"Карачаево-Черкесия богата туристическими брендами"
Глава республики Рашид Темрезов - о местах, в которых нужно побывать каждому
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов ответил на вопросы директора «НИА Кавказ».
1. Из самого названия республики видно, что на одной земле проживают два коренных народа, объединенных общей историей, схожими традициями и одной судьбой. Как складывается их совместное существование? Должны ли народы быть обязательно друзьями или достаточно простых добрососедских отношений?
Я не согласен, что только карачаевцы и черкесы - коренные народы. Я считаю, что в Карачаево-Черкесии коренные все народы, которые здесь проживают. А их только субъектообразующих – 5. Говоря о коренных жителях не нужно забывать, например, и то, что город Черкесск, столица республики – это казачья станица Баталпашинская. Здесь истоки знаменитого Кубанского казачьего войска, первого Хопёрского казачьего полка, в Зеленчукском районе.
Мое глубокое личное убеждение, что каждый народ, который проживает на территории республики, независимо от того, малочисленный он или многочисленный, и все они вместе - субъектообразующие и коренные народы.
На вопрос, должны ли все эти народы обязательно дружить, или достаточно добрососедских отношений, мне сложно ответить. Потому что у нас много чего переплелось. Много у нас межнациональных браков. Много и межконфессиональных браков. Поэтому я считаю, что все мы здесь братья и сестры. Мы и хорошие соседи, и дружная семья.Я привык говорить, что мы - один единый народ Карачаево-Черкесии. И такие семейно-добрососедские близкие отношения - это заслуга в первую очередь не власти, не проводимой ею политики, хотя все это, конечно, имеет значение, а именно мудрости людей, которые проживают в Карачаево-Черкесии.
2. Северный Кавказ – это Запад (Европа) или Восток (Азия)? Вопрос касается ментальности народов, их желания следовать традициям, обычаям с одной стороны и воспринимать новые веяния, которые у нас ассоциируются с Европой, с современной западной культурой, с другой стороны.
Географическая граница между Европой и Азией проходит, в том числе, по Главному Кавказскому хребту. Такой же вопрос можно задать уральцу: кто он по ментальности: европеец или азиат? Или вам, сибиряку. Проживая на территории азиатской части России, кем вы себя считаете, европейцем или азиатом? (После моего ответа, что я считаю себя и тем, и другим). Вот точно также и я считаю, что у меня есть в ментальности и азиатское, даже не азиатское, я точнее скажу, восточное. Это наши традиции, обычаи, культура, отношение к старшим, к младшим, к женщине. Здесь да, я человек Востока. А что касается нашего мировоззрения, то я считаю, что мы ничем от европейцев не отличаемся. И в плане интеллектуального, и в плане духовного развития, и в плане восприимчивости всего нового. Поэтому сказать четко, кто мы больше, европейцы или азиаты, невозможно. Я считаю, что Северный Кавказ - это тот лучший симбиоз западного и восточного, который только может быть.
3. В развитие темы предыдущего вопроса: применимы ли на Северном Кавказе безоговорочно принципы и ценности европейского и североамериканского типа, такие как демократия, гуманизм, толерантность, или необходима их адаптация с учетом местной специфики?
Во-первых, я категорический не считаю Соединенные Штаты Америки образцом демократии и носителем такой ценности, как гуманизм.
Какой это гуманизм, взять и разбомбить Югославию, Ливию?! Или оккупировать Ирак и Афганистан? Или пытаться проделать то же самое в Сирии? А американская демократия? В свое время Джордж Буш – младший выиграл президентскую гонку у своего соперника Альберта Гора, набрав почти на 570 тысяч голосов избирателей меньше, чем противник. А это население такого субъекта Российской Федерации, как Карачаево-Черкесия! В США отношение президента к тому или другому штату определяется тем, какое количество выборщиков этот штат делегирует при избрании президента. Это демократия?
А навязчивое стремление экспортировать свой тип демократии в другие страны, руководствуясь, как правило, принципом: «Здравствуйте! У вас есть нефть? Да. Значит мы идем к вам!»?
В 90-е годы сколько было предпринято усилий, чтобы расшатать Российскую Федерацию, взявшись за Кавказ? Опять же под лозунгами внедрения институтов демократии и общечеловеческих ценностей.
Я люблю европейскую культуру, очень хорошо отношусь к Европе в целом. Но отдельные современные европейские ценности нам на Кавказе, да и России в целом, сложно понять и принять. У нас есть свои традиции, обычаи, культура, на которых и базируется наша демократия, наши ценности.
