Пешеходные зоны в Москве
Фото: Максим Кац
Смотрите, вот так площадь напротив мэрии у памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому выглядела всю жизнь с момента его установки на этом месте
Огромная уродливая парковка, к памятнику не подойдешь, чтобы пройти по Тверской нужно было пробираться сквозь припаркованные автомобили. Это место так выглядело всегда. Ну то есть в 60-х, когда памятник только установили, машин было ещё не очень много и парковок тем более, однако была дорога. Тогда эта площадь называлась «Советская»
А вот так это место выглядит сегодня
Пешеходная зона, огороженная бетонными столбиками и клумбами. Она очень удачно соединена с фонтаном и зоной отдыха, расположенной чуть дальше. Сейчас тут вместо 70 парковочных мест есть общественная зона, которой уже довольно активно пользуются, хотя народ все же ещё её не распробовал. Но к концу лета тут уже всё будет забито людьми
Идём дальше — Столешников переулок. Он и раньше был пешеходным, но каким-то не совсем пешеходным. Въезд был разрешен и парковались там многие, поэтому пойти туда гулять никому не приходило в голову
Сейчас это прекрасная пешеходная зона с отличными удобными лавочками, красивыми фонариками, качественным гранитом под ногами и без автомобилей
Эта зона только открылась, люди ещё не привыкли, а бизнес не сориентировался, поэтому тут пока много свободных лавочек и мало кафе со столами на улице. Вообще тут и на остальных новых пешеходных зонах пока немного не хватает жизни, уличных музыкантов, кафе и разнообразных других точек притяжения, но об этом чуть позже. Самые поразительные изменения произошли с улицей Кузнецкий Мост. Вот так тут было всю жизнь
А вот так тут сейчас
Это место моментально ожило, ведь тут и раньше было много кафе, а сейчас, когда зона стала пешеходной, то и сами люди стали проводить тут время. Толпы людей ходят вокруг разных заведений на этом пятачке, сидят на лавочках, общаются, играют на гитарах, проводят время. Всё это вместо 30 парковочных мест и двух полос проезда
Смотрите дальше — Кузнецкий мост. Тут всегда ходили толпы людей по очень узким тротуарам и ради удобства нескольких десятков автомобилистов десятки тысяч людей ежедневно терпели неудобства, из-за этого также тысячам горожан и в голову не приходило, что можно сходить погулять в центр.
А всё из-за неправильной организации пространства. Смотрите, 1979 год
А это 1989 год
Совсем недавно, уже наше время
Он такой всю жизнь был. А вот каким стал
Я решил все это посмотреть после того, как вдруг услышал от родителей, что они ездили гулять в центр. Раньше такое и представить себе сложно было — поехать в выходной гулять в центр?! В Александровском Саду, что ли? Парк Горького да, на речку сходить в Щукино или Строгино да, но в центр?
Сейчас такая возможность у москвичей начинает появляться.
Конечно, есть всякие неприятности во всей этой истории, например, некачественная укладка дорогого гранита, о которой мы уже говорили. Разумеется, нельзя было спешить с тем, чтобы всё стало готовым к новому году, теперь придётся перекладывать плитку через 2 года, а не через 15
Но в целом надо сказать, что невооруженным глазом эти неприятности не видно, а вот плюсы заметны очень хорошо. Например, наконец-то решили не экономить на материалах и оборудовании и купили самые дорогие скамейки и урны, самый дорогой гранит. Это очень правильно, материалы в городе должны быть дорогие и качественные
Появление этих пешеходных зон — важный поворотный момент в истории города. У людей в Москве очень низкие стандарты качества городской среды в центре, все считают нормальным ужасное состояние города, парковки на тротуарах, отсутствие нормального наземного транспорта в центральных районах. С появлением этих зон стандарты в головах горожан начнут повышаться. А это необратимый процесс, теперь каждый следующий мэр будет вынужден обращать внимание на качество пешеходной инфраструктуры в центре.
Этот вопрос отношения горожан к различным вещам намного важнее, чем кажется. Вот, скажем, в Москве люди приемлют очень некачественный и старый трамвай и троллейбус, их устраивает, что он медленно ходит и 50 лет не обновлялся. А метро вот они не приемлют, если метро вдруг задерживается, то этим все СМИ полны, жители возмущаются, и вообще начинается целая история.
Поэтому у нас метро работает как часы, а трамваи работают плохо. При этом организационно нет большой разницы между этими двумя системами, их обе можно сделать хорошо работающими. Просто с метро на это общественный запрос есть, а с трамваем нет.
Очень хорошо, что этот процесс в Москве с пешеходными зонами и качественным центром города запущен, большой респект мэрии за эту реформу. Молодцы!
