Дневники погибшей группы. Часть 2 (25 января)
Следующую запись в общем дневнике группы сделал Александр Колеватов...
В тот день, 25 января 1959 года группа продолжала добираться к начальной точке маршрута.
Александр Колеватов. Тесно было не настолько, чтоб не петь.
Следующую запись в общем дневнике группы сделал Александр Колеватов, студент 4-го курса физико-технического факультета УПИ. На тот момент ему было 24 года.
В его биографии есть одна примечательная деталь. Сам он из Свердловска, где закончил горно-металлургический техникум. После его окончания он уехал в Москву и работал там в секретном институте (п/я 3394), где возглавлял стрелковую секцию предприятия. Кроме того он учился во Всесоюзном заочном политехническом институте. Отучившись там год он уволился с работы и перевелся на второй курс УПИ.
Что заставило его так поступить неизвестно. Может просто потянуло на родину или возникли некие семейные обстоятельства. Но в любом случае необходимо заметить, что такой поступок выглядит несколько загадочно. Обычно люди едут с Урала в Москву, а не наоборот, тем более имея престижную работу в столице.
Член турсекции института Е. Зиновьев так вспоминал о нем. «Саша держался солидно, на привалах неизменно раскуривал старинную трубку и попыхивал на всех ароматом настоящего душистого табака. Саша Колеватов был рассудительным человеком, пользовался доверием людей. В походах он аккуратно вел свой дневник, но никому его не показывал, по-видимому, доверяя дневнику свои наблюдения и сохраняя конфиденциальность ».
Итак, Колеватов тоже вел личный дневник. Но мы не сможем прочитать из него ни строчки. Конфиденциальность его записей, как и хотел Саша при жизни, полностью сохранена. Дневник Александра Колеватова так и не был никогда найден. Остался ли он лежать под слоем снега, сгорел ли в костре, был ли похищен неизвестными, мы не знаем.
Общий дневник группы. 25 января 1959 г.
Встали в половине шестого, быстро собрались и с первым же автобусом выехали в город Ивдель. Через час ожидания удалось захватить автобус (типа ГАЗ-51). Двадцатипятиместный автобус вынужден был вместить в себя полных двадцать пять и плюс к этому двадцать рюкзаков, набитых до отказа и столько же пар лыж. Получилось до потолка. Нижние сидели на сиденьях, на куче лыж, на рюкзаках. Пассажиры второго этажа сидели на спинках сидений, находя места для ног на плечах товарищей. Тесно было не настолько, однако, чтоб не петь, что и делалось почти всю дорогу до Вижая.
Не обошлось, однако, и без приключений. Автобус сделал небольшой отход в сторону от шоссе, в дер. Шипичное, для чего нам было предложено выйти прогуляться, что мы проделали с удовольствием. Четверка наиболее шустрых ушла далеко вперед и в пос. Талица зашла посмотреть электростанцию. Вдруг возглас: «Автобус». Мы кидаемся в двери, но, увы, поздно. Автобус прошел мимо и мы вынуждены были кинуться за ним во всю прыть, лелея надежду, что судьба милостива и, быть может, мы догоним его (мы – это и есть четверка «шустрых»). Однако первая же сотня метров наглядно доказана преимущества пятидесятисильного двигателя. Наши пятки мелькали далеко позади автобуса, а разрыв все более увеличивался. Перспектива шагать тридцать км. по шоссе без завтрака и обеда уже представлялась вполне реальной, как вдруг… Я же упоминал, что судьба милостива. Милость ее выразилась в том, что какая-то девушка, движимая желанием ехать в Вижай, остановила объект нашего преследования. Через минуту мы уже благополучно сидели на втором этаже сидений и двигались в Вижай. Приехали в Вижай около двух часов дня. Выяснилось, что продолжить автомобильное путешествие мы можем только наутро.
Тепло попрощались с группой Блинова, которые уехали дальше (на запад от Вижая в самый лесоучасток). После обеда, который прошел в теплой «дружественной обстановке», переселились в «гостиницу», являет собой обычную избу на три окошка. Сходили в кино, оставив «домовничать» Дорошенко и Колеватова. Смотрели «Золотую симфонию», вернулись в «музыкальном настроении». Сейчас заняты подгонкой снаряжения. Ночью, если верить местному коменданту, мы выедем дальше.
Колеватов.
Юрий Дорошенко, с которым остался «домовничать» Колеватов. Студент факультета подъёмно-транспортных машин УПИ, 21 год. Как и все члены группы, опытный турист. Даже по небольшой фотографии видно, что он был физически сильным человеком. По слухам, он был безответно влюблен в Зину Колмогорову.
