USD:
EUR:

Три человека на десять хат

Кто не дает умереть русской деревне Агарково

Текст: Екатерина Ненашева
Фото: Виктора Новикова

Этот до Андреевки идет?

- Идет, берите билеты...

Женщина в цветастой кофте  с чуть растрепанными короткими волосами отсчитывает сразу четыре билета - по 4, 8, 12 рублей до населенных пунктов Клочки из старенькой серой бумаги с разноцветными  надписями  «Мосгортранс»  разлетаются на сквозняке, что ноет из открытых окон.

- Вам еще не скоро выходить, я крикну...

Акварель  резко меняет оттенки от светлой зелено- желтой гаммы к грубым грунтовым цветам. Капли дождя царапают стекла. Это нам в Андреевке выходить, а до Агарково еще километров десять будет....

Агарково - небольшая деревня в получасе езды от Звенигорода. Википедия  утверждает, что население деревни - всего 3 человека.  Сейчас здесь  около 10-ти домов, а синие широкие таблички с границей населенного пункта с разными гласными в начале расположены не так уж и далеко друг от друга.  И самый первый дом скорее похож на музей- большая усадьба из дерева, крошечная часовенка рядом и настоящая ладья во дворе -  первые несколько секунд изображение кажется не живым - это скорее какой-то пейзаж с полотен барбизонской школы или глянцевая репродукцией с фотомонтажом  на стене... Но в окнах виден слабоватый свет,  слышно гавканье собак во дворе. Из-за дверей появляется вполне себе живой человек, а не мифический персонаж - крупный, широкий в плечах,  с длинной бородой,  клетчатых штанах, галошах и подвязанной  широким поясом коричневой рубахе. Хотя нет, скорее для городского глаза, привыкшего видеть щуплые фигурки, запакованные в офисные костюмы, увидеть такого мужчину - в диковинку. А у  него -  и жизнь, и мировоззрение - диковинные. Для городского обывателя - так уж точно...

 

«Я ездил по разным усадьбам пять лет, искал место, где можно что-то сделать интересное... Я уже тогда немножко увлекался русским деревянным зодчеством. Я просто был поражен той красотой и той силой русской культуры, силой реальности!». Легковушка бойко мчится по пустой дороге - густой, прохладный ветер бьет в тонкие щели открытых окон, бесконечные острова пустынных полей один за одним мелькают за запотевшим стеклом. В переднем зеркале - болотно- зеленые глаза, внимательные и проницательные. Здесь все его зовут по-простому - «Владимирович». Он и сам так себя называет. Переехав 12 лет назад в разрушенную усадьбу в деревне  Агарково, Александр Билецкий стал за это время настоящим старожилом - его знают не только в деревне, но и в соседних районах, а сам Билецкий успел безупречно выучить местную географию - ему известна каждая дорога, каждый поворот, и даже  история близлежащих деревень. Студент философского факультета  МГУ, он всегда  горел желанием создать мастерскую русской культуры, где человек мог бы научиться любому ремеслу. После долгих исканий судьба привела Александра Билецкого сюда,  в  деревеньку под Звенигородом — он  совершенно случайно узнал, что одна пожилая женщина здесь продает дом - старый, 1926 года. После немецкой оккупации деревне Агарково так и не удалось «выжить»- многие дома были разрушены, жителей почти не осталось. Удивительно то, что именно в этом полуразрушенном  доме  был «Общественный комитет спасения рек России» - на лето это место арендовали писатели-почвенники, которые вдохновившись самобытностью и духом здешних мест, выпустили целый ряд книг,  главная идея которых заключалась в том, что Россия может выжить на основе веры и непрерывной связи русской души с природой. «Это все, конечно, забылось,- считает Александр Владимирович,- когда я приехал сюда, следов «общества» никаких не было. Но я вам скажу, что постоянно ощущаю внутреннюю поддержку от этого места... Когда люди, заставшие в ту пору  здесь писателей, совсем недавно увидели этот дом, они расплакались. Представьте – они-то думали, что тут все заросло; приезжают - все нормально!», - Билецкий резво, громко и так по-доброму смеется - как большой ребенок, за столько лет не потерявший способность к задору и  ребяческой впечатлительности. «Сейчас мы с вами в дом к нашим ребятам, на объект, а потом быстро смотаемся - я вам храм покажу, 18 века, который мы сейчас восстанавливаем».

