USD: 94.3242

Часть 7

День одиннадцатый. 3 марта

Как нас хотели сожрать

До девяти утра мы спали, потом до полудня бездельничали, практически не высовывая нос из палатки. Завтракали, пили чай, потом готовили обед…

1.  Утро

Буря, мучавшая нас весь вчерашний день, утихла, в горах установилась тихая, солнечная погода, но внизу в долине почему-то было пасмурно.

Пора было возвращаться. Мы скрутили палатку, собрали рюкзаки и в 13:40 двинулись в обратный путь. Отойдя чуть больше 50 метров от места ночевки, за первым же уступом мы наткнулись на огромные отпечатки кошачьих лап на снегу.

Следы были очень свежие, не замерзшие, их цепочка свидетельствовала о том, что большой зверь приходил снизу. Он целенаправленно двигался за добычей по нашей почти уже исчезнувшей тропе, но когда оказался совсем близко, увидел палатку и поймал запах, то решил, что с нами лучше не связываться, развернулся и так же спокойно ушел.

Мы внимательно разглядели звериные следы, сравнили их размер с отпечатками своих ботинок на снегу. Такие кошачьи лапы могли принадлежать только снежному барсу! – Я так решил, и в этом не сомневался. Это очень редкий зверь, известно, что он встречается на севере Забайкалья. Белого пятнистого хищника все мечтают увидеть, но мало даже таких людей, кому доводилось встречать его следы. Я жутко возбудился: «За нами охотился снежный барс! Жаль, что не набросился на нас, спящих… Нам не повезло, что ушел…, вот если бы он всех сожрал, тогда было бы что рассказать о походе!».
    Километра полтора мы шли по следу зверя, он в точности совпадал с нашим курсом. Кошка преследует нас не первый день – подумал я, – наверняка она уже отыскала закладку, которую мы оставили неделю назад на берегу Бамбуйки, и слопала все продукты. Но в тайнике еще были сложены некоторые вещи, и среди них мои туристические ботинки из натуральной кожи. Зверюга их тоже изгрызла, – я был в этом почти уверен! – Черт с ней, с едой, с голоду мы не пропадем, а вот ботинки жалко. Отличные были ботинки, с вибрамовской подошвой. Куплены больше десяти лет назад, а все, как новые. Ну или почти как…

6. 2005-й год, после восхождения на пик БАМ

Есть такие вещи, которым сносу нет. Где они только не побывали! И на Хамар-Дабан в лыжный поход зимой я в них ходил, и весной за подснежниками, и по Кодару летом, и картошку осенью копать, и в магазин за хлебом круглый год… Я их пять раз в сапожку таскал чинить, отклеившуюся подошву на место приделывать. Не единожды намеревался выбросить это старье, но не поднялась рука, – очень качественно сшиты, такие удобные, и прочные, и мозолей не натирают, и запах в них не заводятся, и на вид хороши, а чем старше становятся, тем красивее делаются, прямо, как их хозяин! … Но на сей раз в последний путь, однако, ботиночки мои сходили, погибли, наверное, в зубах снежного барса. Достойный финал. Лучше, чем бы я их на мусор унес.
    Вот так я шел, и мысленно прощался со своей любимой обувью. След зверя тем временем отклонился в сторону, на правый борт долины, а мы свернули налево, и спустились нижнему большому озеру. В начале четвертого часа дня мы были уже на границе леса, забрали оставленные там лыжи, и ушли на них вниз по ручью.

По Бамбуйке не то что на лыжах, но даже просто в ботинках шагать было затруднительно. Все русло оказалось залито свежей, очень скользкой наледью. Я решил идти дальше в кошках. Местами поверх льда растеклась вода, и кое где собрались огромные лужи. Погода стояла пасмурная, время от времени из туч сыпался мелкий снежок.

10.

11.

12.

13.

14.

В 18:40 пришли на лагерь вблизи устья руч. Мшистого и остановились на ночлег. Это 4-й по счету наш кэмп от начала похода. Вниз мы движемся вдвое быстрее.

День двенадцатый. 4 марта

Вниз по Бамбукою

По данным метеопоста Ую, прошедшей ночью температура в районе опускалась до минус 31 градуса, то есть не сказать, что было очень холодно. Но к утру мы замерзли, видимо за время похода спальники постепенно набрали влагу и теперь хуже удерживали сохраняли тепло, а высушить их не было возможности.

15.

Встали в 7:30, вышли в 10:20.
    Весь день спускались вниз по реке. Над головами у нас солнце, а позади за спиной, в горах вновь метель, низкие тучи цепляются за вершины. Отголоски этого ненастья долетают и сюда, в долину в виде сильного ветра и снежных зарядов.

16.

