От Москвы до Владивостока за 24 дня. Как пересечь всю Россию на электричках
Липецкий путешественник рассказал, как прошел проверку железной дорогой и где самая вкусная колбаса в стране
Липчанин Алексей Сапрыкин решился на авантюру — проехать от Москвы до Владивостока на электричках. Бюджет на путешествие он определил себе более чем скромный — 30 тысяч рублей. Путешественник рассказал «АиФ-Черноземье», где он почувствовал настоящую Россию, а также дал совет, в какие неожиданные места можно отправиться, чтобы остаться наедине с самим собой.
Проверка на прочность
Маршрут Алексей разработал заранее. По его расчётам, путь от Москвы до Владивостока должен был занять 25 дней. Но добраться до самой восточной окраины нашей родины ему удалось даже раньше. Впрочем, обо всём по порядку.
Стартовал Алексей из Москвы 18 июня. С собой взял только рюкзак с одеждой и наличные — на билеты, еду и ночлег. Первой остановкой на маршруте был Нижний Новгород. «Глядя на Волгу, хотелось осуществлять что-то великое, например, побеждать татар и поляков», — написал путешественник в своем интернет-дневнике, который вёл на протяжении всего путешествия. Но уже на второй день его энтузиазм поугас: дорога начала проверять нашего героя на прочность.
«Я стал терять и ломать своё имущество, опаздывать на электрички, у меня болела голова и постоянно хотелось спать. Ещё я начал испытывать какие-то особые чувства к рюкзаку. Он стал мне действительно родным и близким», — рассказывает молодой человек.
Ночевать Алексею приходилось в основном в комнатах отдыха на вокзалах либо в недорогих хостелах. Питаться — в придорожных кафе, где, говорит, иногда попадались вполне сносные блюда. Удалось попробовать и «местные специалитеты». Но самое яркое впечатление на него произвела пермская краковская колбаса: «Это была самая вкусная колбаса в мире. Я шёл ночью по центральной улице, по-хозяйски откусывал её, улыбался и всё это время был счастлив».
На третий день в жизни путешественника случилось Балезино (посёлок в Удмуртии).
«Я попал в столицу доброты и простоты, попробовал пирожки со вкусом радости и вдоволь насладился атмосферой 84-92-х годов», — делится он.
В Кордоне (небольшой поселок в Пермской области, выросший рядом с железнодорожной станцией), куда Алексей добрался на четвёртый день, его поразил вокзал: «Это был самый винтажный вокзал из мною виденных. Внутри него не покидало ощущение, что я попал во времена Гражданской войны и жду бронепоезд РККА». Екатеринбург встретил путешественника солнечной погодой и песнями Эльбруса Джанмирзоева в привокзальном кафе.
«Доехав до Урала, я уже немного устал от России. Точнее, от её размеров, которые теперь ощущал физически, — говорит Алексей. — Сидячие места в электричках меж тем становились всё жёстче и суровее. Практически регулярно посещали мысли сойти и повернуть обратно. Приходилось то и дело их отгонять».
Блогеры и медведи
На шестой день Алексей оказался в Сибири. Именно там, по его словам, он почувствовал настоящую Россию: «Стала острее ощущаться загадочность и непредсказуемость нашей ментальности… Пенсионерка в электричке призналась, что хочет стать блогером. Простой сибирский клоун Димка Павлов надавал подзатыльников медведю».
Омск удивил путешественника своей «европейской причёсанностью» и тридцатиградусной жарой. А вот Татарск (город в Новосибирской области) у Алексея вызвал смешанные чувства: «Создалось впечатление, что где-то в городе расположено министерство уныния».
На восьмой день молодой человек совсем освоился в электричках и стал вести себя по-хозяйски, даже, говорит, учил женщину открывать дверь в туалет.
И тут на него обрушилось знаменитое сибирское гостеприимство. «На каждом «привале» Кемеровской области меня всеми силами пытались накормить и напоить», — оставил путешественник запись в своем дневнике. Ещё одним открытием дня оказалась станция Артышта, на границе Алтайского края. Она удивила путешественника шукшинскими деревенскими пейзажами. Глядя на такое, признаётся, хотелось пить самогон и спорить на простые темы, не приходя к компромиссу.
Но апофеозом путешествия для Алексея стал Байкал: «Это был пик очарованности, которая дальше предсказуемо пошла на спад». Впереди было ещё много километров, а энтузиазма у героя оставалось всё меньше. В какой-то момент ему захотелось сесть в поезд и поехать во Владивосток без остановок. Однако любопытство и желание дойти до конца взяли верх. Мужчина продолжил путь и вскоре — на четырнадцатый день своей экспедиции — оказался в Улан-Удэ, подарившем «ярчайшую азиатскую палитру ощущений».
А вот от следующего населённого пункта Алексей не ждал ничего хорошего.
«Про Петровск-Забайкальский писали, что этот город — помесь Гарлема и Мордора, а приезжать туда лучше заведомо мёртвым, — рассказывает путешественник. — Эмоциональный фон усугубляли пейзажи: разрушенные дома, остатки горевшей тайги, колонии разной степени режимности и военные части разного уровня секретности. Единственным желанием было не выходить из электрички. К счастью, всё, о чём писали, оказалось неправдой. Я ехал в преисподнюю, а попал в одно из красивейших мест на планете!»
Дорожные метаморфозы
«Если вы чувствуете сильнейшую потребность в том, чтобы побыть одному, то вам сию же секунду необходимо очутиться в электричке «Чита — Карымская», — продолжает Алексей. — Кроме того рекомендованы такие процедуры, как ночёвка в комнате отдыха станции Шилка и прогулки по окрестностям этого же населённого пункта. Поверьте моему опыту: тяга к одиночеству безвозвратно исчезнет».
Чем ближе к концу пути, тем людей становилось всё меньше, зато диалоги с ними были всё красочнее. Чего только стоила одна поездка в компании дальнобойщика Игоря из Кемерово, который любезно согласился подвезти героя после того, как его электричку отменили. Хотя без приключений не обошлось — в дороге их машина сломалась и на четыре часа застряла посреди тайги. «Зато через лобовое стекло я увидел самые красивые рассвет, туман и тайгу. И это было круто!» — пишет Алексей.
Следующая остановка — Биробиджан. «Комары, запредельная влажность, надписи на идише, три еврея и одна маленькая синагога. Город, всем своим видом демонстрирующий разницу между Землёй Обетованной и Землёй Сталиным подаренной», — коротко охарактеризовал его путешественник.
На двадцать второй день путешественник оказался в Хабаровске, который произвёл на него вполне приятное впечатление. Но Алексею уже не терпелось отправиться дальше. Ведь впереди его ждал Владивосток. Итак, конечная цель достигнута. Позади 9 288 километров, 24 дня, 44 электрички, четыре поезда, два маленьких грузовика, один автобус и один дальнобойщик.
«Теперь я знаю гораздо больше и о стране, и о людях, и о себе, — делится «открытиями» Алексей. — С увеличением расстояния от Москвы становится меньше ложного, больше настоящего, меньше фальшивого, больше искреннего. Вместо «ажиотажа», «выгоды» на первый план выходят «искренность», «взаимопомощь». Теперь, наверное, я буду чаще радоваться тому, что у меня есть, и реже сожалеть по поводу того, что у меня могло бы быть».
Обратно в Москву Алексей летел самолетом. И хоть в бюджет он не уложился — вместо 30 тысяч потратил 40 (с деньгами помогли друзья — перечисляли понемногу на карточку), он считает, что его эксперимент удался: ведь впечатления и опыт, которые он приобрёл в этой поездке, бесценны.