USD:
EUR:

Традиционная чеченская свадьба в Грозном

Фото: Саид Царнаев

Но прежде всего к этому мероприятию чеченцы подходят с большой ответственностью, так как свадьба для любого чеченца - это продолжение рода.

Чеченская свадьба - это четкие и строго обозначенные по шариату и адату действия семей жениха и невесты. Естественно, любая свадьба начинается со знакомства.

Выбор невесты - дело очень не простое и ему уделяется большое внимание. По обычаю не позволено жениться на женщинах с фамилиями отца и матери, бабушки отца и бабушки матери до трех поколений включительно.

На снимке: дети разбрасывают лепестки роз во время свадебной церемонии в городе Грозном.

Чеченцы к созданию новой семьи и своего собственного очага подходят очень серьезно. Свадьба в чеченской семье не просто великий праздник, радость для молодоженов и всех родственников.

Парень с девушкой на свидании не появляются открыто. Обычно свидание проходит там, где их не смогут увидеть родственники (из уважения к старшим не принято показываться с парнем или девушкой), парень приходит на свидание к дому девушки, но сам ее не зовет, а подсылает соседскую девушку, или какого-нибудь ребенка, чтобы тот передал послание. Девушка выходит на свидание и после серии успешных встреч, когда парень и девушка изъявляют желание связать свою жизнь друг с другом, парень просит у девушки «залог» верности. Это обычно бывает кольцо или платок, что означает - девушка выйдет только за него.

Затем пара договаривается о дне свадьбы. После этого парень обговаривает это со своими родными в частности с матерью или родной сестрой (говорить на эту тему с отцом или старшими представителями семьи по чеченским обычаям считается крайнее неприлично).

Потом в дом будущей невесты идет делегация из родственников будущего жениха. Родственники жениха рассказывают второй стороне о планах парочки. Называют дату, указанную ими, обмениваются любезностями и уходят. Братья девушки в разговор отца и сватов не вступают, они стоят рядом и внимательно слушают беседу старших.

На снимке: родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

День свадьбы

Наступает день свадьбы. Забегая вперед стоить отметить, что родственники невесты в праздновании свадьбы не участвуют кроме тех женщин (одной или двух), которые приезжают в машине невесты рядом с ней.

В день свадьбы все бывают страшно наряженными. Главный организатор всего действия обычно мужчина со стороны отца жениха. Сам отец обычно этим не занимается, но если что-то решит, то тут уж никто не спорит. Действует строгое разделение труда. Организация столов за женским коллективом.

Вопросы «урегулирования» со стороной невесты лежит на представителе духовенства вместе со старейшинами. К дому невесты выезжает в первую очередь делегация с муллой. Старики начинают свои разговоры в отдельной комнате. Сразу переходить к делу нельзя. Сначала обмен любезностями: - как поживаете? - Спасибо, неплохо, как вы? - Спасибо вам, хорошо. Все живы-здоровы? - О да, двигаются потихоньку. У вас? - Так же. Спасибо.

Потом переход к разговорам о духовном. Все важные церемонии без этого никогда не обходятся, так как это является важным их элементом. После разговоров о духовном, переходят к самой сути визита, которая решается только в соответствии с духовными устоями.

На снимке: невеста во время предсвадебных приготовлений в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

За девушку дают выкуп. Обычно сумма такого выкупа определяется муллой той или иной общины. Но представители жениха могут дать сумму и больше, дабы подчеркнуть всю важность и искренность своего визита, а также желание скрепить отношение семей брачными узами молодых. Зачастую «урду» ( выкуп, или другими словами, калым) воспринимается у западных народов неправильно. Для них это как бы плата, или цена за невесту. Сравнивают это с покупкой в магазине. Это неправильно. Дело в том, что в Исламе женщина высоко почитается. Отдавая калым, мужчина чувствует, что не получил женщину просто так в свое распоряжение. Он несет утрату средств, но взамен получает спутника жизни. Этот психологический шаг доказывает человеку, что в мире есть вещи важнее денег. Отдавая за невесту выкуп, люди доказывают, что не оставляют у себя каких-то ценностей, а готовы отдать эти ценности за невесту.

После завершения всех церемоний, старики передают калым родственникам невесты. Впоследствии, как правило, эта сумма денег передается самой невесте, чтобы она сама по собственному желанию могла ими распорядиться.

