музей водки") и так далее. И таких единых туристских территорий может быть много - Кронштадт, район Сенной (старая Коломна), Новоадмиралтейский остров, Петроградская сторона и так далее. А если когда-нибудь начнет обсуждаться решение о продолжении переноса промзоны с левого берега Невы за пределы города, то там появится целое новое пространство для лофт- и арт-проектов. Также принципиально важно эффективное развитие "Новой Голландии". Вообще, по моему глубокому убеждению, все это нужно для решения двух главных задач развития туризма в Петербурге сегодня – необходимо увеличить время пребывания туристов в городе и обеспечить повторное посещение ими северной столицы с детьми, семьями, друзьями на выходные и праздники много-много раз.
- Насколько проблема зимнего так называемого "низкого" сезона актуальна для Петербурга?
- Зима для нас остается проблемой. Необходимо (и мы все стараемся) либо придумывать новые события, либо переносить что-то из существующих мероприятий с лета на зиму. Ведь летом и так почти все гостиницы переполнены, и мы теряем туристов, не имея возможности принять их в пиковые периоды в полном объеме. В свое время появился зимний бренд "Белые дни Петербурга". Вообще русская зима туристам интересна. Сто лет назад Петербург туристским центром становился именно зимой, когда на балы, новогодние и рождественские праздники, Масленицу вплоть до Великого поста приезжала европейская, русская знать, большие группы представителей почти всех сословий российского общества. Можно думать о том, как такие традиции возродить и сделать модными. Идеи есть. Думаю, примером зимнего подбренда может стать кухня русского императорского двора. Кулинарная часть путешествия для многих важна – все хотят попробовать что-то новенькое. "Высокая русская кухня императорского двора Санкт-Петербурга" - это сильный бренд.
- Президент Дмитрий Медведев в своем недавнем выступлении заявил, что заповедники в России деградируют. На ваш взгляд, можно ли решить эту проблему в туристическом разрезе?
- Думаю, в меньшей степени. У нас на Северо-Западе заповедники еще в нормальном состоянии, но проблемы есть. Решение в четком разграничении задач - сохранения-изучения и ознакомления-показа. Последней можно заниматься как раз в туристическом ключе, однако необходимо финансирование для обустройства приемных зон. Думаю, что после заявления президента это будет сделано. В захламленном и разрушенном состоянии заповедников есть и "заслуга" отдыхающих. Пляжи Финского залива жутким образом замусориваются. Мы поддерживаем инициативы по очистке мест отдыха. Например, проводим силами турфирм субботники по подготовке к сезону пляжей в Курортном районе, в Солнечном, у Петропавловской крепости, планируем такое мероприятие в Гатчинском парке. Формирование экологического способа мышления – задача масштабная и не только туристская, но на туристском примере очень хорошо видная. Мы решаем эти проблемы на собственном примере.