Космическая леди – самая влиятельная и обаятельная
Интересы России на глобальном рынке туризма будет представлять в ближайшие два года Вице-президент Совета присоединившихся членов Всемирной Туристкой Организации при ООН (UNWTO ) Наталья Андронова.
Фото: Сергей Соловьев
На пресс-завтраке журнала «Отдых в России» она поделилась своей космической мечтой. Эту эффектную блондинку с тонкими аристократическими чертами называют «железной леди» мирового туризма. Основатель и руководитель крупнейшей в России морской круизной компании «Атлантиc Лайн» Наталья Андронова совсем недавно избрана на должность вице-президента Совета присоединившихся членов Всемирной Туристкой Организации при ООН (UNWTO).
На сегодня это одна из самых влиятельных в мире структур, которая занимается развитием устойчивого туризма на планете. В нее входит 156 стран, 7 территорий, 2 наблюдателя, включая Ватикан, и 450 присоединившихся членов – различных государственных органов, администраций, общественных организаций и бизнес-сообществ.
Учитывая непростую ситуацию в мире, сложности, связанные с принятием последних шагов нашей страны на международной арене трудно было поверить в то, что представитель России может пройти на выборах в святая-святых штаба мировой туриндустрии. Но, несмотря на это, большинство представителей из 156 стран отдали свои голоса за россиянку Наталью Андронову.
Иностранных коллег Наталья Андронова успела удивить своими неординарными проектами «Россия космическая», уникальными маршрутами морских круизов по всему миру и уверенностью в том, что в скором будущем Россия станет одним из главных центров мирового туризма.
Журналисты, пообщавшись с Натальей на первом в этом году пресс-завтраке , организованном журналом «Отдых в России», открыли для себя очень чуткую, умную, креативную и невероятно обаятельную деловую женщину.
Справка «ОВР»:
Наталья Андронова, генеральный директор круизной компании «Атлантиc Лайн», член правления Российского Союза Туриндустрии, эксперт совета по туризму в Совете Федерации и в Госдуме, обладатель звания «Женщина – директор года» от Правительства Москвы, автор книги «Морские круизы: теория и практика», получившей диплом как лучшая университетская книга по туризму 2012 года.
«Отдых в России»: Наталья, скажите, статус вице-президента Всемирной туристской организации дает вам новые возможности продвигать российский туризм?
Н.Андронова: Конечно, наша страна может многое дать миру в этой области и получать взамен колоссальную отдачу. Туризм – абсолютный феномен, на сегодняшний день он - драйвер мировой экономики многих стран. Ежегодно по миру путешествует один миллиард человек. Каждое 11 рабочее место в мире создается благодаря туризму. 10 % мирового ВВП сегодня – это доля туризма. ВВП Исландии на 45% состоит из доходов от туризма. И это при том, что в стране всего 3 месяца в году светит солнце и средняя температура зимой около 0°С, а летом около +10 °C.
У нас же огромнейший потенциал культурного, исторического и природного наследия. Если в России доходы от туризма достигнут 15% от ВВП, мы станем мировыми лидерами. Сегодня виден прогрессивный сдвиг – на всех уровнях власти понимают, что туризм в России нуждается в развитии и может приносить стране огромные дивиденды.
Всемирная туристская организация – агент программы ООН по развитию устойчивого туризма. Эта ведущая международная организация ведёт огромную работу для развития туристической сферы по всему земному шару: проводит мониторинги, анализирует, накапливает информацию, определяет главные тренды, создает инновационные прототипы, готовые для внедрения и развития.
Наталья Андронова совсем недавно избрана на должность вице-президента Совета присоединившихся членов Всемирной Туристкой Организации при ООН (UNWTO ).
В новом статусе я смогу использовать уникальные ресурсы UNWTO для продвижения огромных возможностей нашей страны, образно говоря, с самой высокой туристской трибуны мира.
И от вас, представителей четвертой власти, тоже многое зависит, чтобы наша роль во Всемирной туристской организации была максимальной. Кстати, вот такие пресс-завтраки за чашкой Иван-чая, тоже интересный формат, и журналу «Отдых в России» нужно чаще их устраивать.
Репортер Олег Кармаза, главный редактор «СПИД-ИНФО»
- Сейчас выездной туризм в России рухнул. На Ваш взгляд, он восстановится или рухнет еще больше?
- Я могу точно сказать, что выездной круизный туризм остался на уровне прошлого года, а въездной круизный даже увеличился. Что касается остальных видов выездного туризма, то направления Европа, Египет, Турция и другие действительно, как вы выразились, «рухнули» - по разным оценкам от 20 до 50 процентов. Этому способствовало много факторов. Однако положительный момент - выбор большим количеством туристов отдыха в России. Тренд внутрироссийского туризма уже несколько лет активно развивался, а сложившиеся условия это подстегнули. Сейчас благоприятный момент для развития внутреннего и въездного туризма. Если на всех уровнях будет приложено максимальное количество усилий для реализации потенциала внутреннего и въездного туризма, то с возобновлением роста экономики мы получим совершенно другую статистику по предпочтениям для отдыха, чем была некоторое время назад.
Арсен Аристакесян, руководитель проекта «RUSSIA - RATING»
Что касается выездного туризма, то, конечно, к тем объемам которые были ранее рынок не вернётся долгое время, а при грамотном развитие внутреннего туризма, когда стоимость будет ниже и качество будут выше зарубежных, то и никогда.
- Какие приоритеты вы для себя обозначили как вице-президент?
- Главное для меня, конечно, - морские круизы. Кстати, это самый перспективный вид туризма в мире, растущий просто бешеными темпами. Круизы в России важны. У нас очень большая береговая линия, построены новые суперсовременные порты: в Сочи и Санкт-Петербурге, огромный потенциал у Дальневосточного региона, есть интересные программы с сопредельными странами. Нужно привлечь как можно больше круизных туристов в Россию.
Важной задачей на посту вице-президента UNWTO для меня будет привнесение передового международного опыта для развития туризма в России и интеграции России в мировую индустрию туризма. И еще одно из главных - упрощение визового режима.
Валерий Иванов, турагество «Комильфо», Тверь
- У России есть перспективы в этом плане?
- Наш президент Владимир Владимирович Путин, как известно, является активным сторонником упрощения визового режима, он заявлял об этом на очень многих площадках. На недавнем Госсовете по вопросам туризма в Ялте он особо подчеркнул важность такой отмены, по крайней мере, в отношении стран БРИКС.
Безвизовый круизный туризм наглядно показывает, как это стимулирует развитие туризма быстрыми темпами. На данном этапе нам сложно полностью отменить визы из-за международного принципа взаимности, но есть компромиссное решение. Нам нужно брать инициативу в свои руки.
Олег Злобин, зам. главного редактора журнала «Отдых в России»
Почему бы не последовать примеру некоторых стран, достигших больших показателей в увеличении турпотока. Например, Арабские Эмираты ввели электронные визы. Мы могли бы сделать то же самое. Это удобно, любой иностранный турист мог бы зайти на сайт и сделать сканы своих документов и получить электронную визу. Другие страны делают это своим конкурентным преимуществом и привлекают туристов к себе, поэтому Россия постоянно где-то в конце списка их планов путешествий.
У нас в стране есть прекрасные туристические продукты, они вызывают огромный интерес среди иностранных туристов, но каждый раз, когда мы продвигаем эти проекты, мы понимаем, что все очень сильно упирается в проблему виз. Если к нам так сложно приехать, начинать нужно однозначно с вопроса об изменении визового режима.
Антон Семенов, ИД «Верхняя Волга», Ярославль
- Приводились цифры, что каждый круизный турист ценнее, чем десять «обычных»... Вы можете сказать, почему?
- Круизный туризм показал, что когда Россия создает условия для принятия пассажирских судов, количество туристов растет. Например, когда в Санкт-Петербурге построили новый порт Морской фасад, за один год цифра посещаемости выросла в два раза. Сейчас эта цифра достигла около 600 тысяч иностранных круизных туристов в год. Ведь что среди прочего привлекает гостей? Двухдневная стоянка, во время которой можно успеть посмотреть многое. А по закону, который рождался долго и сложно, виза для такого круизного туриста не нужна. За круизных туристов во всем мире идет серьезная борьба, поскольку известно, что такие туристы оставляют в местах посещения в 2 – 3 раза больше денег, нежели их сухопутные коллеги.