«Кать, у нас в России можно сделать, что захотите! Хотите «Протон» ракету, хотите еще что!». Мы стоим в небольшом домике, полностью оббитым деревом. Потолки, стены, двери -  все это снова кажется мифическим, ненастоящим, сказочным. В одной из комнат - большая русская печь, в прихожей свалены доски и бревна - вот- вот будут собирать кухню. Двое - молодой мужчина и мальчик лет 12-ти в длинных полосатых штанах и шлепанцах перебирают строительный  материал. Это Константин и Максим из Архангельска - они, и еще несколько человек, восстанавливают по заказу старый дом 1951-го года. Задача, как говорит Билецкий - «удивить бабушку», которая жила в этом полуразрушенном доме долгое время. «Через месяц она вернется домой - мы полностью должны успеть переделать дом до ее возвращения. И да, ребят, пойдемте  к машине, я материалы еще принес». Александр Билецкий основал в Агарково артель (слово- редчинка в современном лексиконе) мастеров, которая называется «Сень». На заказ группа плотников выполняет различные проекты - чаще всего это восстановление старых домов. «Артель у нас - это бойцы,- улыбается Билецкий,- мирный партизанский отряд. У нас нет ни одного рабочего - рабочий это от слова «раб». Люди,  любящие плотницкое дело приезжают со всех уголков страны, живут и работают на агарковской земле. Это то, чем мы зарабатываем. Зарабатываем деньги и потом строим храмы...» По сути артель - это свободная община, в которой нет коммерческих правил, есть только правила жизненные - например, 12 июля каждого года здесь отмечают праздник - Билецкий называет это «День освобождения от телевизора»: «Мы просто взяли и утопили их все в реке, только молдоване ругались вначале...»

До храма добраться сложно - петлять дорогами, не ошибиться в многочисленных и кажущимися  одинаковыми  поворотах , а потом вверх по ухабистой тропинке, где пустые поля, поросшие кожицей сухой длинной травы непрерывной цепочкой тянутся за окном автомобиля. Земля - организм, непременно, как человеческий, куда более чувствительный и сложный, который в недрах своих миллионов клеток хранит всю информацию и энергию... Борзовцы - место мощное! На раскаленном блюде солнца, в бесконечной панораме пустоты  здесь так легки очертания образов, бликов и теней… Когда-то на этом месте, на склоне холма, была деревня, большая, широкая. А теперь все, что осталось - это разрушенный храм на вершине, да высокий  бурьян, указывающий на то, что здесь когда-то были люди...



Небольшая постройка, беседка с длинным столом и цветастой скатертью - молодая девушка в зеленым платке  сидит на лавке рядом с маленьким мальчишкой, который теребит в руках пластмассовую машинку. Глаза-зажигалки ее стреляют по сторонам - с интересом, загадкой и напряжением. Лермонтовская Бэла - не меньше... В нескольких метрах урчат два трактора - синий и оранжевый гиганты вот-вот начнут свою каждодневную работу. Неподалеку - шорох с лестницы - «Мужики, готовы?». Навешанная на стены храма зеленая сетка покачивается от свежего ветра. Сверху, со второго яруса  раздается приглушенный звук переносного  радио – кажется, что-то из 90-х. Такой крошечный и гигантский, такой монументальный и беспомощный одновременно - Храм Успения, от которого еще пару лет назад оставались лишь полуразрушенные стены и осколок колокола...



«Этот храм мы начали восстанавливать в августе 2011-го, - рассказывает Билецкий, - на этой территории ведь было направление основного удара - каждые 1000 лет приходили европейцы «учить нас жизни». Это ведь не просто храм - это крепостная стена. Этот храм стоит здесь неслучайно - это было неким центром деревни. Несколько лет делали холм, сам храм строили 24 года. Деревня здесь была большая - человек 500 жило, но, видимо, не удалось ей войну пережить. Сейчас здесь планируют вновь восстановить деревню - это решение глава района активно поддерживает».



Дмитрий Семенович из Пензенской области на работах уже второй год - восстанавливает храм с самого начала проекта. До этого он восстанавливал Борисо- Глебский храм в Москве, в общем подобной работой занимается около 8-ми лет. «Стоял храм как на куриной ножке в начале,- рассказывает Дмитрий Семенович, -  ничего, считай, не было… На раскопках была найдена целая груда человеческих костей - набралось практически два сундука. На скелетах ничего не было, разве что крестик на одном». Вообще Дмитрию Семеновичу здесь нравится - есть душ, баня, небольшой огород. Всего на стройке семь человек -  эдакая фантастическая семерка из разных уголков России.

Восстановление храма Билецкий ассоциирует с чудом: «Невозможно даже толком сказать, откуда что берется, это такая магия - хорошая, добрая и позитивная».

