USD: 92.5919
EUR: 100.2704

На Север – за Полярный круг

Автопутешествие из Москвы в Мурманск

Текст: Алексей Агальцов
На Север – за Полярный круг

В предыдущей части нашей поездки мы добрались из Москвы до Медвежьегорска. Теперь отправляемся дальше на Север – за Полярный круг, в город-герой Мурманск.

Медвежьегорск

Карельский город Медвежьегорск был построен в 1915 году как железнодорожная станция новой дороги, соединяющей Петроград и Романов-на-Мурмане (будущий Мурманск). Станция действующей в настоящее время Октябрьской железной дороги, куда влилась старая «мурманка», до сих пор имеет историческое название – Медвежья Гора.

По окраине города и проходит знаменитая северная магистраль России – автодорога М18 «Кола». Состояние этой новой трассы отличное – новый асфальт, широкие полосы, большие прямые участки. Именно по ней мы и поедем в направлении Крайнего Севера.

На снимке: трасса М18 «Кола» (новая Мурманка)/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Путь до нашей конечной точки – города Мурманска – достаточно долог, почти 800 км. Дорога осложняется тем, что, чем ближе мы приближаемся к Северу, тем длиннее полярные ночи, а световой день все короче. К этому надо быть готовым, иначе путь в ночи станет не самым лучшим воспоминанием о поездке.

Через 100 км мы проедем поворот на город Сегежа. Это небольшой карельский город, выросший, как и Медвежьегорск, из станции железной дороги. До ее появления на месте будущего города жили саамы – местные жители, – а потом и пришедшие поселенцы–новгородцы. На повороте в Сегежу на трассе стоит автозаправочная станция и небольшое кафе.

Неподалеку от города расположен поселок Надвоицы, где на рудниках в середине XVIII века добывали первое российское золото. На окраине поселка находится и знаменитый равнинный водопад – Воицкий Падун, а в ближайших окрестностях – многочисленные стоянки древнего человека каменного века.

На снимке: водопад Воицкий Падун (летняя фотография)/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Беломорск

Следующим местом нашего путешествия является город Беломорск. Он расположен на берегу Белого моря, на месте старинной деревни Сорока, первое упоминание о которой относиться к 1419 году. Именно из этой деревушки в 1429 году отправились на Соловки основатели знаменитого монастыря — старцы Герман и Савватий.

Но главной достопримечательностью беломорского района является скопление наскальных рисунков-петроглифов, датируемых IV—III тысячелетием до нашей эры. В археологический комплекс «Беломорские петроглифы» входят и более 30 стоянок древнего человека. Зимой, как ни жаль, экскурсии не проводят.

На снимке: беломорские петроглифы (Залавруга)/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Следующий объект по трассе нашего путешествия – Подужемская ГЭС, построенная в 1976 году. Сразу за ней – поворот на Кемь, откуда в летний период трудяги-корабли перевозят тысячи туристов на Большой Соловецкий остров. Судоходный период на Белом море достаточно короткий, хотя зимой море покрывается льдом только по побережью, так что попасть на зимние Соловки можно только по воздуху – из аэропорта Архангельска.

На снимке: Соловецкий монастырь зимой/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Следующей «отвороткой» от Мурманки будет дорога на Калевалу – родину карело-финского поэтического эпоса. Эти места очень популярны у туристов в зимнее время, а турфирмы предлагают для отдыхающих различные развлечения – от поездок на снегоходах до путешествий на оленьей упряжке.

На снимке: типичный вид Ловозера. На заднем плане – здание Саамского национального культурного центра/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


С эпосом Калевала связано и название следующего поселка и станции железной дороги – Лоухи, ведь по преданию, где-то в этих местах жила и действовала Старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы.

В стороне от трассы остается и национальный парк Паанаярви, с его великолепной природой, глубоководным озером и большим количеством красивейших водопадов.

