70 лет на месте генерала
70 лет назад был заложен памятник Юрию Долгорукому в Москве
Памятник предполагаемому основателю Москвы князю Юрию Долгорукому был заложен ровно 70 лет назад, к 800-му дню рождению столицы. «Газета.Ru» рассказывает, зачем голову предшественницы монумента 20 лет хранили в подвале Третьяковской галереи, как из-за статуи Свободы спорили секс-символы начала ХХ века, почему Хрущев ненавидел памятник Долгорукому, а также причем тут Лужков.
Ровно 70 лет назад в Москве на Тверской, или, как ее тогда называли, Советской площади был заложен памятник предполагаемому основателю города — князю суздальскому и киевскому Юрию Долгорукому. Сейчас он воспринимается москвичами как что-то само собой разумеющееся, но сразу после открытия он вызвал крайне неоднозначные оценки современников. Дело в том, что до установки этой скульптуры там уже успели побывать другие памятники, причем за каждым из них уже стояла своя история.
Девушка без весла, но с «арбузом»
Смотрелся металлический Скобелев эффектно: скульптор изобразил его верхом на коне с саблей, выхваченной из ножен.
Новое руководство страны не хотело оставлять площадь пустой. И уже осенью 1918 года там был поставлен 26-метровый обелиск в честь первой советской конституции. Буквально через год выдающийся скульптор Николай Андреев дополнил новый памятник статуей Свободы, которая была размещена у подножия обелиска.
Молодая женщина, простирая одну руку вперед, в другой держала шар (вероятно, земной), который москвичи тут же окрестили «арбузом».
Моделью для скульптора стала племянница Станиславского Вера Алексеева. Впрочем, некоторые женщины, считавшиеся секс-символами того времени, утверждали, что на самом деле мастер был вдохновлен именно их красотой. Так, врач Екатерина Кост доказывала, что Андреев запечатлел «взмах ее руки», кроме того, моделью себя считала известная московская актриса МХАТа Евгения Хованская.
По одной из версий, после подрыва статуи директору галереи позвонили с предложением забрать остатки обелиска, представляющие собой художественную ценность, и якобы уцелела только голова. По второй версии, никто в галерею не звонил, а две сотрудницы нелегально пробрались через ограждения, охранявшиеся НКВД, и успели спасти только лицевую часть головы памятника.
Поскольку голова официально музею не передавалась, оформить ее как экспонат в положенный трехдневный срок также не представлялось возможным, поэтому часть статуи хранилась в подвале почти 20 лет, а законной частью экспозиции Третьяковской галереи она смогла стать лишь во время хрущевской «оттепели».
Площадь меняла памятники, как женщина — мужей
Очередной памятник советское руководство решило создать на площади уже после победы над фашизмом. Его закладка была приурочена к 800-летию основания Москвы в сентябре 1947 года. И хотя доподлинно известно, что к тому моменту, когда Юрий Долгорукий построил на месте современного города деревянную крепость, тут уже были поселения, основателем будущей столицы России считают именно его.
Поскольку 800-летний юбилей был первым крупным московским праздником, который отмечался после войны, к нему решили подойти со всей серьезностью. По личному распоряжению главы страны Иосифа Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом Михаилом Герасимовым. Задачей ученых было найти останки Долгорукого. По задумке Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной: при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.
В конкурсе на проект памятника участвовали выдающиеся скульпторы, в том числе создательница легендарных «Рабочего и Колхозницы» Вера Мухина. Ее проект не предполагал наделение Долгорукого воинственными чертами. По замыслу Мухиной,
основатель Москвы должен был предстать взору публики в пышной древнерусской княжеской одежде, облаченным в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность.
Однако победил в конкурсе другой мастер — Сергей Орлов. Он создал князя в образе былинного богатыря в дорогих доспехах эпохи Средневековья. Создание скульптуры продвигалось медленно. Сказывалось отсутствие у властей больших денег: война закончилась совсем недавно, а в том же 1947 году советское правительство начало строить знаменитые сталинские высотки, требовавшие существенного финансирования.
«Памятник был изготовлен на Мытищинском заводе имени народного художника Белашовой скульптором-литейщиком по бронзе Гавриилом Савинским и обошелся городскому бюджету в 5,5 млн рублей. Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском», — рассказала москвовед Леонова.
Советская площадь в Москве, 1973 год
В итоге открытие памятника Долгорукому состоялось только в 1954 году. «Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом — олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря», — отметил по этому случаю поэт Анатолий Мариенгоф.
Хрущев превратил жеребца в мерина
Рядовые москвичи восприняли новую скульптуру в центре города неоднозначно. В Моссовет начали поступать письма старых большевиков, которые недоумевали, почему памятник князю стоит на Советской площади, как тогда называлась Тверская. Кроме того, бронзовый Долгорукий вскоре стал ассоциироваться с огромным количеством шуток и городских легенд. Например считается, что
Сталин, когда осматривал модель, произнес: «Почему у вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнет мужественность основателя Москвы».
Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли, что ответить, а в проект срочно внесли изменения. Но через несколько лет новым главой государства стал Никита Хрущев, который недолюбливал многое, созданное в Москве по инициативе Сталина. Однажды, как рассказывают, он ехал мимо памятника в дурном расположении духа и обратил внимание на то, что отдельные части жеребца, подчеркивающие мужественность основателя Москвы, выполнены чересчур натуралистично. Глава государства приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под князем «оскопили».
В 1962 году появился план и вовсе избавится от основателя Москвы. Тогда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». А Долгорукого планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Но в 1964 году Хрущев был смещен со всех государственных постов и принудительно уехал на почетную пенсию, на дачу в подмосковное Петрово-Дальнее. Примечательно, что путь бывшего генсека через центр города в это место под Красногорском лежал как раз через площадь, на которой стоял ненавистный ему Долгорукий.
Спустя 35 лет после открытия памятника, в 1989 году, состоялась повторная экспедиция ученых-археологов в Киев. На этот раз они нашли останки настоящего Долгорукого и смогли составить общее впечатление о том как выглядел основатель Москвы.
По мнению ученых, князь отличался низкорослым телосложением, был толстым, имел непропорционально длинные руки и ступни: его прозвище, которое было принято толковать иносказательно, вероятно, имело буквальный смысл.
Он также страдал остеохондрозом, а значит, верховая езда должна была причинять ему сильную боль.
Впрочем, на восприятие князя москвичами это не повлияло. К тому моменту памятник уже вошел в сознание жителей и гостей столицы как один из символов города. Это связано в том числе и с тем, что официальные мероприятия, связанные со всеми городскими торжествами, включая дни рождения Москвы, проводились на фоне статуи «основателя столицы»; изображение монумента широко тиражировалось и на праздничных плакатах. Особенно часто Долгорукого изображали на городской символике в ту эпоху, когда Москву возглавлял другой Юрий — Лужков. Москвичи отметили это обстоятельство, и так родилась еще одна шутка, связанная с памятником: «Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный».