USD:
EUR:

Где и как отдыхали жители столицы один век назад

В начале XX века Москва была относительно компактным городом

Текст: Павел Гнилорыбов
Где и как отдыхали жители столицы один век назад

Подмосковные крестьяне были избалованы столичными «курортниками», сдавали им избы, приносили дачникам овощи и молоко, а на заработанную копеечку жили весь год. Патриархальный уклад жизни в деревнях под Москвой хоть и сохранялся, но был сильно потеснен близостью столицы. Трагедия «Вишневого сада» разыгрывается как раз на рубеже XIX-XX века.

Технический прогресс шел семимильными шагами, и москвичи на отдыхе совмещали приятное с полезным. Количество велосипедистов в городе приближалось к десяти тысячам, перестали быть диковинкой фотоаппараты. В 1902 году увидела свет забавная книжка «Спутник дачника, велосипедиста, фотографа». В ее создании принял участие известный переводчик Лев Уманец. Справочник должен был помочь небогатому москвичу  «провести с некоторым комфортом тот короткий период летнего сезона, которым наша суровая, северная природа так скупо нас наделила».  За столетие мало что изменилось: после майских праздников москвичи начинают судорожно ловить солнечные деньки, в Сокольниках и Серебряном бору не протолкнешься. Так куда же знатоки предлагали отправиться в начале XX века?

Петровский парк

«Всех дач насчитывают более 500. Для удобства дачников здесь есть почтово-телеграфное отделение,  и в центре, близ дворца, огромный круг для гулянья, где по праздникам играет музыка. Тут же павильон с фруктовыми водами и кофе, шоколадом и другими напитками. Почти ежегодно для удобства дачников открывается летнее отделение фотографии». Чем не парк Горького? Оркестры, свежий воздух, разве что смузи не подают.  От современной площади Тверской заставы в сторону Петровского дворца тянулась липовая аллея, вдоль которой обустроили первую в Москве велодорожку шириной 4 метра! В районе небольшого поселения Петровские Выселки работала кофейная «Циклист»  (справа от современной Ленинградки). Здесь велосипедисты могли угоститься напитками прямо на свежем воздухе. Впрочем, некоторые считали, что воздух Петровского парка не слишком отличается от московского, пропитан «городскими миазмами», и отправлялись дальше, в Покровское-Глебово.

Серебряный бор

Большой зеленый массив ничуть не уступал своим соседям по наплыву отдыхающих. «Теперь это любимое место прогулок велосипедистов; прекрасные, плотно укатанные дорожки, живописная местность, прохлада и отсутствие пыли благодаря значительному расстоянию от шоссе (около версты) придают особенную прелесть этой старинной роще. В глубине ее кафе, куда ежедневно по вечерам съезжаются любители велосипедного спорта».

Архангельское и Братцево

Великолепное имение князей Юсуповых в начале прошлого века переживало упадок. Некогда Пушкин посвятил блистательному владельцу усадьбы Н.Б.Юсупову стихотворение «К вельможе». В оранжереях росли померанцевые деревья. «На селе крестьяне отдают внаймы недорогие дачи, но особенных удобств найти там нельзя. Удобное купание благодаря близости реки, свежий деревенский воздух». Роскошью отличалось лежавшее неподалеку Братцево. «Много роскошных дач, построенных с полным комфортом, где можно с удобством проводить даже зимний сезон: существует даже артезианский колодец и телефонное сообщение с Москвой».

Химки

Нынешний подмосковный город приобрел популярность среди дачников благодаря наличию  рядом железнодорожной станции. «Дачи здесь недорогие, местность чрезвычайно живописная, сухая и здоровая. В окрестности растет огромный и старинный сосновый лес; пруд и речка Химка придают прелесть этому красивому местечку. Воздух чистый и свежий, пропитанный смолистым ароматом столетних сосен и елей».

