Сегодня мы отправимся в путешествие в одно из самых больших и значимых сёл Ярославской области — Курбу. Расположенное в получасе езды от Ярославля, село начало свою историю в 1426 году. Сегодня здесь проживают порядка полутора тысяч человек. В селе есть всё, что нужно обычному жителю: школа, магазины, почтовое отделение, библиотека и аптека. Но есть здесь то, о чём курбовчане с гордостью рассказывают заезжим гостям. Главная достопримечательность Курбы — руинированный Храмовый комплекс Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Его жемчужиной является Казанский храм, в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков.
Он хранит воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в рассказах об этом храмовом комплексе нескрываемая грусть. В настоящее время основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис». Его члены ведут сбор средств на восстановление нескольких известных храмов, которые попали в такое же положение, как и церкви в Курбе. Например, храмы в селах Пёт Рязанской области и Аксиньино в Тульской области.
В чем уникальность храмового комплекса? Каково реальное состояние церквей в Курбе? И как мы можем помочь этим удивительным достопримечательностям уже сейчас?
Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.
2.
История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных.
3.
Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде сама Богородица явилась девочке, жительнице села. Царица Небесная повелела ей сообщить жителям Курбы, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.
4.
В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году.
5.
Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.
6.
Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой.
7.
8.
9.
Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.
10.
Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения Николы.
11.
С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
12.
В храмовый комплекс Курбы входит и Вознесенско-Никольская церковь, построенная в начале XVIII в стиле московского барокко. Она, наряду с другими курбскими храмами, представляет собой значительную архитектурную ценность. Общие пропорции храма, а также - соотношение высоты ярусов и пролетов арок в нем найдены очень удачно.
13.
Остатки фрескового изображения Божьей Матери можно увидеть над окном второго яруса. Внутри храма четыре пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. Система фресковой росписи Казанской церкви такова: сравнительно небольшие живописные сцены располагаются одна за другой горизонтальными рядами. Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, изображения Святых.
14.
15.
Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.
16.
17.
Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского. спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.
18.
К сожалению, 20-й век принёс много дурного красивейшему храмовому комплексу и его приходу. В тридцатые годы местные власти ополчились против церкви, приказав уничтожить все иконы, находившиеся здесь. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция. Копоть от работавших машин уничтожила множество фресок, бывших отличительной чертой храма. Долгое время Казанская церковь пустовала и без должного ремонта начала разрушаться.
С 1988 года стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь разрушено. К сожалению, курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность. Это существенным образом негативно влияет на ход дел по их реставрации.
19.
Присоединиться к добрым начинаниям фонда «Белый Ирис» могут все желающие. Для этого вы можете перечислить любую сумму на восстановление храма. Примечательно, что на проведение первоочередных восстановительных работ в Курбе благотворителями со всей страны уже была собрана практически половина необходимой суммы. А значит, в наших силах восстановить уникальный храмовый комплекс!
livejournal.com