И это далеко не всё. Иностранным круизным лайнерам нужна заправка топливом и закупка продуктов питания, а это ещё миллиардные доходы в бюджет страны. Вот и посчитайте!
- А сколько сейчас россияне готовы платить за круизы?
- В среднем недельный средиземноморский круиз Италия – Испания – Франция составляет 500 евро. Каюта с окном может стоить на 100 евро дороже. Каюта с балконом будет стоить под тысячу. Все эти блага цивилизации стали более доступными в связи с появлением огромных мега лайнеров, которые можно сравнить с городами в море. И таких лайнеров будет с каждым годом всё больше.
- Наталья, от круизов перейдем к космосу: ваши новые авторские проекты «Москва космическая», «Россия космическая» - из другой области. Они настолько необычны, что были отмечены за инновационность в сфере туризма. Ими заинтересовались зарубежные коллеги?
- Наша задача - продвижение разных национальных проектов. «Москва космическая – Россия космическая» всем очень нравится. Мы презентовали его многим странам, некоторые уже собираются на базе этого проекта создать международный прототип. Суть проекта в том, что Москва – это некая космическая столица мира в силу того, что здесь случилось главное событие XX века, навсегда изменившее ход истории. Мы объединяем в один проект все, что связано с покорением человеком Космоса.
Это надо делать быстрее. Скоро наши дети не будут знать, что Юрий Гагарин – первый человек на планете, полетевший в космос, и что мы – исторически самая космическая нация. Поэтому такие проекты, как «Москва космическая» нам сегодня очень нужны.
Когда мы думали о том, как продвинуть Россию на международном туристском рынке, мы решили, что в первую очередь нужно создать какой-то мощный бренд, который бы базировался на нашем национальном достоянии, то есть планета должна знать, ЧТО Россия дала миру в плане цивилизации и прогресса. Так появился проект «Москва космическая». Собственно говоря, это такой своего рода кластер, объединяющий музеи космонавтики, планетарии, различные маршруты, памятные места, связанные с освоением космоса. Нас очень активно поддержали космонавты, поддержал Ростуризм, правительство Москвы, Роскосмос. Мы запустили сайты, проект оказался очень востребованным. Пришло огромное количество заявок из разных городов, потом из разных стран. Сначала проект был городским, потом он разросся до федерального, став «Россией космической», сейчас он готов стать глобальным международным проектом. Вдохновившись нашим проектом, даже некоторые страны Африки сейчас открывают свои небольшие музеи космонавтики и ставят памятники Гагарину.
«Москва космическая» – это многофункциональный проект: и просветительский, и образовательный. Уже создана специальная кафедра по теме «Москва космическая» в МГИИТе, готовящем основные кадры для российского туризма. Эта кафедра подготовит экскурсоводов для планетариев и музеев. Идея наша проста: каждому «космическому» музею, по отдельности, очень трудно себя продвигать. Агентствам интереснее продавать тематические туры, которые мы разрабатываем – туристы могут остановиться в гостинице «Космос», посетить дом-музей Королева, Мемориальный музей космонавтики, сходить на ВДНХ, побывать в планетарии, в музее геологии, где есть уникальная коллекция метеоритов… Мы создали многоязычную платформу популяризации космоса через культуру и туризм.
Наталья Андронова и журнал «Отдых в России» отметили проект коллеги из Твери: «Туристская ферма «Ивановка»
- Кто финансирует эту работу?
- Основной инвестор – наша компания «Атлантис Лайн». С космическими проектами мы на стадии стартапа, еще не знаем, во что все выльется, будет ли большая коммерческая выгода, но нам интересно. А главное, это интересно туристам. Не за горами момент, когда космос реально станет сферой туризма. «Россия космическая» должна быть к этому готова!