Гилянская, Персидская, Карело-Финская ССР…
Сколько же всего было Советских Социалистических Республик?
5 июня 1920 года стало эпохальным для города Решт, столицы персидской (ныне иранской) провинции Гилян. Именно здесь состоялось провозглашение Гилянской Советской Социалистической Республики с собственным большевистским правительством и Персидской Красной армией.
В лучших пиратских традициях
Правду сказать, республику эту образовали не специально, а по ходу развивающихся событий. Сначала всего-навсего хотели вернуть нефтеналивные и прочие суда и военные корабли, которые белогвардейцы, убегая из России, увели в персидский порт Энзели, контролируемый английскими войсками. Соблюдая международное право, их там интернировали. Таким образом возвращать суда - означало объявлять войну Великобритании. Поэтому наркомом иностранных дел Чичериным была придумана хитрая комбинация, заключающаяся в следующем. Командующий Волжско-Каспийской военной флотилией Федор Раскольников должен был «на голубом глазу» совершить налет на этот иранский порт якобы без приказа из Москвы. Получится – хорошо, а если бы не получилось, его бы сделали крайним, козлом отпущения.
18 мая на нескольких судах краснофлотцы подошли к Энзели и с рассветом атаковали его. С суши в тыл англичан зашел советский кавалерийский дивизион, заранее выдвинувшийся из Азербайджана и двигавшийся по побережью в тыл противнику. В результате, гарнизон капитулировал и был изгнан из города с позором. Белогвардейцы же, находившиеся на интернированных судах, привычно дали деру. Успех окрылил большевиков, и в Кремле всерьез стали подумывать о походе на Индию. Но для укрепления плацдарма перед прыжком на восток нужно было создать Гилянскую Советскую Социалистическую Республику, что вскоре и было сделано.
Главой революционного правительства стал предводитель местных дженгелийцев (лесных братьев) Мирза Кучек-хан. А Персидская Красная армия, практически не встречая сопротивления, спокойно рассредоточилась по всему каспийскому побережью провинции. Впрочем, радоваться было рано: правительство Великобритании не на шутку встревожилось, узнав о демарше большевиков, но вместо военного реванша предпочло предложить Москве сделку «баш на баш». А именно – отказ в помощи полякам и врангелевцам, заключение с Кремлем выгодного торгового договора и собственно признание РСФСР, от которой в качестве ответного шага требовалось уйти из Персии.
Вперед на Тегеран!
Большевики, у которых положение на фронтах в противостоянии с врангелевцами и белополяками оставляло желать лучшего, а разруха в стране дошла до предела, вынуждены были пойти на это соглашение. Впрочем, оно могло и не потребоваться: под предводительством военного министра Ирана Резы Пехлеви персидские казаки наголо разбили Персидскую Красную Армию под Казвином, взяв в плен более пятисот красноармейцев. Вскоре они заняли и Решт. Положение спасли бойцы спешно прибывшего бакинского стрелкового полка, отбившего столицу Гиляна. Восемь раз город переходил из рук в руки.
Между тем, большевиками, стоявшими во главе Гилянской ССР, двигало стремление форсированного проведения революционных реформ по типу российских. Кучек-хану, пытавшемуся противиться такому произволу, подписали смертный приговор, но он успел сбежать и снова ушел в лес. Вместо него во главе Гилянской ССР встал неврастеник и наркоман (по словам самих же коммунистов) Эхсаннула, который вполне устраивал большевиков в качестве марионетки. Тем не менее, продразверстка, национализация земель и прочие подобные реформы не могли не вызвать ропот и возмущение среди населения, живущего по сути в феодально-племенном обществе. Да и из Москвы нажимали по полной программе. Так или иначе, но 26 февраля 1921 года Москва и Иран подписали-таки договор, по которому Красная Армия должна была покинуть Персию. И уже в марте состоялось заключение долгожданного соглашения между Лондоном и Москвой на вышеперечисленных условиях.
Гиляновцы в ответ на это переименовали республику в Персидскую Советскую Социалистическую и двинули в поход на Тегеран. Им даже удалось одержать ряд побед и занять несколько городов. Однако, вскоре фронт покатился в обратную сторону. На этом беды для красноармейцев не закончились. Кучек-хан, в очередной раз выйдя из леса, совершил со своими дженгелийцами военный переворот, перебив коммунистов. Убили и бакинского большевика Таривердиева (скрывавшегося за псевдонимом Гейдар-хан). А дальше все развивалось по принципу крыс в бочке. Кучек-хан был обезглавлен предводителем курдского соединения Персидской Красной Армии Хулу Курбаном (который тоже входил в состав объединенного ревкома), чтобы получить за голову главы правительства Гилянской ССР (хоть и бывшего) прощение шаха. А после того, как командующему Персидской Красной Армией Сааду-эд-Доуле пообещали золото и лояльность, он так же быстро переметнулся в стан шаха.
Несбывшиеся надежды
С того момента, как оставшиеся красноармейцы, их командиры и уцелевшее партийное руководство отправились 2 ноября в Азербайджан, Персидской Советской Социалистической Республики больше не стало. Эхсануллу и его сподвижников по Персидской ССР в 1937 репрессировали, а власть в Иране, свергнув шаха, захватил Реза Пехлеви.
Многие видели на ВДНХ (ВВЦ) фонтан «Дружба Народов», в котором по периметру расположены 16 статуй, олицетворяющих 16 союзных республик. Шестнадцатая статуя была установлена в честь Карело-Финской ССР, которая просуществовала с 1940-го по 1956-й годы. А ведь еще была Социалистическая Дальневосточная Республика, созданная, как независимое государство в качестве буфера между воинственной Японией и Советской Россией (1920-1922). И кто знает, сколько бы сейчас статуй водили хоровод вокруг фонтана «Дружба Народов», если бы не восточное коварство и нерешительность кремлевских вождей. Впрочем, история, как известно, сослагательного наклонения не имеет.
Источник: svpressa.ru