Нашли таки охотничье зимовье, очень маленькое и хорошо укрытое от глаз на правом берегу Бамбуйки. Случайно обнаружили, раскусили его по автомобильным следам, которые шли снизу и вдруг резко кончились в этом месте.

17.

День вышел утомительным. Парни шагали в голых ботинках, всю дорогу поскальзывались и замучались волочить рюкзаки, привязанные на лыжи, те часто переворачивались, падали в мокрую наледь или тормозили. А я надел кошки, а рюкзак нес на спине. Тоже сильно устал и от того, и от другого, но зато ступал твердым шагом и не разбирая луж.

Прошли наш 3-й кэмп, вытащили закладку с продуктами и оставленные вещи. Зверь сюда не наведывался, так что мои ботинки сохранились в целости.
Ночевать на этом месте не стали, а прошли еще два километра вниз по реке, и в 18 часов затаборились на правом берегу.
    Через спутник Серега позвонил в Читу водителю Косте, сказал, что можно за нами выезжать, все у нас по плану, и 6 марта, к обеду мы выйдем к тому же месту, откуда стартовали.

18.

Погода к вечеру испортилась и в долине. Небо совсем захмурилось, задул сильный ветер со стороны гор. Качаются и гнутся верхушки деревьев. Мы поставили палатку и спрятались внутри. Сняв с себя лишь лыжи кошки и ботинки, теснимся вокруг газовой горелки, на которой варится рис с мясом.... И нам осталось всего полтора дня пути. При таком благоприятном стечении обстоятельств самое правильное – не экономить спирт, и мы развели его целую кружку. Тем более, что нужно подлечить здоровье: у Рома простуда, а у меня на лице проросла целая «грядка» свежих чирьеподобных зародышей, что меня тревожит, но не так уж сильно, потому что счастье (финиш) уже не за горами.

День тринадцатый. 5 марта.

День рождения

Ровно в 7 утра Серега, Андрей и я дружно заорали: «Хэппи бёздэй, Роман, хэппи бёздэй ту ю!!!». Мы об этом договорились с вечера. Сегодня у Ромы день рождения, 33 года. И мы вручили нашему другу небольшие, очень полезные подарки, которые приготовили еще до начала похода.
Рома был очень растроган:
    – Надо же, не ожидал…. Я думал, проснусь утром, ничего не буду говорить весь день, а вечером сообщу: «А у меня сегодня день рождения, между прочим, давайте, выпьем»….
    Вечером мы обязательно отпразднуем, а пока что нас ждут 15-18 километров вниз по Бамбуйке.

Покинули лагерь в 10:20. Первую ходку прошли пешком, на дальше понадобились лыжи, особенно когда, срезая большие речные излучины, шли напрямик через лес.

19.

20.

В 14:20 сделали большой привал с обедом. Достали из рюкзаков и развесили на кустах свои спальные мешки. Сегодня первый такой солнечный день, когда можно просушить сырые вещи. И совсем нет ветра.

21.

У нас на пути осталась еще одна закладка с продуктами на выход, и в ней самым ценным предметом  была бутылка водки. Через несколько часов она нам сильно пригодилась.

В 18:30 мы уже почти готовы были к застолью. Горел костер и варился ужин. Однако, как только зашло солнце, резко похолодало, и мы забрались с котелком в палатку.
    Мы разложили еду по мискам, разлили водку по кружкам, и можно сказать, что с этого момента праздник и начался. Серега произнес тост…
    Тридцать третий Ромин день рождения запомнится на всю жизнь не только самому имениннику. Подперев голову рукой, мы полулежа слушали музыку из плейера, пытались разговаривать и поздравлять нашего друга. Но выглядело все это довольно уныло. Во-первых, было страшно холодно. За все предыдущие дни еще не было случая, чтобы мы нас так колотило внутри палатки. А тут мы на полную мощность зажгли горелку, сидели в шапках и перчатках, выпивали, и все равно не могли согреться. Во-вторых, всех, включая именинника, сильно тянуло в сон. Глаза сами собой закрывались, и периодически требовалась встряска: «Ну, может быть тогда, еще по-чуть-чуть!?...И сала по кусочку…».
    В конце концов усталость переборола веселье, мы тихо, по-английски разошлись по своим спальным мешкам. Я уснул мгновенно….

День четырнадцатый. 6 марта

Последний пеший день. Возвращение

Ночь была невероятно холодной, а утро вообще сверхъестественно лютым. Не знаю, сколько было градусов, но если бы оставалась водка, она бы точно окаменела. Я едва развел костер. Такое впечатление, что спички просто отказывались гореть на морозе.

Вышли в 10:30. Погода ясная и тихая.

22.

Шли кто в лыжах, кто пешком, но даже в лыжах я ухитрился провалиться в пустолед на самом последнем участке перед выходом в автозимнику.

23.

