Сегодняшний хозяин усадьбы, председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев восстанавливает усадьбу с 2007 года. Сейчас процесс реставрации вышел на финишную прямую, в доме восстанавливается интерьер, найдена старая фреска в вестибюле главного дома, а спущенный пруд наполнился водой. Проект реставрации под чутким руководством нового барина делали в "Центрпроектреставрация", а надзор ведет "Тверьпроектреставрация". До Васильевых имение принадлежало Куракиным, особо близким в конце XVIII века к Гатчинскому двору, они при вступлении на престол Павла I были выдвинуты на высокие служебные посты. Главный дом усадьбы – характерный памятник усадебной архитектуры эпохи классицизма, автором проекта здания считается Джакомо Кваренги (1744-1817). По серии из 8 живописных полотен, выполненных А.Б. Куракиным, можно судить о том, как выглядела усадьба в первой половине XIX в. и сравнить с началом XXI века...
Дата фотографий: 2015 год, 28 марта.
2. Дорога из Дорожаево - старинной куракинской вотчине, приводит нас к Степановскому.
3. Аллея проходит вдоль хозяйственных построек и приводит к дворцу.
4. Въезд в хозяйственный двор образуют ворота посреди широкой круглящейся ниши, увенчанные вверху круглой башней с окнами. Впоследствии, когда старались подвести все здания под один классический стиль, барочную выемку замаскировали с двух сторон группы сдвоенных ионических колонн.
5. После пожара 2005 года и полной разрухи советского времени с пережитками 90-х годов нас ожидал сюрприз. А. Греч писал в 1920-х годах, инспектируя усадьбу: "Все остальное погибает медленно и методично. Кто-то тщательно убирал проданные совхозом на своз кирпичи и камни фундамента садовой ограды..."
6. А.Н. Греч в "Венке усадьбам" писал в 1920-е годы: "через дорогу, по другую сторону усадьбы, в конце прямой дорожки, ориентированной по центральной оси планировки, остался стоять обелиск старицкого камня. На ступенчатом цоколе возвышается постамент с глубокими нишами, служащий основанием стройной четырехгранной игле, увенчанной шаром. Вокруг стоят еще покосившиеся белокаменные тумбы, вероятно, соединявшиеся некогда цепями друг с другом. Обелиск лишен надписей, но, как позволяют установить архивные документы, он был поставлен князем Александром в память умершего брата Степана как трогательный знак дружеской привязанности в силу тех же вкусов пресыщенных людей конца XVIII века, находивших в сентиментализме на лоне идиллической природы отдохновение своей усталости и утонченности. Такой же монумент с характерной стихотворной надписью был сооружен и в Надеждине".
7. Львы вернулись в усадьбу совсем недавно, в конце 2012 года.
Первые каменные строения и каменная церковь в соседнем селе Дорожаеве были выстроены во второй трети XVIII века А.И.Куракиной, урожденной Паниной (1711-1786), матерью рано умершего князя Б.А.Куракина (1733— 1764). В 1781 году село досталось по разделу между братьями С.Б. Куракину (1754-1805), при котором началось, не ранее 1792 года, строительство главного дома, законченного в основном только к 1811 году при А.Б. Куракине (1752-1818).
Главный дом и парковые сооружения возведены в конце XVIII в. и носят на себе черты архитектурного почерка Кваренги, который был привлечен, согласно данным куракинского архива, к достройке дома в Степановском и к распланировке парка.
После смерти С.Б. Куракина усадьба, как и большая часть обширных владений вице-канцлера, перешла к его единственному племяннику Б.А.Куракину (1784 — 1850), который выстроил в 1830-х годах рядом с главным домом новый архитектурный комплекс. С 1850 года она принадлежала А.Б.Куракину (1809-1872), затем его дочерям — Е.А. Нарышкиной и А.А.Козен.
До Октябрьской революции в главном доме продолжали сохраняться княжеский архив, библиотека, коллекции картин, минералов.
