Неодинокая планета Москва
Что-то меняется в туристических направлениях. Вот стоило только заехать в Лондон, как на следующий день на глаза попадается список самых привлекательных городов мира для туризма.
И самое удивительное, что именно Лондона там нет. А кто там есть? Есть Москва, Кейптаун, Лос-Анджелес, Лиссабон, Сеул, Мерида в Мексике, Бордо, Пистоя и даже город Портленд. Это список международного путеводителя "Одинокая планета" — Lonely Planet — на 2017 год.
Я не был ни в Мериде, ни в Портленде, но отсутствие Лондона в списке удивило бы ещё неделю назад. Точно так же, как ещё года четыре назад удивило бы присутствие Москвы в хит-параде. Но я сперва о Лондоне.
Есть люди, которые любят Париж, и есть люди, которые любят Лондон. Обычно эти люди сходятся во вкусах только относительно Москвы. Друг друга они не поймут никогда. И вообще такое впечатление, что все русские — творческие и не очень, финансовые и не совсем, выездные и нет — давно полюбили Лондон. Кто-то за музыку, кто-то за камни, кто-то за возможность строить бизнес, а кто-то за парки и белок с цаплями. И только в Harrods нормальные люди больше не ходят.
То, что Лондон остаётся очень крутым туристическим направлением, говорит одно то, что в таких районах, как Bayswater, английской речи не услышишь — сплошные итальянцы, испанцы, австрийцы. При этом именно туристы. И море студенческих групп. Где при этом находятся сами англичане, не очень понятно — наверное, все живут в Испании на тёплом море на деньги от сдачи лондонской недвижимости. Единственная проблема в том, что из-за Брексита сдача квартиры в Лондоне как-то перестала быть такой доходной, нежели тогда, когда фунт стоил два евро.
То, что туристов там миллионы — аж двадцать семь миллионов в год, — видно невооружённым глазом. Иначе тысячи лавочек, которые продают дурацкие майки — My Mom was in London and all she brought back was this lousy T-shirt, — не смогли бы платить даже недельную аренду в центре, не то что годичную.
В Москве нет такого количества лавочек с майками и кружками для туристов, да и "Машина времени" вряд ли так же популярна, как The Beatles, и на улицу, где стояла фирма "Мелодия", никогда не будет такого паломничества, как на Abbey Road.
Зато в Москве нет этнических районов, где арендаторам наплевать, развалится квартал с классической английской архитектурой или нет. Это совсем не те районы, которые привлекают 27 миллионов туристов, — люди приезжают увидеть Mayfair, Soho, Chelsea, Бейкер-стрит и даже самый уродливый дом Лондона — здание местной разведки. Но это такие районы — прибежище старых денег, с ними ничего не произойдёт, даже если Темза потечёт вспять. Парки будут стричь и холить, и самое крупное цветочное шоу будет именно в Челси.
Я вижу, что в Москве тоже стали затевать самые разные и, может быть, для кого-то непривычные фестивали. Так и должно быть. Не сводится культурная привлекательность мегагорода к двум-трём пафосным мероприятиям с красными дорожками родом из СССР. Говорят, что именно за прошлый год состоялось какое-то рекордное количество фестивалей.
Есть серьёзная разница между туристическим Лондоном и туристической Москвой. Москва масштабно подходит к вопросу. Тут в центре уже давно нет нищих и убогих "вставок". По поводу дорожного покрытия — я давно не видел такого ужаса. Вернее, видел. Давно. И в Питере, и в Москве, и на Камчатке. Но люди, которые прожили в столице чуть больше пяти лет, к 2017 году уже совсем отвыкли от того, что такое может быть в центре финансовой мощи Европы.
Однако с финансовой мощью может получиться некрасиво в любой момент, и никто не понимает, останутся в Лондоне европейские банки после выхода из Европы или нет. Опустеет Сити или нет. Но при любом раскладе туристы останутся, поставит Lonely Planet Лондон в своём хит-параде самых крутых городов мира или нет.
Меня лично радует то, что наконец там есть Москва. Потому что чем больше туристов увидит этот город, тем больше будет парков и зелёных территорий, например. Осталось только стричь и поливать — всего каких-то двести лет. Как в Вестминстере.
А тут вдруг появляется информация, что второй мой любимый город для туризма — Стокгольм — получил no go zones. Это районы, куда не ходит полиция. Потому что боится и не знает, что делать. Подумать только — Стокгольм! И тогда видится, что Москва, в общем-то, безопасный город что для жителей, что для туристов. В Москве не грабят и не отбирают сумочки или камеры, как в Барселоне. И точно — нет no go zones.
По официальным данным, Москву за текущий год посетят 17,5 миллиона туристов. При всём при том, что иностранцам получить русскую визу гораздо сложнее и даже дороже, чем нам в ту же Великобританию.
Что привлекает этих людей?
Ещё один шок: наплыв китайцев в рамках "коммунистического туризма" — они и в Ульяновск едут, на родину своего идейного гуру, и в Москву, чтобы посмотреть на мавзолей. В прошлом году "красные" туристы приехали в Москву в количестве 200 тысяч человек. Ну, кто мог этого ожидать?
Значит, Москва манит туристов совершенно разными историческими слоями и эпохами. Даже теми, от которых мы были бы рады отказаться насовсем. И об этом тоже, оказывается, надо думать.
Источник: life.ru