Это моя позиция, моя оценка как гражданина Российской Федерации.
4. В своих интервью и публичных выступлениях в качестве точек роста в республике Вы называете развитие агропромышленного комплекса, туристско-рекреационных зон и промышленности. Чего удалось достичь в этих направлениях за последние годы? Какие карачаево-черкесские торговые бренды появились или укрепили свои позиции на российском или, возможно, на международном, рынках?
Отвечая на этот вопрос особо хотелось бы сказать, что в каждом из этих секторов, что в агропромышленном комплексе, что промышленности, что в туризме, огромную роль играет малый и средний бизнес. В промышленном производстве он наряду с крупными предприятиями начинает выпускать, к примеру, стеновые панели, кирпич. В агропромышленном комплексе рядом с таким гигантом как агрокомбинат «Южный» на своих двух гектарах теплиц, привлекая два или три десятка работников, выращивает вкусную и качественную продукцию крестьянское фермерское хозяйство. То же самое и в туристической отрасли. Внутри каждого из трех направлений для малого и среднего бизнеса есть свои точки роста. А это, в свою очередь, способствует повышению занятости населения, ведет к росту налоговых поступлений в бюджет.
Теперь то, что касается брендов. Когда один местный житель пойдет на рынок, он первым делом спросит зеленчукскую картошку. Ее же будут спрашивать на рынках и в Ставропольском, и в Краснодарском краях. А другой спросит краснодарские грунтовые помидоры. Или тебердинскую капусту. Или учкуланскую морковку.
Если же говорить о более широко известных брендах, то это продукция агрокомбината «Южный». Треть всего плодовоовощного рынка Москвы.
Или наша баранина. Очень известный бренд. Есть люди, которые баранину не кушают. До тех пор, пока не попробуют нашу баранину. Пока не поймут, что наш баран не степной, ел не колючку и песок, а пасся на субальпийских лугах на высоте 1500 метров, пил чистую воду, ел свежую траву, дышал горным воздухом.
Или минеральные воды «Архыз» и «Пилигрим».
Конечно же, Домбай, Теберда и Архыз: Домбай – туристический, а Теберда – бальнеологический курорты. По лечению легочных заболеваний в Советском Союзе было два известных курорта: это Ялта и Теберда. Тебердинские санатории и сегодня в летнее время заполнены детишками со всех регионов страны. А «Архыз» - это новый современный курорт, который с каждым днем только набирает обороты и по популярности, и по объему, а главное, по качеству предоставляемых услуг.
И этот перечень можно продолжать.
5. Как правило, говоря об инвестициях, мы подразумеваем в качестве их главных источников государство, иностранный и российский крупный бизнес. А есть примеры вложений в экономику или социальную сферу республики местных бизнесменов, людей, родившихся здесь и проживающих как в Карачаево-Черкесии, так и за ее пределами?
Я не могу сказать, что крупный иностранный бизнес входит или входил на территорию республики. А вот у многих промышленных групп российских к Карачаево – Черкесии большой интерес. Например, первым, кто вошел в Архыз, был Дмитрий Пумпянский, руководитель Трубной Металлургической Компании и Группы «Синара». Многие промышленные группы, такие как холдинг «Уральская Горно-металлургическая компания» (УГМК), как «Евроцемент», которые уже имеют здесь предприятия, построенные еще в советские времена, сегодня заходят с новыми проектами. Например, в прошлом году «Евроцемент» у нас, в Карачаево-Черкесии, начал строительство самого крупного в Европе цементного завода производительностью в 4 млн тонн цемента в год, причем изготавливаемого сухим способом, современным и безвредным. Мы долго вели с ними переговоры. У них были какие-то вопросы, сомнения. Наша совместная продуктивная работа позволяет нам сегодня также вместе смотреть за самой реализацией данного проекта. Они в прошлом году уже подписали соглашение о поставке оборудования с очень крупной китайской компанией в присутствии Владимира Владимировича Путина и Си Цзиньпина. Несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию и у УГМК есть намерение построить на территории республики еще один горно-обогатительный комбинат.
Что касается предпринимателей – выходцев из республики, тех, кто здесь не живет. Многие из них активно помогают в строительстве социальных объектов. Кто детский сад построить, кто дорогу проложить, кто водопровод провести в село, кто школу отремонтировать. Я вам могу много таких примеров привести. Но большинство из этих людей не любят об этом говорить. Один из наших земляков, к сожалению, уже ушедший из жизни, в своем родном ауле Хабез построил и парк, и дворец спорта, и освещение сделал и водоснабжение. И вот он ушел из жизни, а память о нем осталась навсегда. У тех детей и взрослых, что ходят по освещенным улицам села, гуляют в парке, занимаются в каких-то кружках, пьют проведенную им воду.