На снимке: невеста плачет во время предсвадебных приготовлений в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

Далее идут приготовления. Невеста готовит чемоданы, свадебные наряды. Первым делом, конечно же, свадебное платье, ну и еще, что не менее важно, платье на второй день, которое не должно быть белым, а просто должно быть нарядным, красивым.

Парень поисками нарядов не страдает. Его родители готовятся к встрече кучи родственников. Всех надо накормить, так что ко дню свадьбы готовят разные вкусности.

На снимке: невеста держит на руках ребенка в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

Когда невеста практически готова, ее ждет важная церемония. Вместе с ней в комнате остаются две женщины, - свидетельницы. Приходит мулла, который согласно всем законам Ислама и нормам Шариата, проводит церемонию. До этого, надо отметить, мулла удостоверяется, что мужчины из семьи невесты (отец, если его нет, то братья, если же братья несовершеннолетние, - то брат отца, в любом случае - мужчина со стороны отца) не против выдать ее замуж.

После этого, мулла отправляется к невесте, где так же присутствуют в качестве свидетелей две женщины, взрослые и замужние. В их присутствии мулла задает девушке вопросы, далее просит ее читать за ним суры из Корана и свидетельства о решении связывания уз. Все это в соответствии с четко обозначенными требованиями Ислама.

На снимке: мулла беседует с невестой в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

После этого мулле остается еще одна, последняя миссия - та же самая процедура, но только с женихом. Это делается по возможности сразу же, до тех пор, пока невеста не перешагнула порог дома жениха.

На снимке: мама невесты помогает дочери подготовиться к предстаящей в городе Грозном свадебной церемонии.

Таким же образом мулла проводит такую же процедуру и с женихом при двух свидетелях мужчин. Обычно это бывают друзья жениха. После этого считается, что молодые женаты!

На снимке: сестра жениха, невеста и близкий друг жениха (слева направо) в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

Свадебный кортеж!

В машине невесты, на переднем сиденье обычно сидит брат жениха. Если родного брата у жениха нет, то вместо него - двоюродный брат со стороны отца. Ему поручается ответственная миссия - выводить невесту из дома.

Когда уже родственники невесты дают знать, что у них все готово, он направляется в дом забрать невесту. И в этот момент, прежде чем вывести свою будущю невестку, брат жениха дает сестре девушки одну купюру, которая на данный момент является купюрой самого большего достоинства. К примеру, сегодня это пятитысячная купюра. Бывает, что расплачиваются и валютой, сотней или двумя долларами или евро. В зависимости от зажиточности семьи.

Вся дорога от дома невесты до дома жениха - это сплошная гонка. Или даже гонки на выживание. Дело в том, что в древности, когда машины еще не были придуманы, все это делалось на лошадях, и молодые джигиты устраивали настоящие конные состязания по пути домой. Сегодня это заменили автомобили. Каждый водитель старается занять самое престижное место - за машиной с невестой. Нередко такие гонки заканчиваются трагедией. Тут надо отметить, что виновниками таких трагедий бывают или изрядно подвыпившие парни за рулем машин, или простые неопытные юнцы, севшие за руль. Конечно, такие случаи очень огорчают родственников жениха, так как они потом часто испытывают чувство вины за происшедшее. Поэтому, чтобы такое не происходило, брат жениха, который сидит рядом с водителем свадебной машины советует ему сбавить скорость. Вместе с ними сбавляют скорость и все остальные участники движения. Таким образом, вероятность несчастного случая резко падает.

Но сюрпризов стоит ожидать не только от участников движения. По чеченским обычаям, любой может загородить дорогу и потребовать плату за проезд. Обычно, этой платой занимается брат невесты, но бывают и заранее обговоренные моменты, когда эту миссию выполняет другой мужчина или парень.

И вот картеж подъезжает к дому жениха. Водителю авто, которая заехала во двор следом за машиной с невестой - особые почести. Обычно дарят подарок - ковер. Или что-то другое не менее ценное. Бывает, что для победителя приготовлен отдельный стол, который вправе занимать только он и его друзья.

На снимке: близкий друг жениха выходит с невестой из родительского дома в селе Ачхой-Мартан для поездки на свадебную церемонию в город Грозный.

