USD: 94.8700
EUR: 104.7424

Страшная аура московских высоток

Почему вокруг "сталинок" столько легенд и загадок?

Страшная аура московских высоток

Кто автор страшилок?

«Дело в том, что квартиры в “венцах имперского стиля” давали вперемешку сотрудникам всем известных органов, учёным, артистам и др. Вот интеллектуальная элита и ощущала себя под присмотром, как в ГУЛАГе, и этот страх жив до сих пор», — комментирует историк архитектуры Алексей Клименко.

«Есть версия, что все сталинские высотки были запроек­тированы как объекты радиолокационного слежения ПВО. У нас в звезде (она венчает главное здание МГУ) есть таинственная комната, и до сих пор раз в две недели какие-то люди в спецовках поднимаются туда и производят некие манипуляции, всё это “позитива” зданиям не добавляет», — рассказывают сотрудники музея истории МГУ.

«Вокруг наших 7 «небо­скрёбов» постоянно муссируются мистические слухи, потому что люди мало знают об их истории, — считает автор проекта «Иди и смотри» Наталья Леонова, — хотя в их сооружении действительно было много трагического и таинственного.

Здание МГУ ➊ и на Котельнической ➋ строили зэки и пленные немцы, для которых на 22-м и 23-м этажах соорудили нечто вроде общежития.

Высотка в фильме «Москва слезам не верит» — символ суперроскоши. Фото: Кадр из фильма

Архитектору гостиницы «Ленинградская» ➌ вручили Сталинскую премию, а потом, при Хрущёве, с позором ото­брали — за излишнее богатство внутреннего оформления. В высотке на Красных Воротах ➍ одновременно со строительством сооружали выход из метро, замораживали грунт и строили с отклонением в 16 см, из-за которого москвичи устроили панику, боясь «угрозы домопадения».

Гостиница Ленинградская.

Гостиница Ленинградская. Фото: Flickr.com/ CC-BY 3.0/Jorge Láscar

Как квартиры мстили хозяевам?

Знаменитости в высотке на Котельнической селились разные, а судьбы у них складывались грустно похожие, как под копирку. Стометровая трёхкомнатная квартира Людмилы Зыкиной трещала по швам от антиквариата, картин и икон. Но детей она так и не родила, а после её ухода за наследст­во развернулась унизительная кровавая грызня. Актриса Лидия Смирнова, чьё детство прошло в нищете, говорят, расплакалась, увидев роскошь новой квартиры, но потом рыдала уже от горя. Тридцать с лишним лет жила в браке с оператором Рапопортом, а двадцать из них любила совершенно другого мужчину — режиссёра Константина Воинова. Галина Уланова, которой Риббентроп присылал «клумбы» цветов и кланялась королева Англии, старость на своей суперэлитной жилплощади встретила... одна. Нонна Мордюкова потеряла сына, ловелас Иван Пырьев мучил жену Марину Ладынину, у дрессировщицы Ирины Бугримовойкак-то под Новый год вынесли все ценности. В общем, в суперэлитном доме счастье как-то не приживалось, несмотря на то что по ост­роумному замечанию Никиты Богословского: «У нас в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели» (имелись в виду Пырьев с Ладыниной). Смешно и груст­но. Всё-таки, видимо, аура — страшная сила...

Поэт Твардовский, живший в высотке на Котельнической (см. фото), однажды забыл ключи и зашёл в туалет к своей соседке Ф. Раневской. Та потом годами громко кричала ему при встречах на весь подъезд: «Двери моего клозета всегда открыты для вас!!!»

Зачем «будить»?

Говорят, что Сталин, для которого увековечить послевоенную победоносную мощь Москвы и «вставить Америке» было максимально важно, «зарядил» целую армию астрологов и предсказателей высчитывать спецдень, суливший начатому строительству высоток подпитку максимальной энергией. Белой или чёрной — неважно... Высчитали — 7 сентября 1947 года. Для её аккумулирования вокруг будущих «главных домов» Москвы по указанию сверху были прекращены все строительные работы! Энергия «небоскрёбов-пирамид», по слухам, нужна была для... «побудки» Ленина и вечной жизни Сталина.

Так «зэки-икары» разбились или?..

Вокруг сооружения высот­ки МГУ на Воробьёвых горах зловещих легенд, в которых факты переплелись со слухами, больше всего. Факт — так как после войны в стране была напряжёнка с мужской рабочей силой, строительство «небоскрёбов» распределили между разными ведомствами, и доставшиеся МВД здания на Котельнической набережной и Воробьёвых горах действительно строили зэки и пленные немцы (речь идёт о сотнях тысяч «подневольных строителей»), хотя в печати того времени сообщали, что это комсомольцы-энтузиасты. Слух — летом 1952 г. два зэка, лихо соорудив из фанеры крылья на манер Икаровых, спикировали с 22-го этажа на глазах изумлённых охранников вниз. По оптимистичной версии — удачно приземлились, и Сталин их лично расцеловал, щекоча усами, по пессимистичной — разбились, потому что по строительной привычке сэкономили на фанере.

Ещё одна полуправда-полувыдумка, опять же вносящая свой вклад в «тёмную ауру», — что в стенах МГУ и «Котельников» замурованы тела нескольких зэков и одного, самого вредного, прораба. Откуда ноги растут? Оттуда, что по технологии строительства высоток, заимствованной у американцев, в стенах предполагалось большое количество пустот. По ним ночью гуляет ветер, вот жильцам и студентам кажется, что это стонут души замурованных. Существовал и вообще совершенно экзотический слух. В одно время москвичи активно говорили о том, что по этим самым спецпустотам в «семи сёстрах» шныряют карлики из НКВД и подслушивают, о чём говорят жильцы. Жильцов действительно прослушивали — но не лилипуты и не тайно...

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах. Фото: Commons.wikimedia.org

Источник: www.aif.ru

Также в рубрике
Разгадка «аномалий» Плещеева озера. Почему на Плещеевом озере наблюдаются огненные шары и другие аномалии
 0
В советское время в Крыму было снято более 400 фильмов. В те годы Ялтинская киностудия была брендом отечественного кинематографа, серьёзной площадкой, где создавались одни из лучших советских фильмов
 0