«Дно древнего моря»
Почему учёные всего мира стремятся в Северодвинск?
Раньше юрского периода
«Именно здесь 600 миллионов лет назад сформировался «вендский горизонт». Это первые следы жизни на земле, когда впервые появились многоклеточные организмы, - рассказывает Алексей Иванович. - Они жили 100 миллионов лет в океане при температуре 40 градусов по Цельсию и при радиоактивности до 500 мкР/ч. Здесь был такой физиологический бульон, где зарождалась жизнь. Вендским горизонт назван по аналогии с одним из древнейших славянских племён. Эти животные питались солнечной энергией, выделяли углекислоту и кислород. Они насытили Землю кислородом».
В эти места стремятся учёные из Америки и Европы. «Всё гораздо сложнее и интереснее, чем кажется, - говорит Алексей, уже полностью погружая нас в глубокую древность. А именно - в эру протерозоя. Эра протерозоя - она ещё древнее, чем юрский период, известный благодаря американскому блокбастеру Стивена Спилберга.
«Именно в этом месте мы собираем великолепные находки, - продолжает он. - Это отпечатки древнейших животных, фактически следы дна древнего моря. Когда вы заходите в Московский палеонтологический музей, первое, что вы встречаете, - это находки с Белого моря. Затем, когда вы проходите дальше - видите редкие ископаемые, они тоже наши. Здесь начало жизни. Один профессор из Америки сказал: «Я про начало жизни слушаю лекции ещё с детства, но только в Северодвинске, на Солзе я увидел, что это реально». Он считает, что он здесь нашёл дно древнего моря с первыми аминокислотами.
Моллюск из Красной Книги
Мы стоим на берегу реки Солзы, река небольшая, но длинная -110 километров, в ширину, наверное, метров 20, она неглубокая, её можно перейти вброд.
Сейчас эта северодвинская река, по словам Алексея Ивановича, известна популяцией европейской жемчужницы. Это краснокнижный моллюск, который относится к вымирающим видам. «В каждой пятой жемчужнице должен быть жемчуг, - поясняет Алексей Климов. - Самое интересное, что жемчужница напрямую связана с сёмгой, она оседает на жабрах сёмги и без них существовать не будет».
Кроме сёмги, в Солзе водится кумжа, форель, они запрещены для лова. А вот хариуса, ельца, налима, щуку можно ловить в неограниченных количествах, что является хитрой уловкой для браконьеров.
Вода в Солзе очень чистая, несмотря на то, что она имеет мутноватый оттенок. «Почему вода кофейного цвета? Потому что здесь болота, которые дают гуминовую кислоту. Она абсолютно безвредная для человека, но она коричневая, - поясняет учёный. - Такую воду можно пить даже без очистки. На Европейском Севере чище воды вы просто не найдёте. Город Архангельск в 21 веке столкнулся с проблемой чистой питьевой воды. Архангелогородцы живут на берегу огромной Северной Двины, где нет чистой воды. В чём преимущество Северодвинска? На реке Солза, откуда осуществляется водозабор, нет ни одного промышленного предприятия, река вытекает с середины Онежского полуострова и протекает по диким местам».
А можно ли очистить Северную Двину? «Мне было 10 лет, когда я впервые прочитал, что Рейн - самая грязная река Европы. Когда мне стало 30 лет, это был уже 1990 год, река Рейн стала чистой настолько, что там стали ловить форель. То есть любую реку можно очистить. Северная Двина на сегодняшний день, к большому сожалению, одна из самых грязных рек Севера Европы, потому что на ней стоят три крупных ЦБК. Это страшно загрязняет реку. Но только прекратится загрязнение - через лет 10 река восстановится. Сейчас Архангельск - город парадоксальный: нельзя пить воду из Северной Двины и нельзя в ней купаться. Мы живем на берегу великой реки. Но у нас нет этого права, потому что это опасно для здоровья. Но я думаю, когда-то придёт время, и мы сможем выйти на пляж Северной Двины, купаться, ловить форель. Я на это надеюсь».
Досье
Алексей Иванович Климов родился в Северодвинске. Действительный член Русского географического общества. Член Архангельского отделения Союза писателей России. Кандидат философских наук. Образование высшее, по специальности инженер лесного хозяйства. Экскурсовод и путешественник.