Напольная навигация укажет путь москвичам до метро
Дорогостоящая разметка появится на 49 кольцевых и пересадочных станциях внутри кольца уже в феврале наступающего года
20 декабря 2013 | События
Текст: Ирина Резник
Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС
Фото: Александра Мудрац/ИТАР-ТАСС
Инициатива мэрии по внедрению в метро напольной навигации продолжит воплощаться в жизнь, а информация о провале проекта не соответствует действительности, утверждают в столичном департаменте транспорта. Дорогостоящая разметка появится на 49 кольцевых и пересадочных станциях внутри кольца уже в феврале наступающего года.
Столичная мэрия опровергла информацию о сворачивании эксперимента по размещению напольной навигации в метрополитене. Наоборот, пилотный проект признан успешным и будет значительно расширен в начале следующего года. По сообщению департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, напольная разметка, упрощающая ориентирование в подземке, начнет наноситься на 49 кольцевых и пересадочных станциях уже в феврале.
При этом эксперимент помог «доработать и улучшить» сам проект, уточняют в департаменте. В частности, на платформах не будет отметок, указывающих на расположение дверей вагонов. Останутся указатели выходов в город и пересадок на другие линии, а также навигация, указывающая, какой стороны держаться перед лестницами и эскалаторами. «Эффективность проекта оценивалась по нескольким составляющим: опросы пассажиров, данные с камер. Маркировку входа-выхода на платформе делать не планируется. Но указатели действительно нужны в метро, москвичи их используют. Проект напольной навигации в целом был принят очень позитивно. Уверен: это полезные и нужные меры», — цитирует департамент слова своего руководителя Максима Ликсутова.
О том, что эксперимент с напольной навигацией в Московском метрополитене был признан неудачным и не будет распространен на другие станции, накануне сообщило со ссылкой на сотрудников пресс-службы столичной подземки РИА «Новости». Однако через некоторое время эту информацию с сайта агентства удалили.
Пресс-служба департамента транспорта Москвы тогда же обратилась и в «Газету.Ru» c просьбой удалить новость, распространенную РИА «Новости», с сайта издания.
Позже последовала и реакция Московского метрополитена. «В настоящее время готовится документация для проведения конкурентных процедур по определению исполнителя работы на оборудование 49 станций метрополитена системой напольной навигации... Появившаяся в СМИ информация о том, что эксперимент по внедрению напольной навигации признан неудачным, не соответствует действительности, и подобных заявлений пресс-служба Московского метрополитена не делала», — говорится в скупом сообщении пресс-службы метро.
Пилотный проект по использованию напольной навигации на станциях столичного метрополитена стартовал 25 февраля. Как объяснили тогда в мэрии, использование навигационной графики призвано сохранить время пассажиров и сделать их проезд более простым, удобным и комфортным. Указатели появились на станциях «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». В конкурсе на размещение напольной навигации победила фирма, предложившая, на взгляд специалистов, наиболее интересный дизайн и самую низкую цену — 1,9 млн рублей (начальная цена контракта составляла 2,2 млн рублей). Работа была выполнена за 10 дней.
Сообщалось, что специальные наклейки из ламинированной пленки, используемые для навигационной напольной разметки, должны прослужить около трех месяцев: таков гарантийный срок эксплуатации напольного покрытия. Более того, чиновники убеждали журналистов, что это износостойкий материал, который используется во всех странах для напольной навигации и рекламы и в реальности сохраняет свои свойства до полугода.
Между тем надписи начали быстро стираться, и в мэрии были вынуждены признать, что напольные наклейки изнашиваются значительно быстрее.
В итоге было решено заменить эти наклейки цветными пластиковыми указателями, вмонтированными в мраморные плиты пола. Пластиковые полоски вклеивались в специально сделанные для них углубления, что еще больше удорожало реализацию программы.
Одновременно с пилотным проектом департамент транспорта на своем сайте запустил опрос общественного мнения и в июле 2013 года подвел его итоги. В частности, горожан просили ответить, помогают ли им ориентироваться указатели пересадок и выходов в город, достаточно ли количество напольных указателей, полезно ли указание мест остановки дверей на платформе и т.д. А также предлагали высказать свое мнение по главному вопросу: стоит ли разместить подобные указатели на других станциях метро.