6. Свою биографию на официальном сайте республики Вы предварили словами: «Мы ставим перед собой сугубо практические задачи, которые подчинены одной, очень важной цели - повышение качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики». Что вкладываете Вы в это понятие? Какого уровня должно достичь это качество, допустим, через десять лет?
Я не скажу ничего нового. Это задача любого ответственного руководителя. Тем более высшего должностного лица субъекта Федерации. В понятие «качество жизни людей» я вкладываю следующее: чтобы человек проснулся утром и у него в доме горел свет, была вода. Чтобы он имел возможность отвести своего ребенка в детский сад или школу, а сам пойти на работу. Чтобы после школы его ребенок мог посещать какую-то спортивную секцию или кружок. Чтобы он ездил по хорошим дорогам. Чтобы он и его дети получали хорошее образование и качественную медицинскую помощь.
Я слукавлю, если скажу, что моя задача сделать так, чтобы жители республики жили как в Сингапуре или Бахрейне.Я ставлю более скромную задачу, чтобы гражданин получал все, что ему положено. В области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, спорта, культуры, социального обеспечения. Чтобы я, например, в первую очередь хотел сделать: реконструировать центральный стадион, драматический театр или достроить детскую клиническую республиканскую больницу, которой у нас, фактически, не было вообще? Отвечу - Все! Потому что я хочу и чтобы дети имели возможность получать качественную медицинскую помощь, и чтобы спортом люди могли заниматься, и чтобы имели возможность посещать театр. Мне очень хочется, чтобы в республике был аэропорт. Мне также хочется, чтобы уровень жизни в Карачаево-Черкесии был самым высоким. Чтобы средняя заработная плата была не 21 тысяча рублей, как сейчас (хотя, когда я пришел, она была 10 тысяч), а 70 или 80 тысяч.
И в решении этих задач я нахожу понимание и поддержку и населения, и работников органов законодательной и исполнительной власти, и правоохранительных органов, и территориальных органов федеральных ведомств.
7. Одной из важных проблем, которую необходимо решать в республике, Вы как-то назвали дефицит квалифицированных кадров из-за перекосов в системе их подготовки. Высшие учебные заведения выпускают массу юристов и экономистов, которые по окончании обучения не могут найти работу, а экономика испытывает острую потребность в технических специалистах, в том числе и рабочих профессий. Что делается Вами, правительством для решения этой проблемы и есть ли ощутимые результаты?
Конечно, тенденция поменялась в лучшую сторону. Результатов,правда, придется еще подождать. За последние два года реально большее количество молодежи стало поступать в средние специальные учебные заведения. Больше стало и студентов в высших учебных заведениях, которые обучаются по техническим специальностям.
То, что сегодня представителей технических профессий не хватает, не только наша проблема. Это проблема всех субъектов Российской Федерации. Может быть, где-то ее начали решать раньше. Но и мы в последнее время вплотную приступили к ее решению. Например, у нас есть Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия. Там есть инженерно-строительный институт. У нас последние годы достаточно серьезный строительный бум. Я собираю руководителей крупных строительных компаний и спрашиваю, как у них дела обстоят с кадрами. Да все очень плохо. Специалистов никаких найти не могут и далее в том же духе. Тогда я говорю: «А вы встречайтесь с ректором, садитесь и решайте, как вам вместе подготовить качественных специалистов нужных специальностей. А с третьего курса берите студентов на практику и ведите их». Начали такую работу и недавно всё официально оформили, подписав соответствующее соглашение. То же по Аграрному институту. Агрокомбинат «Южный», почти три тысячи работников. Спрашиваю у руководителя: «Тебе хватает специалистов-овощеводов, растениеводов?». «Нет, вообще-то». «Тогда иди и делай заказ, занимайся со студентами, стипендии им выплачивай». Вот так мы всех руководителей собрали и поставили аналогичные задачи. И местные ребята уже реально пошли на технические профессии.
Но кроме увеличения числа специалистов технических профессий, перед нами стоит еще более важная задача: мы должны поднимать престиж педагогических работников. Мы должны просто биться за них. Особенно важны учителя русского языка и литературы. Я объявил своим указом в Карачаево-Черкесии этот год Годом русского и родных языков.
