Русский мир в Восточной Пруссии
Поселок городского типа Железнодорожный, 50 км от Калининграда.
Бывшая Восточная Пруссия. При немцах назывался Гердауэн. Перешел к России в 1945 г., причем практически целым (боев тут почти не было). После войны немцев выселили. Наступил "Гердауэн-наш!".
Сам городок небольшой, 3 тыс. жителей. Это панорамный вид с самой высокой точки - колокольни старой немецкой кирхи (церкви).
Исторический центр - буквально 5 улиц.
Площадь на дальнем плане (где ул.Черняховского) при немцах называлась "Рыночная". Выглядела она так:
А весь город - так:
Снято с воздуха со стороны Рыночной площади. Колокольня кирхи - справа.
Кирха построена тевтонами в 14 веке. При русских - первые годы (до 1957 г.) служила Домом культуры. Потом прогнили стропила на крыше. Проблема. Здание забросили. В 1988 г. крыша (показана стрелкой) рухнула:
Восстанавливать не стали. В оставшемся небольшом притворе (где желтые ворота на переднем плане) в 1990-е открылся пункт приема стеклотары.
Сейчас тут гараж.
Из уважения к тевтонам в гараже стоит Фольксваген Джетта серии I (1979-85 гг. выпуска). В городе почти все автомобили - времен Тевтонского ордена и старше.
Теперь прогуляемся по улочкам средневековой рыцарской крепости Железнодорожный. Между кирхой и Рыночной пл. - улица Первомайская.
С приходом русских улица похорошела.
Но местами - стала земляной и без тротуаров. Появились люки посередине (для удобства езды). И очаровательные пристройки из пеноблоков.
Параллельно Первомайской - Пушкинская. Там есть небольшой домик с арками за деревом.
Обычный жилом дом №4 для простых русских людей. Завоеван в 1945 г.
С трудом, но можно узнать в нем парадные входные ворота старого рыцарского Гердауэна:
На другом конце Пушкинской - еще два чудных дома.
Это классичесские для Западной Европы амбары для хранения товара купцами. С лебедкой под крышей, чтоб поднимать тюки.
Варвары, завоевав Рим, несколько веков разбирали Колизей на кирпичи себе на дома. Вот так и русские пристрастились разбирать на кирпичи немецкие амбары Гердауэна. Вот более позднее фото. У левого дома пол-фасада уже нет.
А вот февраль 2014.
Ломать - не строить. Работа кипит.
Далее, параллельно Пушкинской идет Коммунистическая улица. Там стоит зайти во дворы.
Зато у нас духовность. А у немцев гей-парады, НАТО и ЕС. Как хорошо, что у нас этого нет.
При немцах на Коммунистической стоял крайсхаус - здание администрации округа.
Теперь это выглядит так.
Есть в Железнодорожном какая-то экономика, промышленность? - Была. Еще при немцах был пивзавод, довольно известный в Германии ("Киндерхоф").
Он работал и в советское время. В 1990-е закрылся.
Его тоже разбирают на кирпичи
Что они будут делать, когда разберут на кирпичи все, что построено немцами? Интересный вопрос... Другой вопрос, который возникает: Железнодорожный - приграничный город. Рядом - польская часть бывшей Восточной Пруссии (её поделили после войны СССР и Польша). Никто из местных не пробовал туда съездить?
Вот Ольштын (бывший Алленштайн), тоже средневековый немецкий городок.
Почему здесь нет свинарника и разрухи? - Потому что эта земля после 1945 отошла к полякам. А они еще в конце 1980-х распрощались с Россией-СССР, вступили в ЕС и НАТО. Теперь они - в Европе.
Средняя зарплата в Польше в 2014 г. - 900 евро. У поляков нет нефти, газа, пожизненного президента Путина, улицы Коммунистической и они не разбирают немецкие кирпичи на помойке. А Калиниградская область существует для того, чтобы поляки, чехи, прибалты и другие могли съездить в этот заповедник и убедиться, что в начале 1990-х они сделали правильный выбор.
Источник: uglich-jj.livejournal.com