Теперь немного о недостатках. Там, где пешеходные зоны новые, окружающая среда пока не приспособилась к изменениям. Два главных недостатка: пока что мало столиков кафе расположено на улицах, и мало всяких интересностей происходит на самой зоне.
Вот смотрите, к примеру, Камергерский переулок, который давно уже пешеходный. Там сплошные кафе
Кое-где кафе есть и на новых зонах, и там выносят на улицу столы
В других местах они есть, но на улицу пока ничего не выносят. Это может быть связано с проблемами с согласованием, нам на собрание ещё зимой приносили на согласование проекты размещения столов на улице, возможно, что стоит в этом году ускорить процедуру для желающих, чтобы такой ситуации не было. От неё ведь все проигрывают.
Очень не хватает уличных музыкантов. Я думаю, что ничего не делается, чтобы их пригласить на эти улицы, а боюсь, что их вообще гоняют. Если хотя бы не мешать им, то очень скоро появятся точки, где люди будут стоять и слушать музыку
Если же помогать появлению музыкантов, сделав специальные зоны и пригласив их туда, то можно получить, например, человека с роялем (как в Бонне). Один такой человек может собрать вокруг себя много людей, и улица сразу оживёт.
В одном месте стоял арт-объект из зеркал, и сразу создал толпу вокруг. Поэтому нужно побольше точек притяжения.
Ещё из мелких недостатков: почему-то у нас не изобрели автоматически выдвигающийся столбик, поэтому тяжелые бетонные столбы коммунальщики оттаскивают вручную, чтобы проехать на пешеходную зону ночью. Конечно, они забывают вернуть всё как было, в результате столбики кучкуются (отдельно стоит отметить адскую желтую разметку якобы для слепых, которая на языке слепых на самом деле показывает всё наоборот).
Тут дело в использовании неправильного оборудования. А правильное такое: столбик управляется пультом и убирается, когда надо проехать
Остальные сложности более глобальные. Во-первых, в ужасном состоянии находится пешеходная инфраструктура за пределами пешеходных зон. Надо отходить уже от принципа зонирования, мол, эта территория создана, чтобы на ней гулять, а эта — чтобы пройти. На всех городских территориях должны осуществляться различные виды активности: по улице, где люди проводят время, ходить тоже приятней, чем по узкому тротуару около 8-полосного шоссе. Даже если улица не пешеходная, то её тротуар должен быть пригоден для того, чтобы там гулять. Для этого он должен выглядеть не так
А как-то так.
Причём деревья тут не главное, куда важнее какое-то отделение людей от машин, теми же бетонными столбиками, например, лавочками, качественным покрытием, кафе. Это всё возможно, места достаточно, просто надо перестать воспринимать тротуар как место, которое людям нужно просто быстро пробежать.
Во-вторых, есть глобальная проблема общественного транспорта в центре города. Метро у нас не приспособлено для того, чтобы ездить внутри центра — оно слишком глубокое.
Например, чтобы доехать от Кузнецкого Моста до Арбата нужно 4 минуты идти до вагона, потом ехать где-то 12 минут с одной пересадкой и 4 минуты подниматься. Итого почти 20 минут только от станции до станции, ещё 5 минут пешком в обоих концах — и вот вам полчаса, чтобы проехать два километра.
Пешком идти примерно столько же, но это расстояние совершенно не пешеходной доступности. Нужен наземный общественный транспорт, соединяющий важные точки в центре города. Например, как в Стамбуле
Если пока не трамвай, то хотя бы троллейбус, но он должен ходить по выделенным полосам и во все стороны, никакого одностороннего движения троллейбусов. Сейчас троллейбусы по центру ходят пустые потому, что сеть неудобная, и едут они в пробках. Но лучше, конечно, трамвайно-пешеходные зоны.
Если всё это реализовать, то намного больше людей станет считать более удобным поездку в центр не на автомобиле, из-за чего и пробок во всём городе станет становиться меньше.
Очень хорошо, что процесс улучшения пешеходной инфраструктуры начался, ещё раз респект и благодарности.
P.S. нет, я не продался, за этот пост никто не платил, никто его не заказывал и так далее. Задача адекватной оппозиции, по-моему, не выискивать ситуацию для критики и не замалчивать хорошие инициативы власти — задача предложить какую-то концепцию развития, обосновать её, попасть во власть и реализовать. Если вдруг наши оппоненты всё делают правильно, то мы довольны и говорим им спасибо. Когда они делают что-то неправильно, то мы их критикуем. Но критика не является самоцелью.
Источник: maxkatz.livejournal.com