Великий Дон: Дивы дивные на Тихой Сосне
Здешний монастырь был крупнейшим на Дону центром духовного просвещения
Фото: Сергей Лебедев
Зелёные с белыми меловыми проплешинами кручи по правому берегу. На противоположном притягивают глаз поросшие редкими кустами пологие отмели. Иногда наверху, за полосой ивняка, виднеется машина. По берегу среди расставленных удилищ бродит загоревший до черноты мужик в трусах. Но чаще попадаются нетронутые девственные пляжики, исчерканные у кромки воды крестиками птичьих следов и уходящими в глубину путиками ракушек-перловиц. Ракушки здесь большие, с ладонь. Конечно, совсем нетронутыми пляжи нельзя назвать, обязательно из песка торчит мятая пластиковая бутылка или жестянка из-под консервов. Но на такие пустяки внимания не обращаем, а, причалив, с восторгом бултыхаемся и валяемся на нежном, нагретом песке.
И вновь за вёсла, и вновь мелькают берега. Пляжи сменяются крутыми глинистыми обрывами, иссверленными ласточкиными норами. Опять меловые кряжи, прорезанные заросшими балками, уходящими далеко в степь. Великий Дон, с виду спокойный, изгибаясь огромными дугами, плавно и быстро нёсет нас к знаменитому Дивногорью.
Когда по правому берегу закатное солнце блеснуло на серых куполах и золотых крестах, а вдоль холмов протянулась нитка железнодорожных столбов, поняли, что добрались. Тем более, что на склонах торчат белесые зубцы, похожие на полуразрушенные башенки. Те самые удивительные природные памятники – Дивы. Стремясь подобраться поближе, свернули во впадающую в Дон Тихую Сосну. Всего-то три километра и мы у цели. Поупиравшись минут двадцать против течения, сдались. Тихая Сосна оказалась не такой уж и тихой. Вернулись в Дон и, сверившись с картой, заночевали на прибрежной опушке. Разбудил колокольный перезвон. Монастырь оказался совсем близко, и что очень удобно - в двух шагах от железнодорожной платформы.
У подножия горы уютно и компактно притаились серебристо-белые постройки Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря. Быстро обежали территорию, заглянули в храм и в монастырскую лавку. Хотели договориться об экскурсии, но надо ждать «благословения» настоятеля. Что это? Зачем? Потом. И рванули вверх по пыльной меловой тропе вверх к дивам. Гора оказалась совсем как настоящая, даже запыхались. И мел самый натуральный.
Поднялись к поклонному кресту, обернулись. Необъятные светло-зелёные просторы; извивается широкая лента Дона, поближе полоска Тихой Сосны; тёмные купы деревьев вдоль русла; длинный товарняк огибает холмы. С другой стороны горизонт тоже отодвинулся – степь с перелесками, пересечённая крутыми лощинами. На белых склонах пучки засухоустойчивых трав; цепляются корнями редкие кусты и деревца.
Устроили фотосессию у Див. Для равнинной России удивительной зрелище – двадцатиметровые белые столбы причудливой формы. Результат карстовых провалов, неравномерного разрушения меловых пород в результате выветривания, перепадов температур, вымывания. Естественно, для древних жителей этих мест объект религиозного поклонения. Недаром здесь и хазарская крепость, и монастырь. Когда-то Див было больше, но пережив миллионы лет эрозии, сотни лет приграничных стычек с кочевниками, не пережили они встречи с Советской властью. В двадцатых годах большинство останцов взорвали при строительстве железной дороги в светлое будущее. Поневоле вспомнишь сказку о Мидасе.
Подошёл монах-экскурсовод, открыл решётку. Провёл в церковь, вырубленную в основании скалы. В толщу горы на сотни метров уходят узкие коридоры. После залитой солнцем жаркой степи в пещере темно, холодно и таинственно.
