USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Призрачная Колыма

Колыма известна не только своими богатами золотыми приисками, но и оловянными разработками. Кассетерит начали добывать еще в 30х годах, когда поняли что с Англии возить не выгодно, а в Магаданской области есть большие залежи кассетерита и высоким содержанием олова.

Рудник им Сергея Лазо и Фабрику Чапаева были открыты 1 января 1940 года. На месте у притоки реки Сеймчан была построена фабрика. Там же был и прииск, но ему не суждено было начать свою работу.

Мы отправились на поиски фабрики имени Лазо в дождливую погоду на старом и верном друге. Вместе с отцом преодолели путь более 1300 км по колымским трассам.



На выезде из Семчана стоит поклонный крест. В этих местах изветно о четырех лагерных пунктах, в которых жили и трудились заключенные. Часть из них занималась заготовкой леса, часть строительством дорог, и большинство -- добычей олова.



Больше чем за полвека дорога сохранилась вполне пристойно. Удивляет количество бетонных мостов через мелкие речушки.



А вот и первый провал. Мост смыло в паводок и восстанавливать его конечно никто уже не будет. Ищем объезд. Задача усложняется тем, что несколько дней идущие дожди размыли грунт. Сперва чуть не увязли. Но чуть дальше нашли проезд, которым пользуются местные.



Пейзаж унылен до безобразия. Когда-то здесь росли большие деревья. Но заключенные вырезали их для строительства бараков, отопления поселка и постройки фабрик.



Здесь, друзья, я могу вас ввести в некоторое заблуждение, потому что информация уточняется. В связи со многими переименованиями и согласно старым картам. Рудник Лазо находился правее и выше. Мы туда не смогли проехать, потому что тонкий старый мост просто обвалился, а рисковать одной машиной почти в 60км от ближайшего населенного пункта без сотовой связи весьма рискованно. Вторая дорога шла прямо и упиралась вот в этот обрыв.



Даже при большом желании объезда нет.



Вспомнили про еще один поворот на лево чуть раньше и вернулись к нему.



Сопку облюбовали геологи в поисках жилы



Пройдя два брода, выехали скорее на тропу, чем на дорогу, которая скоро уперлась в речку. Разумеется моста нет, в дожди сделали реку очень полноводной. Во многих источниках встречал похожие снимки с описанием, что именно здесь был рудник Лазо. Однако нет. Судя по записям, источникам, хроникам и воспоминаниям заключенных. Перед нами предстала обогатительная фабрика имени Чапаева. Она была построена недалеко от одноименного рудника и должна была разгрузить Лазо, где не справлялись с объемом перерабатываемой породы.



Из воспоминаний з\к Шевякова: В тридцатых годах в стране олова добывалось очень мало, за золото его ввозили из Англии. А тут на Колыме нашли большие залежи касситерита. Геологи дали заключение, что в руде содержится от б до 42 процентов олова, в то время как в Англии самыми высшими показателями были всего от двух до трех процентов содержания. На основе такой базы и начали срочно строить обогатительную фабрику. Кроме «Лазо», уже действовал прииск «3-я пятилетка» и намечалось строительство рудника им. Чапаева. Был в Юго-Западном горнопромышленном управлении еще и рудник «Каньон», в 40—45 километрах от нашей фабрики. Там уже вовсю добывали касситерит. Никто оттуда не возвращался живым, умирали как мухи. Этим рудником нас часто пугали.

Дорогу на Каньон видно. Она идет прямо вдоль фабрики.



Из воспоминаний з\к Багирова: "Проехав несколько суток, ночью миновали огни поселка Сеймчан, проехав прииск "Пятилетка" и рудник "Лазо", к утру прибыли к месту назначения. Конвоиры открыли задний борт полуторки, мы увидели лагерную зону. Это был лагерь с населением много тысячи человек. Расположен он был на среднем течении реки Сеймчан. Вдоль ее долины раскинули палатки. Места здесь болотистые, вокруг сопки, серые, черные и зеленые, но еще покрытые снегом. На правом берегу реки крутой обрыв, здесь глубокий распадок с хорошим строевым лесом. Распадок тянулся далеко в тайгу, постепенно возвышаясь, и заканчивался на седловине двух сопок. Эта долина только что получила название имени Чапаева. Сюда нас привели, строить крупную горно-обогатительную фабрику по мощности, как заявляли тогда нам, первую в Европе и вторую в мире.



