USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Главное, чтобы бешмет и лапти сидели: во что одевались татары с приходом дореволюционной весны

Демисезонная одежда татар сто лет назад

Главное, чтобы бешмет и лапти сидели: во что одевались татары с приходом дореволюционной весны

Долгожданная весна наконец пришла на наши улицы, и жители Татарстана меняют зимние пуховики и дубленки на легкие куртки и плащи. Сто лет назад татары одевались совсем иначе. Сейчас уже практически не используются такие предметы гардероба, как казакин, камчат бурек, бешмет, не говоря уже о лаптях и войлочных чулках. О том, какую демисезонную одежду носили наши предки, в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказала наш колумнист, казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова.

Казакин, бешмет и камчат бурек

С приходом весны, когда утром, выходя из дома, мерзнешь из-за минусовой температуры, а днем возникает желание раздеться из-за припекающего солнца, никогда не знаешь, как правильно одеться. В наши дни спасают новые технологии с современными материалами в виде дышащих тканей и прочих инновационных решений. Спасибо и резиновым сапогам, которые не дают промокнуть нашим ногам. А как же спасались татарские горожане и селяне от промозглой погоды в XIX — в начале ХХ века, что носили из одежды и какую обувь надевали на улицу?

Со второй половины XIX века наиболее распространенной мужской демисезонной одеждой был казакин. Представлял собой распашную, с длинными рукавами одежду, воротником-стоечкой и прорезными карманами. Каюм Насыри писал, что «казакин напоминает поповский полукафтан; длинный, ниже колен, доходящий до щиколоток, шьется из самого разнообразного материала — адраса и бикасапа, а в последнее время из любого добротного материала, сукна и подобных ему заграничных тканей. Казакин делают приталенным со сборками, с длинным рукавом, с пуговицами из топаза и серебра».

Длина могла быть разная, зависела от возраста человека (чем старше, тем длиннее) и от его социального положения (в городе был распространен длинный, а в сельской местности укороченный — из-за того, что в таком было удобнее работать). К тому же, в начале ХХ века в комплексе с европейского кроя брюками укороченные казакины (по типу современного пиджака) с прорезным кармашком на груди (для часов) воспринимались в обществе как одежда татарской интеллигенции.

Среди татарского мужского населения повсеместно бытовал и подобный по крою удлиненному казакину, но уже утепленный ватой или овечьей шерстью бешмет. Другого типа верхняя демисезонная одежда — туры чикмән, широкий, длинный, с запахом по типу халатообразного джиляна. Шился из однотонного домашнего или фабричного сукна с шалевым воротником и чуть зауженными к низу рукавами.

Как зимой, так и в межсезонье в конце XIX — в начале ХХ века наибольшее распространение получили матерчатые полусферические шапки с меховой опушкой или без нее. Бытовали и камчат бүрек, с плоским матерчатым верхом и меховым околышем, иногда чуть расширяющимся к верху. Однако такие, скорее, характерны были для старшего поколения, чаще горожан. Также были распространены и каракулевые уборы в виде невысокого усеченного конуса с плоским верхом, на твердой основе.

«Теплой одежды у татарок мало»

Верхняя женская татарская одежда и по крою и названию была подобна мужской. Различия могли быть лишь в декорировании, когда в женском варианте могли присутствовать такие элементы, как мех, вышивка и декоративные строчки, нашивка позументными лентами и пр. Скорее всего, это связано с более ранним компонентом формирования одежды татар. Так, еще Джовани дель Плано Карпини, описывая свое путешествие к монголам, писал: «Мужчин от женщин очень трудно отличить вследствие того, что одеваются они совершенно одинаково: все носят халаты, подбитые мехом, и высокие шапки из холста или из шелка, расширяющиеся кверху».

Относительно теплой одежды А.А. Сухарев в своем труде «Казанские татары (Казанский уезд)» коснулся этой темы, подметив, что «теплой одежды у них мало (имея в виду женщин), носят больше безрукавки. Если теплая одежда и шьется для путешествия, то только на шерсти, это находят практичнее (ваты), так как ее всегда можно употребить в дело».

Что касается в целом верхней одежды, то в середине XIX века у женщин широко был распространен чикмән. Шился из однотонного сукна, с подкладкой до пояса, глухим воротником и застежками на крючках. Ткань оставалась естественного белого или серого цвета, либо окрашивалась в коричневый (С.В. Суслова). В середине XIX века подобный тип демисезонной одежды бытовал практически на всей территории проживания татар. Но к началу ХХ века выходит из бытования и заменяется на бешмет, чаще утепленный ватой (как более дешевым материалом).

Шился бешмет из шелковых или хлопчатобумажных фабричных тканей. Причем, как было отмечено Н.И. Воробьевым, «у бедных татарок бешмет часто является единственной зимней одеждой, а у богатых он служит легкой зимней и осенней одеждой». К тому же материал для пошива был разнообразным — «как хлопчатобумажный, так и шерстяной. От нанки до бархата и плюша. Все тяжелые материи идут на шитье этих костюмов. Цвета более однотонные, чаще всего встречаются различные оттенки голубого, зеленого, желтого, бордового, реже встречаются темные тона, а черный лишь в исключительных случаях».

К началу ХХ века женщин старшего поколения носили камчат бүрек поверх платка, причем не только в зимний или осенний период холодов. Остальные, помимо волосников (нижние головные уборы), использовали покрывала и платки из фабричных тканей, также бытовали шапки на твердой основе без меха.

Эх, лапти, да лапти мои…

В холодное время года помимо обуви, носимой на улице, необходимо обозначить и нижнюю. К ним относятся войлочные чулки — киез оек. Валяли такие чулки из белой овечьей шерсти. Носили их обычно во влажный период, ранней весной или поздней осенью. Бытовали среди татар и вязаные чулки — бәйләгән оек, их носили и мужчины, и женщины. В холода использовали и онучи — тула ыштыр, достигавшие двух метров. Использовались как с кожаной обувью, так и с лаптями.

Журнал «Ялт-Йолт», 1911 г., №29

Обувь из лыка использовалась татарами как рабочая. Носили ее поверх чулок или с портянками. Для того, чтобы лапти не отсыревали, к ним могли крепить кожаную или войлочную подошву, а в грязь осенне-весеннего периода к лаптям прикрепляли деревянную подошву — таш табан.

Горожане чаще носили обувь из кожи, в сельской местности это был, скорее, праздничный вариант, чем повседневный. В межсезонье сапоги защищали тем, что поверх надевали кожаные калоши — кавәш, на твердой, деревянной подошве.

Итак, ответив на вопрос поставленный в начале о том, как же выглядела раньше демисезонная одежда татар, необходимо отметить, что традиционная верхняя одежда, как мужская, так и женская, вышла из обихода уже к первой трети ХХ века. В настоящее время используются лишь отдельные элементы, переосмыленные и перенесенные в современную одежду.

Источник : realnoevremya.ru

Также в рубрике
Разгадка «аномалий» Плещеева озера. Почему на Плещеевом озере наблюдаются огненные шары и другие аномалии
 0
В советское время в Крыму было снято более 400 фильмов. В те годы Ялтинская киностудия была брендом отечественного кинематографа, серьёзной площадкой, где создавались одни из лучших советских фильмов
 0