24. Видим автозимник

В 14:30 мы вышли на дорогу, Костя уже поджидал нас, варил чай на костре.

Костя отправляясь за нами тоже помнил про Ромин день рождения, и привез ему торт. И водка, естественно, была у него припасена. Так что второй день праздника получился намного веселее вчерашних именин.

25.

26. Торт для Ромы

В отражении стекла УАЗа я смог, наконец, посмотреть на свои болячки, и не обрадовался увиденному. Лицо сильно опухло, и на нем было много воспаленных вздутий. С такими симптомами впору хоть в лепрозорий записываться. И страшно показываться родным. Но оставалась надежда, что пока едем до города, мой фейс улучшится.

27. Это я

28. Это Рома

29. Андрюха Шаман

30. Серега – Директор Походов. Похоже, совсем не утомился

31. А вот и Костя Чумаков, бессменный наш водитель в течение уже многих лет

В этот день к вечеру мы добрались до Францевского источника.

32. Добирались до темна…

На этот раз дом на Горячем был свободен, и мы расположились в нем полновластными хозяевами. Натопили печь, отмокли, отмылись в горячем ручье. … И уселись за стол.

33.

День пятнадцатый. 7 марта

34. Утро на Горячем

На Горячем мы долго не задерживались, но и сильно не торопились его покинуть. Как можно лишить себя такой радости и красоты….

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Отдохнувшие, расслабленные и слегка разморенные горячими ваннами, с чувством выполненного долга мы отправились в Читу. Можно было бы закончить эту историю фразой: «Домой я ехал в отличном настроении», но такая концовка уже встречалась в одном из старых моих рассказов ☺.

Весь день мы ехали, и ничего особенного не произошло. Ну разве что неожиданная в такой глуши встреча с дельтапланеристом, которого издали мы приняли за огромную птицу, севшую на дорогу.

43.

44.

Уже ближе к ночи мы добрались до города, и Костя развез нас по домам.
    Мое лицо к вечеру приняло сравнительно человеческий вид, огромные прыщи подсохли, покрылись коростами. Наверное, сероводородные ванны способствовали заживлению. Но все равно при встрече семья была слегка ошарашена моим видом.
    – Что, не нравлюсь? Не красивый? Не видела раньше, за кого замуж выходила? – Нахмурился я.
    – Но я же тебе всегда говорила, что тебя вовсе не это украшает…, – улыбнулась Надя.

Завершился маленький фрагмент жизни…, иногда вспоминаешь его, как абстрактный приключенческий кинофильм, хотя сам был участником…
Видео фильм о походе на Акулий Плавник, кстати, на самом деле у нас есть. Вот он:

Послесловие

Вернувшись из похода, я пробыл дома лишь сутки, и снова уехал из Читы. Отправился на Байкал, фотографировать весенний лед. Вечером приехал в Иркутск и остановился в дешевой гостинице на автовокзале, чтобы утром сесть на автобус до Ольхона. Ну, короче, оставил вещи в номере, и пошел чего-нибудь поесть в кафе этажом ниже. Посмотрел время, - успеваю, до закрытия еще пол часа. Хозяева столовой встретили меня без радушия. Смуглый небритый кавказец окинул меня с ног до головы, задержал взгляд на моих дорогих кожаных ботинках (тех самых), на моем лице, покрытом коростами (теми самыми), и грубо спросил:
    - Что тибе нада!?
    - Поужинать хочу.
    - Ми уже закриты! – Отрезал хозяин, – и встал на моем пути.
    - Но еще ведь только половина восьмого, – сказал я.
    - Закрито, - повторил кавказец.

В эту минуту какая-то пара заглянула  в кафе
    – Проходите, добро пожалуйтэ! У нас все вкусно есть! – Радостно пригласил их хозяин.

Я возмутился, почему их пустили, а меня нет.
    – Ладно, и ты заходи, – неохотно смиловистился столовский владелец.

Пока я ужинал, работники столовки, видимо, рассмотрели меня и догадались, что я все-таки не бомж. Тем более, что я даже пиво не взял. … И когда через три дня, уже с нормальным лицом я возвращался назад, и вновь пришел на ужин в этот же буфет, тот же кавказец встретил меня, как земляка:
    – А-а, это ты, друг!!!! Заходи, дарагой, опять пакущай!
    Зачем я про это рассказал? Какую собирался мысль подвести? Да никакую. Просто хотел сказать, что любые мозоли заживают, коросты отваливаются, чувствительность обмороженных пальцев восстанавливается, и вообще все плохое обычно проходит. А вот острые впечатления, яркие пережитые эмоции – это остается с тобой на всю жизнь.

Источник: lesnyanskiy.livejournal.com
Также в рубрике
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
Туроператоры назвали Камчатку и Курилы самыми дорогими регионами для отдыха
Комментариев нет. Станьте первым!