Дороги Чукотки
На Чукотке есть только два населённых пункта, в которых дороги без всякой натяжки, кавычек и ухмылок можно назвать "дорогой". Если с первым населённым пунктом всё итак понятно - это столица Чукотки, город Анадырь, то второй населённый пункт это не Билибино и Певек, два следующие по численности города на Чукотке, а всего лишь посёлок городского типа...
Это посёлок Эгвекинот, центр Иультинского района. Почему в Анадыре самая лучшая на Чукотке дорога объяснять не надо, а вот феномен Эгвекинота объяснить сложнее. Но как в случае с капитаном корабля, который несёт за всё ответственность, "ответственность" за отличные дороги несёт глава района. Как это удалось ему и почему не смогли главы в других районах не столь важно, по крайней мере для эгвекинотцев. Главное что дорога отличная!
2. Самые лучшие дороги на Чукотке: г.Анадырь, п. Эгвекинот
3. Федеральная автотрасса А384 Анадырь-Аэропорт (23 км.)
Во всех других населённых пунктах с дорогами значительно хуже. В райцентрах большая часть улиц замощена бетонными плитами, изрядно побитыми временем и транспортом, а в сёлах и вовсе все дороги грунтовые. Незамощённые дороги в населённых пунктах это не только тряска при езде и укороченный срок службы автоагрегатов, но еще и постоянная пыль, которая проникает через открытые форточки в квартиры. В годы плановой экономики проблему решали кардинально - поливали дороги. Нынче денег нет.
Эх, дороги, пыль, да!
4. Дороги в населённых пунктах Чукотки
Урбанизация на Чукотке весьма причудливо отразилась и на строительстве автодорог. Большая часть населённых пунктов оторваны друг от друга, но каждый районный центр имеет одно-два села-спутника, к которым проложена круглогодичная грунтовая дорога. Провидения-Урелики-Новое Чаплино; Лаврентия-Лорино, Певек-Янранай, Билибино-Кепервеем, Беринговский-Алькатваам. Эти дороги мало чем отличаются от дорог в самих населённых пунктах, разве что большей протяжённостью. Протяжённость таких трасс 20-40 км. Для любителей покататься на машине, зачастую это единственный дорожный отрезок, по которому можно ездить без боязни за технику. По крайней мере в летний период.
5. Дороги между посёлками.
Особую категорию дорог представляют дороги горные. Даже те горные дороги, что являются составной частью Иультинской трассы или других постоянно действующих дорог, крайне опасны и требуют высокого профессионализма водителя. Что уж говорить о горных дорогах, которые не нанесены на карты. Крутые подъемы в перевалы, петляние в каньонах горных рек, валуны, курумник, пропасти, вот немногочисленные "сюрпризы" горных трасс.
6. Горные дороги
Полной противоположностью горным дорогам, являются дороги болотные. Иногда болото тянется чуть ли не до самого перевала и вновь начинается сразу за ним. Это самые распространённые дороги на Чукотке. Это "вездеходка". Уверенно ездить по таким дорогам можно только на вездеходах. Но если "партия скажет нужно", в путь отправляются и автомобили: "Уралы", "Камазы", "ЗИЛы". Не приведи господь, ковыряться в этой болотно-взякой мачмале, когда твоя техника засела по самые мосты. Тут ведь лопата уже не спасёт. Тут нужно призывать всех богов и чертей и надеяться, что второй транспорт тебя вытаскивающий, на засосёт в такую же трясину.
Вездеходки - это настоящая благодать для пешехода. Нет, идти по ним отнюдь не приятно. Чваканье по болотной жиже в окружении гнуса трудно назвать мечтой туриста-пешехода, но это всё же в разы лучше чем идти по тундровой кочке. Да к тому же вездеходка это не просто дорога, но и направление для движения.
7. Вездеходные
Есть еще один тип дорог, который нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных. Вроде не болото, но и не грунт, ехать можно, но в определённое время года. Поэтому назову их просто, другие дороги.
8. Другие дороги
9.
И в завершении небольшого анонса дорог Чукотки приведу карту сети автомобильных дорог. Зелённым цветом обозначены зимники, Красным цветом - грунтовые дороги, фиолетовым - автозимники с продлённым сроком эксплуатации.
Источник: basov-chukotka.livejournal.com