С национализацией имения в 1918 году часть княжеских коллекций, архив и библиотеку передали в Тверь и Москву, при этом много было расхищено и погибло. Портретная галерея осела в Тверском краеведческом музее и не экспонировалась в полном составе вплоть до 2011 года.
Большой урон был нанесен усадьбе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: фруктовый сад полностью погиб, хозяйственные строения частично разобраны на кирпич. С 1970 г. по 2003 г. в Степановском-Волосове располагался психоневрологический диспансер. В 2005 г. главный дом сильно пострадал от пожара.
8. Над домом возвышается флаг с вензелем "С.В."
Или это первые буквы в словосочетаниях "Степановское-Волосово" или "Сергей Васильев"? Я теряюсь в догадках)
9. Со слов Сергея Васильева: "Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стелл. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на сохранение». Усадьба эта принадлежит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу."
10. Детали въездных обелисков.
11. А.Н. Греч в "Венке усадьбам" писал в 1920-е годы: "Если и было, возможно, здесь авторство Дж. Кваренги, как о том будто бы свидетельствуют чертежи, находившиеся в Историческом музее, то лишь в общих чертах замысла, в основном проекте. Исполнение же — несомненно, свое, крепостное, вероятно, под наблюдением кого-то из второстепенных московских зодчих, обслуживавших обширное строительство Куракиных."
12. В одной из ротонд помещалась библиотека, в другой — коллекция минералов, собрания монет и медалей.
13. Серебристые тополя.
14. Существует несколько версий установки обелиска:
1. Он был поставлен князем Александром в память умершего брата Степана как трогательный знак
дружеской привязанности в силу тех же вкусов пресыщенных людей конца XVIII века.
2. В честь императора Александра I.
3. В честь умершей собачки
15. Когда-то, судя по старинным изображениям Степановского, усадьба представляла из себя целый городок. Здесь были многочисленные дома для обслуги, больница, пожарная каланча, многочисленные павильоны в парке. От этого не осталось теперь почти никаких следов. Археологами было расчищено место, где находился готический дворец.
16.
17. На картине Куракина все окна классические прямоугольные. При утверждении проекта реставрации решили взять за основу то состояние дома, в котором он был на середину XIX века, т.е. в период расцвета усадьбы.
18. Шишки.
19. Обелиск.
20. К сожалению, короеды тоже любят красивые пейзажи и медленно их поедают.
21.
22.
23. Слева управляющий имением – Александр Иванович Чирков. Пока у него нет своего "дома управляющего", но, возможно, скоро он будет.
24. Еще в послереволюционное время был цел павильон-руина, характерная дань романтическим вкусам, парковая постройка белого камня, запечатленная на рисунке, сохранившемся в Тверском музее. Других украшений, вероятно, не было. Парковая затея "турник" - это уже из нашего настоящего.
25. Постройка у пруда советского времени, это баня времен интерната. Как исторический объект не значится, но возводили ее из остатков старого кирпича ограды или других строений и из нового советского кирпича. Ее планируют сломать, а кирпич пустить на дорожки в парке, клейменный кирпич сохранят.
26. Усадебный парк преимущественно еловый.
27. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "некогда у пристани стояла целая флотилия затейливо украшенных лодок..."
28. Парк раньше представлял собой непроходимый лес.
29. С западной стороны вдоль парка большой копаный пруд. Буквально еще пару лет назад он был спущен, а теперь...
30. Алексей Слезкин av_otus и Алексей Яковлев облизываются от увиденного.
31. Трудно представить, что еще 10 лет назад до пожара пациенты интерната жили во флигелях, а центральный корпус использовался под хозяйственные нужды.
32. Перед домом высадили розы (они укрыты на зиму). Кстати, здесь никогда не было фонтана.
33. Парковый фасад дома подобен дворовому, с той только разницей, что вместо четырехколонного портика среднюю часть дома украшает колонная полуротонда, образующая вверху широкую плоскую террасу.
34. Перед садовым фасадом раскинулся широкий луг; за ним прямая еловая аллея, спускающаяся по отлогому склону к речке. Остальные аллеи шли с двух сторон параллельно главной.
