Владельцы гостевых домов описали ожидания от нового закона
Правительство России начало работать над легализацией деятельности так называемых гостевых домов. По поручению премьер-министра Михаила Мишустина Ростуризм, Минэкономразвития, Минфин и Роспотребнадзор проработают законодательную базу для гостиниц, расположенных на участках в частном секторе городов и в сельской местности. Владельцы таких домов рассказали «МК», чего они ожидают от такого нововведения.
Гостевые дома — это уже привычная категория мест размещения для всех, кто самостоятельно путешествует по России. Как правило, это либо обычные жилые дома в частном секторе, приспособленные под туристическое использование, либо специально выстроенные «под гостей» коттеджи. Помимо того что для бизнеса открыть такой дом куда дешевле, чем обычную гостиницу, у гостевых домов есть еще одно важное преимущество: в них лучше, чем в отелях, чувствуешь аутентичность места.
Если все пойдет по плану, уже скоро для открытия гостевого д ома не нужно будет менять вид разрешенного использования участка с «индивидуального жилищного строительства» на «гостиничное обслуживание». Что опять-таки не только дорого, но и требует публичных слушаний, то есть учета мнения соседей. Резонов к такой реформе, очевидно, два: во-первых, развитие внутреннего туризма как драйвер повышения благосостояния регионов. Во-вторых — чем больше гостевых домов работает «вбелую», тем больше налогов поступает в казну.
— Поживем — увидим, но мне кажется, что эффект будет неоднозначным, — рассказывает Алена Р., хозяйка легального гостевого дома в Тверской области. — С одной стороны, легче будет расширяться: можно будет купить дом с участком и сразу ремонтировать его и вводить в дело под заезд. Сейчас для этого нужно проходить все круги ада с изменением вида разрешенного использования. С другой стороны, домов на продажу просто не будет: их скупят москвичи со свободными деньгами, мечтающие «начать свое дело». Тем не менее денежная выгода при расширении может составлять сотни тысяч рублей — которые в некоторых райцентрах уходят на смену вида разрешенного использования.
По словам собеседницы «МК», трудовой вклад владельца типичного гостевого дома в селе или небольшом городе — не меньший актив, чем сам объект недвижимости. «Регистрация в системах бронирования, реклама, постоянная работа с клиентами, многие из которых не подарок, — держать гостевой дом не так просто, как кажется. Это трудная работа, а не рента. Поэтому открыться действительно станет легче, но Россия не покроется сплошной сетью гостевых домов после этого послабления».
Отношения с соседями, как отметила хозяйка гостевого дома, выстраивать придется в любом случае. Хотя бы потому, что в частном секторе городов и на селе соседи куда больше влияют друг на друга и способны испортить друг другу жизнь, чем в большом городе. «Либо дружить и договариваться, либо лучше и не начинать», — рассказывает она. Кого это не пугает — может и попробовать сыграть в гостевой дом. Если, конечно, реформа состоится.
Антон Размахнин
The Village продолжает рассказывать о примечательных зданиях Москвы. В новом выпуске — о монреальском павильоне Михаила Посохина