По данным пресс-службы департамента, с 25 февраля в этом опросе приняло участие 18 608 человек. На вопрос о необходимости размещения на остальных станциях метро навигации положительный ответ дали 15 417 респондентов.
По данным опроса, указатели пересадок и выходов в город помогают легче ориентироваться в метро большинству респондентов — 62%. Практически все проголосовавшие положительно оценили появление указателей мест остановки дверей на платформе. Кроме того, большинство респондентов департамента (41%) отметили, что напольных указателей недостаточно, их количество удовлетворило лишь 31% опрошенных.
Активно обсуждалась напольная навигация и на других ресурсах интернета, посетители которых отнеслись к креативным инициативам мэрии более критично.
С первых дней эксперимента горожане отмечали разницу между восприятием «навигации» на чистом после ночной уборки полу и затоптанном спустя несколько часов после открытия метро. А также иронизировали по поводу актуальности напольной навигации в час пик. Впрочем, эти данные никто не анализировал, и в качестве основного показателя успешности эксперимента власти города ограничились цифрами с официального сайта департамента транспорта.
По мнению экспертов, эти данные идеально подошли и для оправдания расширения «эксперимента» на большее число станций, и для увеличения числа указателей в одном месте.
При этом, как рассказал «Газете.Ru» депутат Мосгордумы, лидер фракции КПРФ Андрей Клычков, в бюджете на следующий год нет такой строки, как «Напольная навигация».
Правда, уточнил парламентарий, бюджет формируется по программному принципу без какой-либо детализации внутри этих программ. «Мы получаем некую красивую обертку с программами, подпрограммами, но получить их детализацию очень проблематично даже депутатам, — рассказал он. — Когда мы вносили поправки в бюджет, то пытались детализировать некоторые направления. Однако даже те поправки, которые были удовлетворены по существу, были приняты не в рамках бюджета (с конкретной строкой), а, как нам было заявлено, в рамках адресной инвестиционной программы».
Что касается сути проекта, то, по мнению Клычкова, с учетом пассажиропотока и построения московского метро ориентироваться в нем по напольной навигации не очень удобно.
«Я думаю, стоит остановиться на привычной потолочной и стендовой навигации. К тому же, в отличие от напольных наклеек, это разовое вложение, которое служит долгие годы», — считает депутат.
«Вряд ли можно назвать инициативу с напольной навигацией рациональной», — считает и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. По его мнению, вложенные в напольную графику средства несоизмеримы с полученной от этого пользой, но в мэрии не принято признавать свои идеи не столь блестящими, как того бы хотелось.
Все, что адресовано горожанину и облегчает ему существование в «этом безумном городе и вообще тяжелом мире», должно приветствоваться, считает историк архитектуры, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. «Если эта навигация кому-то удобна и при этом не наносит вред архитектуре, то ее можно считать позитивной, — считает эксперт. — Другое дело, что подобные решения должны проходить через художественные советы, так как многие станции в центре — это памятники архитектуры со своим художественным замыслом. Создатели этих станций решали пространство целиком, в том числе учитывался и рисунок пола. И главное — чтобы вслед за навигацией в метро под ногами не появилась реклама, которая очень часто возникает на тротуарах. И тоже начинается с таких, казалось бы, невинных вещей, как стрелочки-указатели».
Между тем такие тенденции в городе уже просматриваются. Так, опытом департамента транспорта уже вдохновились в Москомтуризме. Первая напольная навигация, указывающая путь к туристическим объектам, появилась в октябре в переходах станции метро «Библиотека им. Ленина» и «Охотный Ряд». Напольная навигация для туристов — это модульная система, которая состоит из названия объекта, направляющих стрелок и изображения самих объектов. Как полагают в столичном комитете по туризму и гостиничному хозяйству, напольная навигация «поможет жителям города и туристам найти верный путь к объектам показа».
Источник: gazeta.ru
Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
0