35. Не осталось следов от домовой церкви, где ряд икон был написан талантливым дилетантом-любителем кн. А.Б. Куракиным 2-м. Церковь находилась в северо-западном флигеле.
36.
37. На первом этаже, в вестибюле, лежала в палубную раскладку толстая сосновая доска. Проектировщики предложили заменить сосну на дуб, в ту же палубную раскладку и в те же 20 см шириной.
38. В описаниях Греча, кн. Нарышкиной и Голицыной сохранились описания вестибюля. Основное, что там было - картины Причетникова по стенам и пилонам аркад. Именно на картинах и решили сделать основной упор, а не искать абстрактные аналоги сводчатых вестибюлей в Павловске или иных усадьбах..
39.
40. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "Здесь, преимущественно по известным гравюрам, воспроизводящим масляные картины Причетникова, попавшие в Московский Исторический музей, написаны виды Надеждина, вышеупомянутого имения князя Александра Борисовича Куракина в Сердобском уезде, виды Степановского — дом и пристань на пруду с причаленными к ней нарядно украшенными лодками, церковь соседнего села Дорожаева."
41.
42. В документе 1923 г.- ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Д. 44. Л. 126 об. упоминается "гобеленовая" мебель, подаренная Наполеоном князю Куракину.
43.
44. Одна из росписей на тему серии пейзажей Причетникова и Филимонова с видами усадьбы Надеждино чудом сохранилась.
Сравните с картиной ниже...
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
45. В куракинском архиве сохранились ноты, романсы и пьесы, сочиненные князем Куракиным, — никогда не издававшиеся сочинения, оставшиеся поэтому неведомыми историкам русской музыки. Может когда-то мелодия, сочиненная Куракиным, заиграет в этом доме.
46.
47. А.Н. Греч писал в 1920-е годы: "На лестнице, приводящей в верхний этаж, с площадки, расходящейся двумя маршами, валялись камни выброшенной, никому не нужной минералогической коллекции."
48. Потолок над парадной летницей.
49. В 1920-е годы знаменитая мебель из гостиной, крытая французским обюссоном XVIII века, попала в Тверь; картины венецианских перспективистов, передававшие виды волшебно-Зачарованного города лагун со старинными дворцами и церквами, отражающимися в зеркальных водах каналов со скользящими по ним гондолами, с перекинутыми через воду мостами, украшали залы Московского музея изящных искусств.
50. В доме сохранились на момент начала реставрации два вида паркетных досок. На втором этаже Сергей Васильев с проектировщиками разложил по основным заллам именно такой паркет, как и был.
51. Большая часть книг усадебной библиотеки XVIII века была увезена в Тверской музей.
52.
53. Камины, к сожалению, восстановили не все.
54. Оконные рамы все деревянные, а не пластиковые. Они воспроизводят детали родных рам. Копии делали по сохранившимся. Единственно, не стали делать рамы двойными, каковыми они были тогда. Во-первых 85 двойных деревянных оконных рам это - не дешево, да и не практично сейчас в использовании, когда можно использовать стеклопакет. Но сам обрис рам и все внешние детали реально воспроизведены.
55. Антресольный этаж.
56. В остальных комнатах главного дома , где ничего не удалось найти, воспроизводится интерьер по образцу Павловска. Куракины были близки Павлу I.
57. Вид с бельведера.
58. В ближайшее время и этот готический замок будет восстановлен.
59. Хоздвор воспроизводится по одной из картин А.Б. Куракина. Вдалеке деревня Дорожаево, недавно в ней поставлен крест на месте снесенной церкви.
60.
61.
62. Андрей Чекмарев av4, Вадим Разумов в гостях у Сергея Васильева.
Это была первая экскурсия в Волосово, организованная совместно с "Неизвестной Провинцией", главными гидами которой были Андрей Чекмарев и Алексей Слезкин "ОИРУ".
Старые фотографии
Из фотографий интерьеров сохранились, к сожалению, только две. С этой фотографии, со слов Сергея Васильева скопировали квадратную люстру.
