USD:
EUR:

Любителей поесть ждут на Алтае

Как развивается гастрономический туризм?

Текст: Денис Кузнецов
Любителей поесть ждут на Алтае

В Горный Алтай с наступлением лета хлынут толпы туристов. Одни поедут сюда, чтобы отдохнуть на лоне дикой природы, другие - сходить в горы, спуститься на рафте по Катуни, покорить Белуху. И почти каждый из них надеется попробовать хотя бы одно блюдо национальной алтайской кухни, которая среди жителей европейской части страны и иностранцев считается экзотичной.

Однако найти национальную кухню в республике довольно трудно.

А поесть негде…

Среди одного из самых известных заведений – ресторан национальной кухни «Меркит», который предлагает съесть что-нибудь на месте либо взять с собой. Возят гостей в природный парк Уч-Энмек, где туриста ждет не просто необычное блюдо, а церемония его приготовления в духе алтайских традиций.

Известное всем кафе в деревушке Чуй-Оозы сразу за Чике-Таманом тоже предлагает национальные блюда. Однако помимо талкана и хаан-чая в обыденном меню встречаются по преимуществу европейские, азиатские и кавказские кушанья. Возможно, эксклюзив здесь нужно заказывать заранее.

Ряд сел Онгудайского района намерены в этом году попробовать работать в этом направлении. Ожидается, что там будет более аутентичная обстановка, приближенная к традиционно-алтайской. Тем не менее, на всю республику этого крайне мало. «Побывал на Алтае, с трудом удалось найти место, где кормят настоящей алтайской едой. Удивился, ведь республика национальная», — пишет турист из Москвы, посетивший Горный Алтай прошлым летом.

Национальный колорит

Президент региональной ассоциации туристских организаций Сергей Зяблицкий рассказывает, что на своей турбазе он проводит для туристов дегустации, но готовят не полностью сами, а закупают полуфабрикаты в Мерките. «Гастрономический аспект туризма интересен, поскольку это один из важнейших элементов национального колорита, а, как известно, туристов привлекает все необычное. Однако не думаю, что эту разновидность туризма стоит «ставить во главу угла», - говорит Зяблицикий.

«Алтайская кухня специфическая, в ней нет особого разнообразия, и большинство блюд готовят из мяса либо кисло-молочных продуктов. Европейцы не привычны к такому, и питаться подобным постоянно вряд ли станут. Мы предлагаем им обычное европейское меню», — добавляет он.

При этом, как считают специалисты, национальная кухня редка в республике не из-за отсутствия спроса. Дело в высокой себестоимости готовых блюд. Чтобы получился килограмм твердого сыра, нужно в три раза больше по массе молока. А молоко – это сезонный продукт, которого зимой мало. Для приготовления блюда из внутренностей барана требуется целая туша, а в итоге получается не более 1,5 кг продукта.

Алтайские деликатесы в Москве

Между тем, некоторые алтайские хозяйства, специализирующиеся на производстве «диковинных» продуктов, поставляют их в столичные рестораны. Так, уже прошлой зимой шеф-повар московского ресторана «Гусятникоff» Марина Карпушенко презентовала богатую коллекцию алтайских блюд, главная роль в которых отдана мясу марала. Марала в ресторан поставляют с Алтая.

Поставщик мяса - мараловодческое хозяйство «Карым» - находится рядом с поселком Усть-Муны Майминского района Республики Алтай. Хозяйство предлагает «оздоровительный отдых с использованием уникальных возможностей предприятия и гарантированно натурального сырья для организации пантовых ванн как в период срезки пантов у маралов, так и круглогодично, а также проживание в гостинице «Живет такой парень», сказано на сайте ОАО «Карым».

Как рассказала в интервью изданию «Коммерсантъ-Weekend» шеф-повар ресторана «Гусятникоff», маралов в Москву «привозят самолетами из Барнаула, там — ближайший аэропорт к оленеводческому хозяйству, с которым мы сотрудничаем».

«Представьте себе огромную территорию: есть и лесные места, и степь — все не тронуто человеком, лишь забор вокруг. В этом вольере содержится около 1,5 тыс. маралов, и они живут самостоятельно, люди вмешиваются и подкармливают их только в сложный период — как правило, зимой. Все остальное время жизнь маралов полностью «дикая», естественная», — говорит она.

Так что не исключено, что в недалеком будущем жители столицы, которые распробуют деликатесы из Алтая, захотят оценить вкус новых блюд национальной кухни, а значит, гастрономический туризм получит новый импульс к развитию.

Также в рубрике