Секреты дербентских табасаранов
Ковры местного производства высоко ценятся знатоками по всему миру
Дагестан – это единственная республика России, где сохранились традиции ковроткачества. Уникальный вид промысла зародился в Дербенте еще в 6-7 веке, то есть этим традициям почти 1500 лет! Сегодня здесь действует музей ковров, который привлекает туристов со всего мира.
Национальное искусство
Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Уже в V в. из античных источников было известно, что население западного побережья Каспийского моря занималось изготовлением цветных шерстяных тканей. Люди научились перерабатывать продукты овцеводства, затем стали изобретать красители из различных растений и насекомых.
В настоящее время в Дербенте проживает 15% табасаранов. Этот народ славится на весь мир своим видом национального искусства - ковроткачеством. Это ручная, долгая и кропотливая работа. На плетение одного хорошего ковра уходит до полугода. Сейчас ковры служат в основном для украшения, а раньше местные жители утепляли им свои дома.
Табасаранские ковры пользуются большим спросом и справедливо считаются одними из лучших дагестанских ковров. Существует несколько типов ковров, все они отличаются между собой орнаментальными мотивами и технологическими признаками — плотностью (количество узлов на квадратный дециметр) и высотой ворса.
Например, ковер сумаг (или сумах), достаточно дорогой и ценится знатоками, в том числе, за рубежом. Есть ковер сафар, с которым связана целая легенда. Жила-была девушка по имени Сафар, ее возлюбленный отправила пасти овец, но попал в бурю и погиб. Она соткала ковер в память о нем, рисунок ковра рассказывал историю их любви и гибели молодого человека. Кроме ворсовых ковров в табасаранских аулах изготавливаются и двусторонние паласы. Общая композиция табасаранского паласа состоит из неповторяющихся широких поперечных полос, внутри которых крупные геометрические узоры.
В каждом доме – свой станок
В прошлом ковровщицы сами изготовляли пряжу и растительные краски. Ковры изготовлялись в домашних условиях. В каждом табасаранском доме был свой ковровый станок. Такое положение сохраняется и в настоящее время, так как почти все женщины занимаются ковроткачеством наряду с работой в колхозе или по дому. Однако высокое качество табасаранских ковров и большой спрос на них на внутреннем и внешнем рынках вызвали необходимость создать специальные условия для резкого увеличения производства ковров, после чего во многих табасаранских аулах были созданы специальные ковровые артели, объединяющие женщин-ковровщиц.
Узнать подоробнее о технике и традициях ковроплетения можно в музее «Ковра и декоративно-прикладного искусства» г.Дербента. Причем он интересен не только как место, где хранят историю. Сам музей расположен уникальном здании – памятнике архитектуры XIXв. в армяно-григорианском храме. Автором проекта является выдающийся писатель-демократ Габриэль Сундукян (1825-1912гг.)
Построен храм в 1860 году. После реставрации с мая 1982 года в здании функционирует музей, в котором экспонируются подлинные произведения народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, своими корнями, уходящие в быт и культуру народов прошлого. Суровые природные условия заставили каждый аул заняться определенным ремеслом. Поэтому сегодня Дагестан по праву называют « кладовой народных умельцев».
В таинственной стране
Кстати, долгое время, в старину ходили слухи о таинственной стране, которая находится в глубине неприступных Кавказских гор. Эта страна была известна как «Зирехгеран», позднее ее стали называть « Кубачи». Оба эти названия означают «кольчужники», «оружиеделатели».
По характеру узора и технике исполнения ковровые изделия подразделяются на две большие группы. Первая – ковры Южного Дагестана, в которые входят в основном ворсовые ковры, сумахи, односторонние паласы и небольшие ковровые изделия. Во вторую группу входят ковровые изделия Центрального и Северного Дагестана, это преимущественно — гладкие двухсторонние ковры, а также войлоки и циновки.
Самобытные ковры Дагестана за свою красоту удостоились высоких наград на международных выставках Турции, Ирана.