USD:
EUR:

"Военным фотографам посвящается"

На выставке в Москве собраны работы классиков советской фотографии и неизвестных авторов

Текст: Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

"Военным фотографам посвящается"

В Мультимедиа Арт Музее открылась уникальная фотовыставка «Территория Победы: Военным фотографам посвящается». Генеральным партнером выставки выступила компания «Роснефть».

Экспозицию, занимающую два зала музея, составили работы как классиков советской фотографии — Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Эммануила Евзерихина, Георгия Зельмы, Владислава Микоши, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Александра Устинова, Якова Халипа, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Сергея Шиманского и других, так и неизвестных авторов. Как отмечают организаторы выставки, их имена еще только предстоит выяснить, в том числе с помощью посетителей — вдруг кто-то узнает в экспонатах работу своего дедушки? 

Аркадий Шайхет. Переправа через Днепр. Осень 1943

Аркадий Шайхет. Переправа через Днепр. Осень 1943

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Евгений Халдей. За круглым столом Берлинской (Потсдамской) конференции. Июль 1945

Евгений Халдей. За круглым столом Берлинской (Потсдамской) конференции. Июль 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

В экспозицию вошли более 250 снимков из фондов Мультимедиа Арт Музея, агентства «ФотоСоюз», Севастопольского музея, Белорусского государственного архива кинофотодокументов, а также частных собраний. Особое место занимают фотографии из архива компании «Роснефть», на которых запечатлены нефтеперерабатывающие заводы и буровые установки Куйбышевска, Сахалина, Сызрани, Оренбурга военных времен, а также труд нефтяников, во много обеспечивших исход ключевых сражений.

— Я очень благодарен за возможность поучаствовать в этой замечательной, интереснейшей выставке. Фотография обладает тем безусловным преимуществом, что это, с одной стороны, достоверный документ. С другой — взгляд художника. И мы ценим возможность посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами художников: фотографов, репортеров, корреспондентов, — заявил на открытии вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Среди других экспонатов — кадры военного быта, редких минут отдыха и тревоги, хроника военных действий (чего стоит только кадр самолета, врезавшегося в здание в Будапеште авторства Евгения Халдея), прообраз современного селфи — групповые снимки военных фотографов и корреспондентов, снятые на автоспуске, и, конечно же, радость от победы. 

Ключевыми здесь стали хрестоматийные снимки Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», открывающие экспозицию, и работы Дмитрия Бальтерманца «Атака» и «Горе», известные во всем мире как емкая метафора главной трагедии XX века. 

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Из серии

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Из серии "Так это было...". Керчь, январь 1942

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Дмитрий Бальтерманц. Атака. 1941

Дмитрий Бальтерманц. Атака. 1941

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Евгений Халдей. Знамя победы над рейхстагом. Берлин, 2 мая 1945

Евгений Халдей. Знамя победы над рейхстагом. Берлин, 2 мая 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Как рассказала «Известиям» куратор проекта и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, всего на войне было около 2 тыс. фотографов из 62 стран, однако именно советским мастерам удалось создать самые пронзительные свидетельства этого страшного события. 

— На этапе подготовки выставки мы просмотрели тысячи фотографий и поняли, что в каждой стране — своя война, но горе и радость от окончания войны — общие. Именно наши фотографы сделали самые знаковые снимки войны. Может быть, потому, что эта война оказалась самой разрушительной именно для нашей страны, — отметила Ольга Свиблова.

Одним из центральных экспонатов выставка стала мемориальная стена с напечатанными именами около двух сотен военных фотографов. Как заявила директор, в ее планах — перенести их на настоящий мемориал. Предположительно — в сквере рядом с музеем.

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Марк Редькин. Город Николаев в день освобождения. Жители снимают таблички с названием улицы Адольфа Гитлера. 1944

Марк Редькин. Город Николаев в день освобождения. Жители снимают таблички с названием улицы Адольфа Гитлера. 1944

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Георгий Липскеров. Пусть солдаты немного поспят. 1945

Георгий Липскеров. Пусть солдаты немного поспят. 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— В нашей стране огромное количество памятников солдатам, мемориалов. Мне кажется правильным установить мемориальную доску людям, сражавшимся с фото- и кинокамерой. Именно они оставили для нас образы, помогающие нам заново пережить эти страшные моменты, погрузившись в которые, каждый из нас будет стараться сделать всё, чтобы страшное время войны не возвращалось, — заявила Ольга Свиблова. 

Также на выставке можно увидеть уникальную военную кинохронику и 16 мультимедийных мемориалов, представляющих ретроспективу знаменитых военных фотомастеров.  

«Территория Победы» продолжает программу «История России в фотографии. Фотолетопись России», начатую музеем в 1997 году. Выставка продлится до 14 июня.

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Эммануил Евзерихин. Сталинград. 1942

Эммануил Евзерихин. Сталинград. 1942

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Марк Редькин. Победа! Берлин, май 1945

Марк Редькин. Победа! Берлин, май 1945

Источник: Известия

Также в рубрике
Внутренний туризм уже не будет прежним
 0

Большой плюс Краснодарского края

 0