Полярный круг

После въезда в Мурманскую область мы пересечем линию Полярного круга – на обочине трассы стоит памятная стела. Место ее установки не совсем географически точное, тем не менее, оно привлекает почти всех путников.

А дальше – проезжаем через город Кандалакша, расположенный на побережье Кандалакшского залива Белого моря, при впадении в него реки Нива. Вокруг меняется пейзаж, становится меньше леса, появляются сопки и горы. Расположенные рядом Хибины привлекают множество горнолыжников и альпинистов. К сожалению, из-за деятельности добывающих компаний множество красивейших мест превращаются в мрачные горы обработанной породы.

На снимке: вид на город Кандалакша (летняя фотография)/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Световой день становится все короче – уже в начале декабря на эту местность ложится полярная ночь. Движение по трассе становится утомительным, и только свет фар разгоняет непроглядную темноту.

Мы проезжаем мимо Кольской АЭС, стоящей в городе Полярные Зори, поворот на Апатиты и Кировск – центры горнолыжного спорта, – проскакиваем Мончегорск, с его печально известными пустошами – следами выбросов комбината «Североникель», – и встречаем по дороге город с красивым названием Оленегорск.

На снимке: луна над Хибинами/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


В Оленегорске, построенном, как и многие северные города, при советской власти, есть поворот на Ловозеро – центр саамской культуры. Люди жили на берегах этого озера со времен неолита. Местные саамские поселения упомянуты во всех переписях, проводимых с начала XVI века. Саамы – коренная народность Кольского полуострова, сейчас в современной России проживает не более 2000 представителей этого этноса.

На снимке: типичный вид Ловозера. На заднем плане – здание Саамского национального культурного центра/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Кольский полуостров, омывающийся водами двух северных морей, притягивает в летний период множество туристов. Разнообразный ландшафт, множество озер, лесотундра, переходящие в северной части полуострова в настоящую тундру – все это будоражит взгляд любого человека, посетившего эти места. Именно это и есть настоящий Русский Север!

Мурманск

Зима в этих местах наступает рано. Можно сказать, она просто ненадолго уступает место лету, но правит бал именно она. Зимой в тундру можно попасть только на мощном снегоходе, или как тут принято до сих пор – на оленях.

На снимке: местные дороги на Кольском полуострове/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


Конечной точкой трассы «Кола» является пункт пропуска через государственную границу с Норвегией – «Борисоглебск». Мы же остаемся в Мурманске – конечной точке нашего путешествия.

Этот самый крупный в мире город за Полярным кругом был построен как морской порт в годы Первой мировой. После Октябрьской революции город сменил название «Романов-на-Мурмане» на современное. В годы Великой Отечественной войны Мурманск подвергался постоянным бомбежкам и атакам, но защитники города не допустили захвата стратегически важного для страны рубежа. И сегодня город-герой Мурманск – мощнейший центр Северного флота России. А в 2016 году город будет праздновать 100-летний юбилей.

На снимке: ночной Мурманск/ Фото Николай Назайкинский


Достопримечательности Мурманска связаны с его боевой славой. Это разнообразные памятники защитникам Советского Заполярья, среди которых отдельно нельзя не упомянуть о знаменитом мурманском Алёше – крупнейшем памятнике на территории России. В городе, кроме того, стоит мемориал морякам, погибшим в мирное время. Для туристов открыт и музей на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин», который стоит на вечной стоянке в порту города.

На снимке: Мурманский Алеша. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»/ Фото участников клуба«Карелия 2000 - Русский Север»


На этом наше путешествие «Из Москвы – за Полярный круг» заканчивается. Шершавой дороги и новых открытий!

Снимок в открытие статьи: Северный полярный круг. Памятная стела/ Фото Марина Хлыбова

Источник: svpressa.ru

Также в рубрике
Туристы отправились покорять океан на старой лодке и едва не погибли. Как им удалось выжить?
 0