Зинаида Колмогорова. В отделение милиции забрали Юрку Кривонищенко.
Ехали весело, с небольшими приключениями. Так одному из членов группы Юрию Кривонищенко даже пришлось побывать в отделении милиции, когда он на вокзале шутки ради решил собрать у пассажиров деньги на конфеты.
На самом деле настоящее имя Кривонищенко было Георгий, но все называли его Юрой.
Он уже закончил строительный факультет УПИ и работал инженером комбината № 817 в Челябинске-40. Ему было 23 года.
Дневник Колмогоровой 25.1.59. Ночью, часов в 12 ночи были в Ивделе, ночевали на вокзале, расстелив на полу палатку. Да, мы уже два раза были замечены милицией. Один раз в отделение милиции забрали Юрку Крив., он хотел собрать деньги на конфеты. Было смешно. А потом в поезде Серов – Ивдель доехали до Ивделя, переночевали на вокзале, сели утром на автобус, доехали до какой-то гостиницы в Ивделе.
Потом сели на автобус и поехали. Нас 20 человек, рюкзаки и лыжи.
Ехали в 3 этажа, но всю дорогу пели песни. Приехали в Вижай. Сначала остановились в этом же самом клубе, где и были 2 года назад. Потом нас отвели в гостиницу. Целый вечер говорили был диспут о любви о дружбе, о танцах и прочем, прочем.
Я говорила много того, что совершенно несвойственно мне и лишь иногда старалась, даже не старалась, а прорывалось искреннее. Но это всё ерунда. Но опять же вспоминаются слова Вольта. Как верно он тогда сказал.
Ходили на «Золотую симфонию». Какая сила! Просто здорово!
Несмотря на свою техническую специальность, Зинаида любила музыку. Вспомните, как в предыдущей записи она выражала благодарность инструктору Кауровской турбазы Александру Золотареву за новые песни.
Вообще, Золотарев был самым примечательным участником этой группы.
Во-первых, он никогда не учился в УПИ.
Во-вторых, он был значительно старше всех остальных членов группы, на тот момент ему было 37 лет. Что интересно, 38 ему должно было исполнится 2 февраля, то есть группа погибла в его день рожденья.
В-третьих, он был фронтовик и имел боевые награды.
Все эти факты позволяют автором некоторых версий утверждать, что Золотарев мог стать неформальным лидером части группы и таким образом привести к ее расколу в самый неподходящий момент. Правда, никах фактов что так оно и было на самом деле пока не существует.
Кстати, он был вовсе не Александр. Просто он представлялся как Саша, поэтому под таким именем он и фигурирует в дневнике Зины. Настоящее его имя было Семен.
Младший советник юстиции Темпалов
Протокол места обнаружения стоянки группы туристов тов. Дятлова Игоря.
28.II.59 г. прокурор г.Ивдель мл. советник юстиции Темпалов в присутствии понятых: тов. Масленникова и Брусницина Вадима Дмитриевича, прожив. г.Свердловск, ул.Шейнкмана д.№ III, кв.31, Шаравина Михаила Петровича, прожив. г.Свердловск, Втузгородок, 9 корпус, комната № 201, Курикова Степана Николаевича, прожив. Ивдельский район, пос. Суеват Паун, составили настоящий протокол по обнаружению места ночлега группы туристов Дятлова. Место ночлега находится на Северо-Восточном склоне высоты 1079 в истоках реки Ауспии. Место ночлега находится в 300 м. от вершины горы 1079 под уклоном горы 30°. Место ночлега представляет из себя площадку, выровненную от снега, на дне которой уложены 8 пар лыж. Палатка растянута на лыжных палках, закреплена веревками, на дне палатки разосланы 9 рюкзаков с разными личными вещами участников группы, посланы сверху телогрейки, штурмовки, в головах 9 пар ботинок, обнаружены также брюки мужские, также валенки три пары, также обнаружены теплые меховые куртки, носки, шапка ,лыжные шапочки, посуда, ведра, печка топоры, пила, одеяла, продукты: сухари в двух мешках, сгущенное молоке сахар, концентраты, записные книжки, план маршрута и множество других мелких вещей и документов и фотоаппарат и принадлежности к фотоаппарату.
Все обнаруженные вещи переданы для описи и сдачи на ... базу начальнику поискового отряда Масленникову Евгению Поликарповичу, на что и составлен настоящий протокол.
Ни одного трупа в палатке не обнаружено.
Источник: vasiliy-okochka.livejournal.com