Мать жениха выходит к невесте, помогает ей выйти из машины, и дает ей что-нибудь сладкое, например, конфету, затем сама тоже откусывает от этой же конфеты (чтобы жизнь была сладкой у невестки и свекрови). Некоторые мамы даже посыпают конфетами голову невестки. Обычно в этот момент раздаются выстрелы и автоматные очереди. Таким образом, все в округе узнают, что невеста прибыла в пункт назначения. На самом деле, это часть обряда, об истинном значении которого сегодня мало кто помнит. Дело в том, что громкими звуками раньше пугали и отгоняли злых духов от дома молодоженов.

На снимке: дети получают выкуп за невесту в селе Ачхой-Мартан.

Брат жениха отводит невесту в дом и ставит в угол. Нет-нет. Она ни в чем не провинилась, просто в углу безопаснее. В руки невесте дают ребенка, - мальчика. Чтобы мальчики рождались в семье первыми. Невеста берет мальчика на руки, небольшая сцена любви к детям, - невестка целует ребенка, или нежно треплет его за щечку, и потом дает ему подарок, обычно деньги.

По дороге в дом невестку могут ждать испытания. А именно, когда девушка заходит в дом, перед ней бывает, расположен какой-нибудь маленький коврик и рядом веник. Умная невестка не растеряется и поймет, что коврик пыльный, его надо подмести, да и вообще, убрать, чтобы никто не наступил и не запачкал.

На снимке: дети во время свадебной церемонии в городе Грозном.

Обычай «Развязывание языка»…

Обычай «Мотт бастар» («Развязывания языка») – уходит далеко в древность. Как известно у кавказских народов, в частности и у чеченцев, существовал обычай «умыкание невесты». Согласно одной из легенд однажды в горах один парень украл девушку, чтобы на ней жениться. Привел к себе домой, но девушка была зла на всех и ни с кем не хотела разговаривать. И тогда родные жениха решили задобрить ее подарками, что и получилось у них. С тех пор обычай «Мотт бастар» вошел в чеченские традиции свадебного обряда.

Однако стоить отметить, что здесь не идет речь задобрить невесту. Просто через этот красивый обычай родственники и друзья жениха оказывают финансовую помощь новобрачным.

На снимке: родственница жениха встречает невесту в доме торжеств перед свадебной церемонией в городе Грозном.

Однако вернемся к самому процессу «развязывание языка». Мужчины же, помимо всего прочего, должны «поговорить» с невестой и «развязать ей язык». «Поговорить» - значит закидать ее язвительными шутками. «Развязать язык» - попросить невесту подать воды, спросить разрешение на то, чтобы выпить воду (невеста долго не решается, кивает головой, но в конце концов все-таки из ее уст вырывается фраза, что-то вроде
«приятного пития»), и после разрешения выпить осушает емкость (стакан или кружку). Возвращает ее невесте, и, в добавок дает ей деньги. Если этого не сделать, то невеста может всю жизнь молчать с «жадиной», пожалевшей «денежку». В общем, к концу дня у невесты собирается порядочная сумма.

На снимке: невеста во время свадебного вечера в городе Грозном.

Танцуют все!

В день свадьбы, через некоторое время после того, как невеста переступила порог нового дома, начинается «ловзар», - танцы! Присутствующие собираются в круг, в центре которого танцует пара. Круг бывает строго поделен на две части - мужскую и женскую. В перемешанном виде народ в кругу не стоит. Бывает, что один из мужчин берет на себя обязанности «тамады» танцев. Он выбирает из мужской толпы парня (тот должен подчиниться и выйти в центр круга на танец). Парень совершает несколько движений перед своими друзьями (знак уважения к ним), и поворачивается в сторону женской толпы. В это время «тамада» уже выбрал девушку и указал ей выйти в круг. Пара танцует, все довольны, свадьба удалась. Танцуют до тех пор, пока всем не надоест.

На снимке: гости танцуют на свадьбе в городе Грозном.

Источник: svpressa.ru

Также в рубрике
Так сложилось, что, приезжая в Севастополь, гости не только погружаются в героическое прошлое города, посещают знаменитые военно-исторические музеи, участвуют в активных турах по Большой Севастопольской тропе, наслаждаются ласковым морем, но и знакомятся с эногастрономическими программами, которые в рамках проекта «Терруар Севастополь» предлагают виноградарские хозяйства региона
 0
Махил Снейп, автор блога "Голландец в России", а также одноименной книги, живет здесь уже больше восьми лет и за все это время ни разу об этом не пожалел
 0
Комментариев нет. Станьте первым!