Бригада старается точно ничего не планировать с датой завершения работ по восстановлению храма - с Божьей помощью, считают они, все обязательно  получится. После Храма Успения Билецкий хочет взяться  за восстановление огромного собора внутри леса, где до ближайшего населенного пункта 3 километра.



Что и говорить, а Александр Билецкий из деревни Агарково - это настоящий хранитель русских культурных ценностей. У него дома расположилась целая мастерская центра традиционного искусства, названная как и артель - «Сень». Основой деятельности центра является  лицевое шитье - искусство церковной вышивки. На Русь оно пришло с принятием христианства из Византии. Шитые знамена, хоругви и иконостасы брали с собой в военные походы, выносили во время государственных церемоний, шитыми изображениями украшали царские бармы, предметы для царской охоты. Подвесная пелена «Богоматерь Владимирская», «Спас Вседержитель», «Преподобная Фотиния» и многие другие произведения древнерусского искусства; матрешки, изразцы и даже редчайший кокошник, вышитый по особой технике - все эти предметы можно увидеть в звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. Да и сам дом Билецкого - это произведение искусства - старинные зеркала и редкие предметы быта, настоящие печки, высокие светлицы, редкие иконы... Рядом с домом - крошечная часовенка, где из маленького прямоугольного окна простирается белый пуховик неба и бесконечная полоса зеленого поля, а воздух полон гармонии - неосязаемой, едва уловимой, светлой, по частицам и молекулам растворяющийся в ледоколе бесконечности....

Вместо посиделок за чаем - беглый разговор в машине, но не  менее теплый и душевный. Александр Билецкий считает, что ремесло  необходимо для самоочищения, ведь сегодня человека буквально разбивают, делают из него функцию. «Допустим, фрезеровщик - он умеет только фрезеровать. Но вот завод остановили и станок сломался. Что ему делать?? Он пойдет пить... А ведь нужно, чтобы каждый человек чувствовал себя уверенно, и если что случилось… Он берет топор, строит дом, из топора делает кашу... как в сказке! Ведь ремесло - это настоящее орудие, чтобы чувствовать себя на уровне». Особенно «Владимировича»  волнует тот факт, что в России в принципе не учат плотницкому  и кузнецкому делу - есть только одно училище в Москве. «Разве для наших краев это нормально?». Еще у  Билецкого  в планах устроить тур  «по повышению настроения»: «Будем возить людей из городов сюда - к нам, в Агарково, чтобы все видели, что все не так плохо, что на пустые места приходят люди и строят здесь новую жизнь. Корневая Русь живет и развивается вопреки всему! За 12 лет, что я живу, произошел подъем очень значительный... У нас в России много негатива - приезжают  из городов и рассказывают, как им тяжело жить. А я всегда говорю в таких случаях - поехали, посмотрим, как живут простые люди, именно простые! Никто не сказал, что будет легко, ведь суть не в легкости, а в радости, и мы здесь счастливы!». Билецкий уверен, что все проблемы идут именно от того, что люди отрываются от своих родных мест -  они травмированы. «Ведь когда задача выжить - так легко совершать ошибки....» За окном вмиг пробегают поля, редкие домики, пышные деревья... Неизменным на картинке остается только небо - длинная синяя полоска, чуть озаренная оранжевым мякишем закатного июльского света... «Человек рождается в долине, - скажет Билецкий, чуть убавив скорость, - но рядом есть горы, и кажется, что горы это все, и если вы не полезете на горы, то не станете людьми. Но первая мечта, когда на этой горе окажешься - это спуститься. Поэтому когда будите лезть, ребята, помните о том, что нужно будет спускаться. Никого  не придавите, ничего не обрушьте...».



В зеркале - снова зеленые глаза. Ясные. Чистые. Добрые. Я давно таких не видела. «Владимирович» вновь улыбается - его мягкая улыбка заряжает позитивом и придает сил - улыбка человека счастливого, находящегося в гармонии с собой и окружающим миром. Такую редко кому посчастливится увидеть... В заднем стекле виднеется пыльный зеленый автобус, который медленно плетется по сельской дороге и совсем скоро будет на остановке. Нам пора уезжать. Звенигород, вокзал, электричка, Москва... На прощание Билецкий подарит нам по крестику. Маленький, деревянный, неровный на ладони,  кажущийся твоим, родным, как будто он был с тобой всегда. И ты с ним... Напоследок Александр Владимирович произнесет: «Чудеса случаются только с теми, кто в них верит...».

 И он, кажется, прав...

Источник: газета "Завтра"

Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
 0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Комментариев нет. Станьте первым!