USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Сокровища ледяного подземелья

Если раньше туристам-индивидуалам попасть в Кунгурскую ледяную пещеру было сложновато, то теперь с этим нет никаких проблем

На сайте пещеры есть расписание, где четко прописано, в какое время индивидуалов объединяют в группы и проводят для них экскурсии. В день таких экскурсий стартует несколько, и когда знаешь точное время, не составляет никакого труда выстроить свои планы так, чтобы подойти к пещере, когда следует.

Мало того, есть экскурсии расширенные - по более продолжительному маршруту и с лазерным шоу где-то посередине. И мы, уже убедившись, что три наших малолетних члена экипажа ходят вполне себе стойко, решили отправиться как раз на такую.
Из центра Кунгура к пещере ходит рейсовый автобус. Правда, до самой пещеры он немного не доезжает, и там нужно еще пройти около километра пешком. Но так как на месте абсолютно понятно, куда идти, это нам особого труда не составило.

Итак, пещера.

Пожалуй, одна из старейших в плане организации туристических маршрутов и экскурсий. О пещере было известно с незапамятных времен. Еще в 1703 году Петр Первый отправил сюда из Тобольска известного географа и картографа Семена Ремезова, и он составил первый ее план. А после ученые стали приезжать сюда массово. Здесь побывал даже основатель Перми Василий Татищев и наваял специальный труд под названием «Сказание о звере мамонте». В сий работе он объяснил, что под гигантским слоном, который якобы вырыл пещеру, местные жители имели в виду вымершего мамонта. :)
Что же касается туризма, то первые туристические маршруты по кунгурской пещере появились в 1914 году. Сейчас перед входом в нее на небольшой площади стоит памятник Александру Тимофеевичу Хлебникову - первому хранителю и экскурсоводу Кунгурской лядяной пещеры.

Так вот, этот мещанин как раз в 1914 году арендовал у местной общины крестьян пещеру, расчистил завалы, обустроил крепежи, проложил экскурсионные маршруты и стал первым экскурсоводом. Пещера в то время была открыта в любое время суток, посетителей снабжали специальной одеждой и обувью, а осмотр продолжался от 3 до 5 часов! В группе же было аж до ста человек! Представляете себе это!
Но, конечно, с тех пор времена изменились, и мы гуляли по пещере вполне себе комфортно. В нашу группу набралось человек 15-20, экскурсоводом оказалась милейшая женщина, она не гнала, позволяла нам не только насладиться удивительными пещерными видами, но даже их сфотографировать. Да и рассказывала интересно и с юмором.
Но по порядку. Всего в Кунгурской ледяной пещере 70 подземных озер и 48 гротов. Объем самого большого из них - грота Географов - 50 тысяч кубических метров. Протяженность ходов - 5 километров 700 метров. Наш маршрут, как я уже говорила, был не самым коротким, мы прошли по нему 1,8 километра. Конечно, он полностью оборудованный и освещенный (свет включается и гасится экскурсоводами в каждом зале), и ходить со свечками, как в книжке про Тома Сойера и Гекльберри Финна, нам не пришлось. Но впечатления у нас пещера оставила сильные.
Экскурсовод собрала нас всех перед входом в первых грот и объявила, что его и следующий за ним мы пройдем без остановок. По ее словам, там какая-то особенная влажность, способствующая росту ледяных кристаллов, и находиться там долго человеку просто нельзя. Но когда мы попали в эти самые два первых грота, а назывались они Бриллиантовый и Полярный, мы поняли, что дело там не столько во влажности, хотя наверняка и в ней тоже, сколько в том, что экскурсоводы просто боятся за эти залы! Посмотрите, какая там красота!

10.

Здесь находится одно из красивейших мест пещеры: крупные ледяные кристаллы покрывают свод, образуют причудливую бахрому. И, конечно же, далеко не все туристы ответственные и порядочные до мозга костей. Не исключено (и, ой, как сильно не исключено), что среди них найдутся такие, которые захотят отломать кусочек ледяной веточки себе "на память". Ну, и подумаешь, что она тут же растает в руках! Почему бы не попробовать?
Длина Бриллиантового грота - 33 метра, ширина - 13 метров, а высота - три. Грот находится на глубине 42 метров от уровня вершины горы. Это один из самых холодных гротов в пещере. Несмотря на то, что мы были в нем, когда на улице стояла уже плюсовая температура, внутри ощущался стойкий минус. Здесь всегда так. А в самое холодное время температура в Бриллиантовом может опускаться даже до минус 20-25.
Кстати, считается, что посещать Кунгурскую пещеру лучше всего в начале весны. За зиму в ней накапливается максимальное количество ледяных натечностей, наростов, кристалов и прочих фигур, и их всех можно увидеть. А если же ехать в пещеру осенью или в начале зимы, то их там будет очень мало, потому что за лето они успевают растаять, а новые еще не образуются.
Ну, а мы, миновав Бриллиантовый и Полярный гроты, оказались в гроте Данте. Знаете, почему он так называется? Нет? Вот и я толком не знаю. Якобы считается, что каменный хаос и ледяное безмолвие грота напоминают картины Ада из "Божественной комедии" Данте. Может, оно и так. Но, честно говоря, как нам показалось, больше картину ада напоминает ярко-красная подсветка и еще ледяная летучая мышь, которая тут "сидит".
11.