Небольшие кельи, полузаваленные проходы, ступени между галереями, мечущийся отблеск свечей в полукруглых нишах. Монахи жили почти в полной темноте, только свечи и масляные лампадки у икон. Спали на лавках, высеченных в меловой породе. Здесь же их и хоронили. Мистическую атмосферу нарушают надписи на стенах. Посетители, желая увековечиться, выцарапывают вечное «Киса и Ося были тут». Благо мел - материал мягкий. Изуродовано всё и внутри и снаружи.
По легенде, в 15-м веке два греческих монаха Ксенофонт и Иоасаф, видимо, подражая первым христианам, устраивавшим храмы под землёй, вырубили в мягкой породе скит и установили привезённую из далёкой Сицилии чудотворную икону Божией Матери. В предание мало верится, поскольку до середины 17-го века эта территория недаром называлась «Диким полем». Бесконечные набеги ногайцев и крымских татар на русские земли, беглые холопы, казаки. Постоянно жить здесь, даже прячась в пещерах, было невозможно. Лишь после строительства крепостей Воронеж, Коротояк, Острогожск и заселения их украинскими казаками, спасавшимися от притеснений Речи Посполитой, началась история монастыря. Царь Алексей Михайлович пожаловал монахам дары и мельницу на реке Потудань. Во время азовского похода обитель посетил Пётр Первый. Монастырь был крупнейшим на Дону центром духовного просвещения.
Во время эпидемии холеры в Воронежской губернии в 30-х годах 19-го века его прославила многочисленными исцелениями та самая икона Сицилийской Божией Матери, и образ получил народное название «Исцелийского». Но пришла революция, монахов расстреляли и утопили в Дону, церкви разграбили, и в начале 20-х годов 20-го века монастырь закрыли. А позже помещения отдали под дом отдыха и санаторий. И лишь после распада СССР в 1991 году в Дивногорье был организован историко-археологический музей-заповедник под открытым небом. А монастырь вновь освящен и открыт в 1997 году.
После экскурсии в подземелья топаем в заповедник и Маяцкое городище. Тропа спускается в распадки, подымается на плато. Пейзажи восхитительны, напоминают горный Крым, окрестности Бахчисарая, Чуфут-Кале, Эски-Кермен. Струится пушистый ковыль. Ветер волнами наносит горьковатые запахи полыни и резкий дух чабреца. В траве промелькивают зелёные и коричневые ящерки. Спугиваем пёструю гадюку. Невидимые жаворонки над головой.
Маяцкое городище – развалины алано-болгарской крепости. Здесь в 9-10 веках проходила граница между хазарским каганатом и славянами-вятичами. На заросшей травой поляне угадываются контуры заплывших рвов, осыпавшихся оборонительных валов. Информационные щиты рассказывают о гончарных и оружейных мастерских, могильниках.
Очень колоритно воссоздано поселение древних аланов - глинобитные круглые хижины с соломенной крышей, полуземлянки, сарайчики. Вполне жилого вида, практически неотличимы от современных деревенских построек.
Вдоль тропы выложены глыбы с рельефами ископаемых растений и названиями геологических эпох «Кайнозой», «Мезозой». Доходчиво и познавательно.
Интересное и антуражное место. Администрация предлагает интерактивные тематические экскурсии с этнографическим, геологическим, ботаническим уклоном. Обещает фольклорные праздники, концерты, фестивали…
Но, увы, как обычно, мы ограничены временем. Сюда хотя бы дня на три. Подгадать к ежегодному шоу «Ночь в Дивногорье», погулять по меловым каньонам, посмотреть раскопы, поваляться в полынной степи. А может и посмотреть НЛО – место слывёт аномальным и Интернет полон сообщений о загадочных огненных шарах, кружащихся над Дивами.
Бегом на электричку, благо рядом. Через полчаса прибываем в Лиски. Когда-то в школьные времена манило загадочностью и экзотичностью советское название города – Георгиу-Деж. Недолгая ночь в поезде. Москва.
Источник: svpressa.ru
Вечный вопрос путешественников - что выбрать: рюкзак или чемодан