Благодаря помощи Виктора Антоновича Садовничего, с которым я встретился на открытии у нас в республике обсерватории МГУ, мы отправили летом к нему 50 преподавателей русского языка. Причем оплатили только дорогу, а все остальные расходы, проживание, питание, обучение,университет взял на себя. Как люди были довольны! Они познакомились с современными методами преподавания, которых им не могли дать наши институты повышения квалификации учителей. Теперь будут транслировать этот опыт и свои знания в школах республики, среди своих коллег. Наша Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая Академия выиграла грант Министерства образования и науки Российской Федерации по программе «Кадры для регионов». Нам выделили порядка 50 миллионов рублей. А Академия под эти деньги привлекли от бизнеса еще порядка 70 млн. рублей. Создали на эти деньги новые лаборатории, предприятия, и другие производственные объекты, где теперь работают и студенты, и молодые специалисты.
Оснащение наших профтехучилищ, как я их по старинке называю, тоже достаточно серьезно улучшилось в последнее время.
8. Как Вы оцениваете работу средств массовой информации, федеральных и региональных, по освещению положения дел на Северном Кавказе, и в Карачаево-Черкесской Республике в частности, процессов, здесь происходящих, тенденций развития, деятельности органов власти республики? Или угол зрения нужно менять?
Угол зрения нужно менять однозначно. Конечно, факты есть факты. Если убили какого-то бандита на Кавказе, об этом нужно писать и показывать. Но не нужно сводить все, что происходит на Северном Кавказе, только к тому, например, что пост ДПС обстреляли и тому подобному. У нас очень много позитивных моментов и не только в Карачаево-Черкесии. Я говорю обо всех республиках Северного Кавказа. Я в каждой из них был неоднократно. Я всех своих коллег знаю достаточно хорошо. Я людей знаю по совместной учебе, работе. Я согласен, что жителю Красноярского края не очень интересно, что в Карачаево-Черкесской Республике открылся детский сад. Сейчас это происходит везде. Но есть и достаточно серьезные позитивные события. Например, открытие той же обсерватории. Это первая обсерватория, построенная в современной России! Казалось бы, грандиозный информационный повод. Но открытие обсерватории показали всего один раз. Все. А вот арестованный по обвинению во взяточничестве чиновник какой-то области стал на три дня звездой телеэкрана!
И ситуация у нас за последние несколько лет стабилизировалась. На территории республики нет ни одной устойчивой группы экстремистской направленности. Я это официально заявляю.
Я очень благодарен каналу «RussianTravelGuide». Я его очень люблю. Его передачи о различных уголках России. Почему не сделать аналогичные передачи нашим центральным каналам и не ставить их в прайм-тайм? Почему не приехать спецкору Первого канала, «России» или НТВ в выходной день в январе месяце в Архыз? Полюбоваться этими красотами. Посмотреть на людей, которые там отдыхают, поинтересоваться географией мест, из которых они приехали, узнать их впечатления. Конечно же скушать какое-нибудь национальное блюдо. А по итогам поездки рассказать зрителям канала о своих ощущениях.
Я считаю себя гражданином Российской Федерации. Я вырос в этой стране, это моя родина. Я не большой сторонник разделения понятий малая Родина и большая Родина. Она у меня одна. Как и у всех, с кем я рос, с кем я общаюсь, у моих друзей. Так вот, наша Родина – красива и неповторима, и об этом можно говорить и показывать бесконечно.
9. Есть ли в республике такое место, не побывав в котором нельзя с полным основанием сказать: «Я увидел Карачаево-Черкесию»? Куда бы Вы обязательно повезли своего гостя?
Пойдемте, я вам покажу.(Мы перемещаемся к карте республики). В идеале, нужно побывать везде.(Широкий взмах руки Главы республики охватывает достаточно большую территорию). Вот высочайшая гора Европы-Эльбрус. Сам пик находится на территории Карачаево-Черкесии. Вот отсюда берет начало река Кубань. Я шучу со своими краснодарскими коллегами: «Вы нам за франшизу должны платить. Кубань-то наша река». Великолепнейшие места. Конечно нужно побывать и в Домбае, и в Архызе. А пока едешь туда, увидишь и Прикубанский район, как там развивается сельское хозяйство. Проедешь и увидишь Черкесск, Джегуту, Хабез и много другое.
Спасибо большое, что уделили нам время. Удачи Вам в тех начинаниях, о которых Вы сегодня говорили. Благодарности со стороны жителей республики. Удовлетворенности от дела, которое Вы делаете.
Спасибо.
Источник: nia-kavkaz.ru