Следующий грот назывался Крестовый. И с его названием, в отличие от предыдущего, все было более-менее понятно. Оказывается, в этом гроте когда-то очень давно нашли деревянный крест. По легенде, здесь якобы жил монах-отшельник, рядом с крестом был еще колодец, а на своде грота обнаружилась копоть от древнего костра. Правда это или нет, сейчас уже никто не скажет, но, несмотря на то, что пещера известна с 9 века, кто был ее первопроходцем, так до сих пор и неизвестно. Может, действительно этот самый монах... Теперь на месте деревянного креста стоит каменный с надписью "Спаси и сохрани".
12.

13.

Когда мы переходили из грота в грот, экскурсовод очень просила нас не отламывать от стен и сводов никакие "камушки", не уносить их с собой. Мол, будет еще место, где можно будет что-то взять. И вот, вскоре мы до этого места добрались. Это был огромный зал, заполненный разными каменными обломками. Экскурсовод, правда, не стала напоминать, что их можно брать, но наш Даня все-таки стырил несколько маленьких. :) Руины. Так называется это место. Говорят, что при хорошем воображении среди камней можно увидеть и черепаху, и собачку, и птицу. Но я, признаться, никого не увидела.
14.

Кстати, по одной из примет Кунгурской пещеры считается, что, если на вас сверху капнет капелька воды, будет вам счастье, любовь и богатство. Правда, наша экскурсовод предложила не дожидаться, когда это произойдет, а если мы где-нибудь на сводах во время переходов заметим водяные капли, то смело собирать их в ладони, а затем умываться ими или мочить голову. Все умывшиеся надолго сохранят свою молодость, а помочившие голову станут богатыми. В общем, я теперь жду продолжения молодости, а Антон богатства.
А, вообще, как и в любой другой пещере всяческих примет в Кунгурсой очень много. Например, в одном из гротов все влюбленные и уже поженившиеся пары должны поцеловаться - в таком случае их будет ждать любовь и счастливая жизнь вместе долгие годы. В другом месте тропинка была такой скользкой, что вроде как приезжавшая туда однажды какая-то царевна, подскользнулась, упала и расплакалась. С тех пор это место стали называть "Девичьи слезки". А все, кто здесь бывает, обязательно должны приложиться к ступенькам коленом. Если это сделает незамужняя девушка или неженатый молодой человек, то рано или поздно они найдут себе пару, поженятся и будут жить всю жизнь вместе и счастливо, в любви и согласии. А если это сделают уже замужние и женатые, то тоже обретут счастье на всю жизнь.
Мы это место проходили вместе с Даней, но он уперся и прикладываться не стал. А когда экскурсовод спросила, чего это он так? - Даня уверенно сказал: "Не хочу я пока жениться!" Вот так! :))
Еще одно похожее скользкое место (а, может, это оно же и есть - что-то я тут подзабыла) называется "Держи галоши". Так прозвали его во времена Александра Хлебникова. Тогда здесь не было бетонной тропы и экскурсанты привязывали свои галоши веревками, чтобы, поскользнувшись, не потерять их.
Но что-то я сильно убежала вперед. Ведь следующим гротом, в который мы вошли, был грот Морское дно, а "Девичьи слезки" и "Держи галоши" находились далеко впереди. Морское дно так назвали неспроста. Стены этого грота испещрены многочисленными углублениями и очень похожи на этакое кружево, которое частенько можно видеть на дне морском. Ну, и, конечно же, сине-зеленая подсветка добавляет эффекта.
15.

Мы прошли еще несколько гротов и остановились в Коралловом. Его убранство напоминает коралловый риф, именно так написано о нем на сайте Кунгурской ледяной пещеры. Но честно говоря, я особо "кораллового" убранства в этом гроте не заметила. Но сомневаться в том, что находимся мы именно в нем, снова не дала подсветка - на сей раз приятного кораллового цвета. А еще интересно, что именно в этом гроте еще аж 30 лет назад оборудовали бар для угощения высоких гостей. Этот бар до сих пор работает, но открывают его "под заказ", когда, например, кто-то хочет устроить вечеринку, отметить юбилей или что-нибудь еще в этом роде.
16.

Кстати, что касается разных мероприятий, то в пещере их частенько проводят. Мы, к примеру, видели несколько шезлонгов в одном из гротов. Оказалось, что существует специальная оздоровительная программа, и люди, которые ее заказывают, приходят в пещеру и могут провести на этих шезлонгах хоть целый день, дыша полезным пещерным воздухом.
17.

