Под Севастополем есть заброшенное метро ?
Несколько лет назад севастопольские социальные сети после репортажа одного из городских сайтов активно обсуждали новость о том, что под Севастополем есть заброшенное метро. В интернете появились свежие снимки эскалаторов, ведущих в пустоту темных и мрачных подземелий метро, пустующих десятки лет.
Некоторые даже утверждали, что это фото “МЕТРО-2” в Москве. Стали появляться даже схемы метро Севастополя со станциями …
Однако буквально сразу миф был развеян старожилами.
«Это Орджоникидзевский завод в Корабельной бухте. Я сама ездила на этом эскалаторе. Никакого метро у нас нет, у нас сейсмоопасный регион», — рассказала бывшая сотрудница Севморзавода.
Но что там, внизу, она рассказывать отказалась: «Секретный объект».
Однако потом нашлись работники завода, не побоявшегося рассказать, что же находится в конце спуска, при условии сохранения анонимности: «Эти эскалаторы ведут от проходной на улице Рабочей вниз, на территорию завода. Метро там нет — просто выход, возле доков. Раньше была лестница через железнодорожные пути, приходилось после работы подниматься по ступенькам. В начале 80-х годов построили эскалаторы с новой проходной и бюро пропусков.
Перед входом установили фонтан в виде медного парусника. Для нужд Морзавода специально в рабочие часы ходили троллейбусы №4 Горпищенко-Ластовая и №11 пр. Победы-Ластовая. Поэтому перед началом и в конце рабочего дня эскалаторы были переполнены. После развала СССР все это было закрыто за ненадобностью, а оставшиеся работники завода ходят через центральную проходную за памятником Матросу Кошке».
Вот такое оно, севастопольское метро.
Из воспоминаний работников СМЗ (с сайта Транспорт Севастополя): У завода было две проходных: одна на улице Рабочей и вторая – со входом с ул. Героев Севастополя. Центральной считалась та, что на Героев Севастополя, она выходит на территорию возле Лазаревских казарм.
На Рабочей проходная была маленькая, а главное – чтобы пройти на завод, надо было переходить ЕДИНСТВЕННУЮ железную дорогу в Севастополь! Но дело в том, что на Корабельной стороне жило очень много работников завода (в советские времена численность заводчан – что-то около 15-20 тысяч человек со всеми филиалами). А теперь представьте себе: идёт поезд, а в это время толпа валит с завода или на завод – геморрой и для ж/д и для СМЗ! Были случаи, когда люди попадали под поезд…
Вот тогда и решили проходную сделать под землёй. Наверное, можно было и без эскалатора обойтись – типа ступени и всё, но как всегда – гигантомания и планов громадьё… Да, эскалатор там от силы метров 100 на подъём, а может и меньше, не – точно меньше, метров 50, наверное…
Новая проходная была торжественно открыта в начале улицы Рабочей во второй половине 1970-х. Слева от неё – бюро пропусков завода, а за ней – вправо-вниз по ступеням – камера хранения. Работяги называли эту проходную “метро” или “эскалатор”.
Раньше на месте второй проходной была танцплощадка. Танцпол закрыли в конце 60-х, стройка была очень долгой – примерно лет 12-15. Строительство вели комбинированным методом – на месте проходной выкопали глубокий котлован, а вот под железной дорогой, которая идёт вдоль забора завода, работали закрытым способом, чтобы не прерывать железнодорожное сообщение.
Если не изменяет память, эскалаторов было два: один на подъём, другой – на спуск. Эскалаторы очень часто ломались, да и работали только в час пик – утром и вечером. В остальное же время, если надо выйти с завода, или наоборот, зайти – то пешком по ступеням неподвижного эскалатора…
Таким образом, Севастополь стал первым из городов Крыма, в котором появились не только трамвай и троллейбус, но и “самодвижущаяся лестница”. Увы, с наступлением 90-х предприятие оказалось под влиянием всем известных экономических процессов. Начала стремительно сокращаться численность работников завода, вторая проходная вместе с её чудо-лестницей оказалась никому не нужной и попросту излишней.
Нынешний вид этого места также пока не вселяет оптимизма. .И то каким он был раньше.