Петрозаводский вокзал и окрестности
Будучи в Петрозаводске на прошлой неделе, очень повезло попасть на отличную морозную зимнюю погоду. Даже сейчас с удовольствием вспоминаю, как под ногами скрипел снег и какой шикарный был закат. А то нас тут совсем обделили зимой и стоит сплошная гнилая слякоть и плюс.
Так вот, во время пребывания ещё и душевно поснимал вокзал и привокзальности. Поэтому этот пост предназначается любителям архитектурных железнодорожностей - ибо по прихотливому велению исторического случая столица Карело-Финской ССР в 1955-м получила красивейший вокзал индивидуального проекта, согласно своему статусу. Всего через полгода грянул гром хрущёвского постановления "об архитектурных излишествах", а ещё через год, в июле 1956-го, Петрозаводск ещё и лишился статуса столицы ССР, став просто административной столицей российской автономии.
Но красавец-вокзал к этому моменту уже стоял! :)
Так давайте же по нему походим не спеша и посмотрим. Что там интересненького?
2015. Петрозаводск-Пасс. февральским зимним вечером
2. Поскольку ночевали мы в завокзальном районе, с утра пошли к вокзалу с противоположной стороны. К нему вела пешеходная тропинка напрямую. Как видите, Петрозаводск к озеру спускается уступами: тут заметно выше, чем на месте вокзала, привокзальная площадь ещё ниже, а затем центральная улица и ещё спускается к уровню Онеги.
3. Виадук через пути. Сейчас по нему и пойдём.
4. Вид с виадука. Внизу на первом пути виднеется московский поезд, прибывший сюда утром.
4а. Пройдём ещё немного. И вот отличный вид, откуда вокзал открывается во всём своём великолепии!
5. Привокзальная площадь - ещё на один этаж ниже путей, поэтому и сам вокзал спроектирован особенно. Со стороны площади он смотрится намного мощнее и выше (см. фото 22).
6. Вокзал был построен в марте 1955 г. (арх. В. П. Ципулин) по индивидуальному проекту. Раньше главный вокзал находился совсем в другом месте, в 2 км отсюда, но после войны (старый вокзал сгорел в ходе военных действий) решили ничего не восстанавливать. Перенесли вокзал в центр и после этого изменилась сама базовая планировка города.
С 1916 года городской вокзал располагался в районе современного Первомайского проспекта, в двух километрах от центра города. В 1946 году, когда закончилась оккупация города, Петрозаводск представлял собой руины. В это время появилась хорошая возможность переписать архитектурную историю города. С идеей переноса вокзала к центру города выступил архитектор Дмитрий Масленников, возглавлявший в те годы Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР. В 1946 году правительство республики утвердило новый генеральный план. Вскоре начались работы по переносу и переустройству путей, снос складов, которые находились на месте нового вокзала. В 1955 году был построен вокзал, автором которого стал ленинградский архитектор В. Ципулин.
Рельеф потребовал оригинального авторского решения, именно поэтому вокзал имеет свой неповторимый фасад как с перрона, так и с привокзальной площади. Мало кто из горожан знает, что шпиль, венчающий здание вокзала, мог попросту не появиться. Во времена Никиты Хрущева реформы, в частности борьба с излишествами, затронули и архитектуру. Шпиль как раз и стал этим излишеством, но, к счастью петрозаводчан, он к тому времени был уже изготовлен, и в конечном итоге его было решено установить. В итоге привокзальная площадь и главенствующее на ней здание вокзала существенно изменили планировку города и придали проспекту, связывающему новую площадь с Онежским озером, важную градостроительную роль.
(отседова)
6а. Круглый бельведер, который и венчает 17-метровый шпиль.
7. Названий у станции два - карельское справа и русское слева.
8. Решили заняться раздельным сбором мусора? :)
9. Ну что же, давайте зайдём внутрь. Там ещё красивей, чем снаружи!
На этом фото как раз и виден наглядно перепад высот с привокзальной площадью. Внизу - уровень площади, напротив (где колонны) - уровень путей.
10. Центральный зал вообще потрясающе оформлен. Можно просто ходить и любоваться деталями.
11. Плафон под бельведером. Это композиционный центр всего пространства.
12. Как раз над ним и расположен шпиль.
13. Можно пройти по балкону над выходом в город и посмотреть на площадь со второго этажа.
14. Красота! Всё-таки сталинский ампир - это наивысшая точка истории всей советской архитектуры.
15. Вид на центральный зал.
16. Сбоку - зал ожидания. В другом крыле пока идёт ремонт.
17. Люстры в зале ожидания.
18. Теперь выйдем наружу, посмотрим ж/д окрестности. Справа - кассовый зал, он находится отдельно от вокзала.
19. Тупик для отстоя.
20. Вид в сторону Кандалакши и Мурманска (северная горловина станции).
21. Взгляд на здание вокзала против яркого солнца (оно за ёлкой спряталось). Отсюда отлично видно, что здание спланировано "уступом".
22. Вид с привокзальной площади, конечно, помощней.
23. Теперь подойдём к вокзалу с другой, южной стороны. Идём со стороны ул. Гоголя, вид с закрытого автомобильного моста. Мы подошли как раз в такой момент, когда прибывала мурманская "Арктика" №16. Удачно. Шпиль виден издалека, это несомненная доминанта окрестностей.
24. Южная горловина станции.
25. Спустились кое-как со склона от автомоста, сьехав по снегу вниз. Перешли пути, теперь идём к вокзалу по тропке справа, весело хрустя снежком. И вокзал виден, и паровоз. Свет просто идеален!
26. Нумерация по Кировской (Мурманской) дороге исторически идёт от Питера-Ленинграда. Километровый знак 402/403.
27. Вид в сторону Питера и Свири. Вдалеке виден и закрытый мост, с которого мы только что снимали.
28. Паровоз, девушка, рельсы, фактурный закат, морозец... что ещё надо для кайфа? :)
29. Табличка на мемориальном паровозе.
30. На первом пути сейчас как раз стоит "Арктика". У неё тут большая стоянка, минут 45.
31. Пассажиры "Арктики". Ну и провожающие, конечно :) Обнимашки-разговорчики.
32. А в тупик отстоя поставили ещё и мотрису АЧ2. Утром её не было.
33. К "Арктике" уже подали локомотив, переменник ЭП1. Флакельф ходил вокруг, как кот у плошки сметаны, с восторгом смотрел и снимал, а мне этот пепелац привычен - в Хабаровске в конце 90-х их уже было в количестве, я насмотрелся. Но всё равно вид хорош. Ещё 7 минут - и поезд уйдёт бескрайними просторами Карелии к Северному Полярному кругу.
Источник: periskop.livejournal.com