Ну, а после Кораллового грота мы дошли до Центрального. Здесь сходятся три дороги: одна - та, по которой мы шли, вторая - по которой собирались идти дальше, и третья - для спелеологов-экстремалов, тех самых, которые бетонным дорожкам предпочитают необустроенные лазы, по коим надо ползать на брюхе и подсвечивать себе дорогу налобным фонариком. На развилке трех дорог мы узрели камень с надписью: "Налево пойдешь - "Атлантиду" найдешь! Направо пойдешь - к озерам придешь! Подземного мира красоты храня, сам дух пещеры проводит тебя!"
18.

19.

20.

21.

Мы повернули к озерам и вскоре достигли грота, в котором нас ждало лазарное шоу. Вообще, насколько я поняла, идея проводить в пещере лазарные шоу возникла здесь неспроста. Еще Александр Хлебников, когда водил по пещере своих первых экскурсантов, останавливался в одном из гротов - в Метеорном, поднимался на огромную глыбовую осыпь и в полной темноте размахивал двумя горящими факелами, создавая эффект летящего по небу метеора. Ну, а лазарное шоу - это такой современный вариант. Шоу длилось недолго. Нам в виде мультика из лазерных лучей рассказали о пещере, о том, как она появилась и т.д. и т.п. Дане шоу понравилось, но меня, честно говоря, не очень впечатлило - все-таки оно больше рассчитано явно на детей.
22.

23.

Ну, а вскоре мы дошли до грота Дружбы народов и действительно увидели там озеро. Фотография, правда, у меня получилась странной, но из-за подсветки озеро, на самом деле, казалось синим. Его площать 1460 квадратных метров, ширина - 5 метров, глубина - 3 метра, а температура - плюс 5 градусов. В принципе, можно купаться. :))
24.

Но если уж говорить о подземных озерах, то больше всего меня впечатлило огромнейшее озеро в гроте Длинном. Не случайно он так называется, да! А еще его зовут подземной Венецией! Это очень красивый грот, его длина около 200 метров, и если прислушаться, то в нем всегда слышна капель, которую древние филосовы называли "звуком времени".
25.

Чем дальше мы шли, тем интереснее становилось в пещере. Например, в гроте Великан мы вдруг увидели живую новогоднюю ёлку. Ну, и что, что на дворе март! Улыбнувшись на наши недоуменные взгляды, экскурсовод рассказала нам, что в пещере давно принято отмечать каждые Новый год и Рождество. Здесь устраивают детские ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой, устраивают взрослые праздники. И, вот, однажды после Нового года живую лесную красавицу просто вовремя не убрали. Каково же было всеобщее удивление, когда елка не осыпалась ни через месяц, ни через два, ни через год, ни даже через несколько лет. Говорят, что та самая ёлка простояла в пещере около 10 лет и с ней так ничего и не случилось - особенный микроклимат (влажность и температура) сделали так, что она как будто законсервировалась. Причем, что самое интересное, елка стояла без воды, и без каких-либо полезных подпиток. Просто так стояла! Чудо какое-то! Ну, а нынешняя елка тоже стоит уже несколько лет, и как ее предшественница, также не осыпается.
26.

Наконец, наш маршрут по пещере стал подходить к концу, и мы вошли в один из последних гротов. И тут экскурсовод остановила нас всех и поведала историю о белом спелеологе. Ну, куда ж без него? :)) В общем, однажды пошли в пещеру два друга. Это, по всей видимости, было еще до Хлебникова, потому как в пещеру они полезли сами, и она еще не была оборудована и освещена. Короче говоря, один из друзей провалился в какой-то колодец и сломал ногу. Второй же сначала попытался его вытащить, но не смог, поэтому сказал, чтобы тот его ждал, а сам пошел звать на помощь других людей. Но так его товарищ и не дождался, его друг за ним не вернулся. И с тех пор по Кунгурской пещере бродит призрак белого спелеолога. Сам он показывается редко, но те, кто его видят, больше на поверхность не поднимаются. Правда, хороших людей белый спелеолог не забирает, он специализируется только на непорядочных, на таких, которые могут бросить друга в беде или предать. Вот, даже каменную крысу в последнем пещерном гроте приучил. Она высматривает таких людей среди туристов и показывает белому спелеологу.
27.

В общем, история произвела на Даню сногсшибательное впечатление. Обещал нам быть хорошим. :))
Ну, а мы благополучно миновали крысу, выбрались на поверхность, купили сувениров из селенита, которыми торговали сразу у выхода, перекусили в небольшой кафешечке тут же рядом и отправились обратно в Пермь.
У нас до конца путешествия оставался еще один день, и мы собирались съездить в архитектурно-этнографический музей под открытым небом, в Хохловку.

Источник: annataliya.livejournal.com

Также в рубрике

Для тех, кто не был в отпуске летом, несколько недорогих направлений для путешествия осенью