Для того чтобы с левого берега пройти на правый, где начинается распадок и строительство фабрики, надо было по льду над рекой пройти более ста метров. Это сегодня, когда ледяная корка, а что будет завтра, когда вскроется река Сеймчан? Значит, в первую очередь нам предстоит построить мост, пока держатся морозы и лед на реке. Иначе, проезд автотранспорта и людей после вскрытия реки, которое ждали в ближайшие два месяца, будет невозможен. Так и велели, с ходу приступить к этому делу не дав отдыха, после описанного выше длинного пути. Заключенных согнали сюда со всех уголков Колымы. Среди них я встретил товарищей, с которыми мы распрощались в транзитном лагере в Магадане и с теми, которые разъехались по другим лагерям Колымы. Подготовка к строительству обогатительной фабрики шло усиленно. Было пригнано большое количество автомашин, несколько тракторов и передвижная электростанция. День и ночь шли взрывные работы для котлован, строительных объектов и для сооружения моста через реку. Стояли еще морозы и снега было в обилии.




Строительством руководил Акимов Павел Петрович, а главным инженером был Лашков Владимир Владимирович. Двое молодых ребят Николай Обеганский и Михаил Акимов являлись прорабами строительства, с которым нам пришлось долго здесь трудиться.

Лес решал судьбу строительства, поэтому много зеков было согнано на лесозаготовку, расположенную в 12 км в верховьях Сеймчана. Прорабом лесозаготовки был Внуков Иван Иванович. Огромным лагерным хозяйством Юго-Западного горнопромышленного Управления Дальстроя, куда входило и строительство фабрики, вначале руководил Азрэил Карп Маркович, а после него более длительное время Груша Михаил Васильевич. Оба были инженерами, неплохо ориентировались в тогдашней сложной обстановке, проявляли человеческое отношение к трудягам, в меру своих возможностей. Нам повезло, что прибывших заключенных, ранее работавших в сфере экономики и финансов, в том числе и меня, направили экономистами на прорабские участки, а инженеров и техников, на технические участки стройки. Туго приходилось политзекам бывшим партийным работникам, юристам, педагогам, журналистам, военным. Они попадали на более тяжелые, производственные участки". 



Вокруг фабрики можно найти и блоки и колеса от тачек з\к



Крюки и другие приспособления для работы.



Гвоздь, который был судя по всему выкован здесь же в кузнице.



Не знаю что это, но очень похоже на маленькую юлу.



В 1951 году фабрика имени Чапаева была переведена в состав рудника «Бутугычаг», и вскоре закрыта.



Так же в этом районе находились:
Юрты,
3-е прорабство
Фабрика №2
3-я пятилетка
Рубдник имени Лазо
Собственно сама фабрика Чапаева
15-я фабрика
Дальше километров через 40 Каньон и Старый Каньон.



До прорабства, второй фабрики, юрт и третьего прорабства дорог нет. То есть совсем. Мы очень снимательно пытались найти свороты с основной дороги и хоть какие-то тропы. Но все тщетно. Как будто ничего и не было. Все старательно сравняли с землей трактором, выросла уже много раз новая трава и даже окрепли небольшие деревья.



Надеюсь в следующей экспедиции мы доберемся до рудника имени Сергея Лазо, расскажем его историю и покажем фотографии.



Путешествуйте вместе с нами. Смотрите другие посты проекта Призрачная Колыма.



Открыта запись для желающих отправится в один или несколько пунктов Призрачной Колымы.
Сейчас формируются группы на вторую половину июля - первую декаду сентября 2014 года.
Если вы всерьез собрались посетить Магадан и побывать в легендарных местах, пишите на travel@alkrylov.ru и я отвечу на ваши вопросы.

Источник: alkrylov.livejournal.com

Также в рубрике
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Туроператоры назвали Камчатку и Курилы самыми дорогими регионами для отдыха
 0
Комментариев нет. Станьте первым!