В журнале "Столица и Усадьба", №9 была размещена статья про Степановское-Волосово.
Фотография Рудченко В.М. из книги А.Н. Греча "Венок Усадьбам", издание 1994 года
2003 г. за два года до пожара, отсюда.
2010 г. Фотография Сергея Васильева, отсюда.
В лицах
Кн. Куракин Степан Борисович, 1754—1805, сын князя Бориса Александровича от брака с Еленой Степановной Апраксиной. Именно он в своем Степановском (раньше «Волосово»), Зубцовского уезда, Тверской губ., устроил роскошную усадьбу.
Князь БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ КУРАКИН, 1784—1850, сын генерал-прокурора, действительного тайного советника князя Алексея Борисовича от брака с Натальей Ивановной Головиной, крестник Императрицы Екатерины II. В Степановском, невдалеке от дома, «выстроил целый городок с театром, каланчой, обелисками, шлагбаумами, с громкими названиями улиц и проспектов, и поселил в нем дворовых; там были вывески портных, парикмахеров, булочных, разных магазинов и т. п.».
Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi)
(20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург), архитектор и ведутист итальянского происхождения.
Рисунок О. Кипренского и А. Орловского "Кваренги и Томон, 1814 год".
Henri-François Riesener (1767–1828) Б. А. Куракин (конец 1810-х - начало 1820-х). Строитель "готического городка" в Степановском.
Арт
Живописная серия видов усадьбы Степановское, выполненная в 1839-1840-х годах, состоит из восьми картин сравнительно небольшого размера, написанных маслом на холсте или картоне. К сожалению, сведения об авторе картин, князе А.Б.Куракине, довольно скупы. В отличие от своих прославленных предков, известных дипломатов и государственных деятелей, Алексей Борисович II, как он значится в Родословии князей Куракиных, не занимал высоких постов. Его жизнь протекала спокойно и размеренно, сначала в дипломатическом, затем придворном кругу. Эстетическое чувство его выражалось и в других формах: сохранилось много картин его кисти, особенно портретов членов его семейства, также бюст княгини Юлии Федоровны, изваянный из глины».
Художественные дарования князя, помощь, которую он постоянно оказывал русским художникам, были высоко оценены. В 1869 году Академия художеств избрала его своим почетным членом. Картины с видами Степановского написаны летом 1839 года, которое князь Куракин вместе с женой и маленьким сыном проводил в последний раз в поместье отца, готовясь к длительному пребыванию за границей.
А.Б. Куракин. Вид главного дома и городка, выполненный с башни готического замка, 1839-1840 годы.
Куракин А.Б. Вид усадебного дома от главной аллеи, 1839-1840 годы.
Куракин А.Б. Вид усадьбы от дороги и ржаного поля.
Куракин А.Б. Общий вид усадьбы от дороги.
Куракин А.Б. Вид на готический замок.
Куракин А.Б. Вид на Степановское со стороны ржаного поля.
Куракин А.Б. На пруду. Из альбома Сергея Васильева, отсюда.
Волосово, хозяйственный двор. Рисунок из альбома Сергея Васильева, отсюда.
Росписи в вестибюле главного дома в Степановском-Волосово были сделаны по мотивам пейзажей Василия Петровича Причетникова.
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Галерея "Вместилище чувствий нежных". Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино".
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Храм Истины. Из серии "Виды имения князя А.Б. Куракина - Надеждино"
Конец XVIII в. начало XIX в.
Василий Петрович Причетников (1767 -1809). Храм Верности в парке в имении князей Куракиных «Надеждино» Саратовской губернии.
Начало 19 века. Холст, масло. Тверская картинная галерея.
Старые карты
1790 год.
1812 год.
1850 год.
1850 год. В Дорожаево до 1930-х годов сохранялась одностолпная церковь, как писал А.Н. Греч, «куракинского» барокко.
План усадьбы
1890 год.
1938 год. Церковь в Дорожаево еще присутствует на плане.
1982 год
2012 год