Кунцево и Мазилово

Дачная местность прельщала москвичей развитой инфраструктурой – здесь были рестораны, аптека и даже поставленные полукругом  скамейки «для дачных балов». Прообразы электричек, «дачные поезда», следовали в сторону Москвы несколько раз в день. Предприимчивые крестьяне ставили для публики самовары, свежие продукты доставлялись разносчиками из Москвы.

Петровско-Разумовское

Сто лет назад район тонул в зелени садов. Дачи начинались уже в районе Бутырок, небогатые москвичи жили там круглый год. Борис Акунин обыграл образ района в «Алмазной колеснице»: в ответ на резонное замечание Фандорина, что дыру глуше Петроско-Разумовского еще следует поискать, один из героев удивился: «Ах, Эраст Петрович, сразу видно, что вы давненько у нас не бывали. Петровско-Разумовское теперь район фешенебельных дач».

Летом от Бутырок до Петровской сельскохозяйственной академии раз в час пускали «паровичок», дорога занимала 15-18 минут. Первый рейс совершался в 7.30 утра, последний – в полночь. В Красностуденческом проезде сохранился деревянный павильон, где паровой трамвай делал остановку. Путешествие по Петровско-Разумовскому дореволюционный путеводитель называет одной из «самых лучших велосипедных прогулок в ближайших окрестностях Москвы». Правда, в образцовый парк при академии «въезд на байциклях запрещается».

Останкино

Здешние дачи тяготели к величавому дворцу Шереметьевых, который в начале XX века был открыт для публики. «В парке устроен красивый павильон, предназначенный для летних балов, а также семейных музыкальных и литературных вечеров… В местном небольшом театре дачники-любители дают спектакли. На селе много лавок и аптек. Версте в полутора от Останкина лежит сельцо Свиблово, куда дачники часто устраивают прогулки и пикники».

Перловское

14 верст от Ярославского вокзала, и дачник со степенным семейством погружается в летний мелкобуржуазный рай. «Около самой станции множество красивых и удобных дач, есть также и летний театр, очень красивое здание в мавританском стиле». Чаеторговец В.С.Перлов давал дачникам экипажи для конных прогулок. Час удовольствия он оценил в 50 копеек, а за прогулку до Москвы драл целых три рубля. «Кегельбан, биллиарды, гимнастика. Несколько хороших лавок, аптека. По утрам ходят разносчики с провизией из города».

1

Сокольники

Обширный парк считался продолжением города. Дачи в Сокольниках снимали те, кто не хотел рвать с городской средой даже летом и время от времени наведывался в Москву. Цены – на любой вкус и кошелек. «Собственно дачная местность начинается за танцевальным кругом. На кругу этом часто играет оркестр концертной музыки (духовая и струнная), дачники устраивают танцы, вообще в Сокольниках дачная жизнь очень оживленная и веселая».

Перово

Владельцы тамошних дач не заламывали цены, поэтому москвичи со скромных достатком с удовольствием проводили лето среди перовских лип и сосен. «Аптека (с продажей кефира),  при ней большой, прекрасный сад, открытый для публики. В сосновом перелеске огромное количество грибов, привлекающее любителей этого спорта».

Воробьевы горы

Местность была овеяна памятью о Наполеоне.  Дачи на Воробьевых считались тихими, спокойными, недорогими. От Калужской заставы до Воробьевых гор в начале XX века ходил трамвай.  Москвичи ехали сюда, чтобы понаблюдать за гонками яхт-клуба. «У берега устроена пароходная пристань, на горе в самой роще расположились столики и торгуют самоварницы. В местном трактире можно  достать подзорную трубу, чтобы лучше полюбоваться чудной панорамой Москвы с ближайшими окрестностями».

Источник: bg.ru

Также в рубрике
Разгадка «аномалий» Плещеева озера. Почему на Плещеевом озере наблюдаются огненные шары и другие аномалии
 0
В советское время в Крыму было снято более 400 фильмов. В те годы Ялтинская киностудия была брендом отечественного кинематографа, серьёзной площадкой, где создавались одни из лучших советских фильмов
 0